Народная педагогика – совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко вс
ем другим народам. Вместе с тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Содержание работы

I. Введение.

II. Народная педагогика – совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа.

1.Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности.

2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.

III. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение.

1. Сущность, приёмы и методы воспитания.

2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.

3. Умственное и физическое воспитание.

IV. Заключение.

Файлы: 1 файл

Народная педагогика курсовик.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам и правилам

организации воспитательных процессов.

Так постепенно, от века к веку шло становление народной пе­дагогики,

традиционной культуры воспитания. Она включает:

1)     совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;

2)     совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;

3)     средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы

народных культур (подробно о структуре народные культур, воспитательных

возможностях их отдельных компонен­тов мы расскажем в следующей главе).

Народная педагогика, став самостоятельной областью народ­ной культуры,

создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических

особенностей наций, этносов, народно­стей, регионов. Поэтому у каждого

народа, нации, региона сложи­лась самобытная культура воспитания,

совершенствующаяся из поколения в поколение.

Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагоги­ку: "Без памяти

нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без

личности нет народа как историче­ской общности".

Человек — связующее, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жили

дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы

живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки

со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же касается

педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение

их в роду в течение трех веков — это и есть народная педагогика в действии.

     2.           Жанры народного творчества

Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои

уникальные черты.

Удаленность древних цивилизаций во времени не позволяет в точности воссоздать их

облик. Но почувствовать дыхание жизни наших предков помогают нам народная

культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и духовных памятниках.

“Ведь древние цивилизации — не угасшие миры, свет от них еще идет к нам. Их

достижения — часть современной культуры. Мы обращаемся к ним не только ради

эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого

призваны служить благородным целям современности — взаимопониманию и

взаимообогащению народов и осознанию себя наследниками общего богатства,

накопленного предшествующими поколениями”[2]

.

     2.1.    Определение народного творчества

Народное творчество — худо­жественное, народное ис­кусство, фольклор,

художе­ственная творческая деятельность народа; создаваемые народом и

бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура,

изобразитель­ное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном

художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятель­ность,

обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В

народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики,

воплощены воззре­ния, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия,

богатейший мир мыс­лей, чувств, переживаний, мечты о спра­ведливости и

счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество

отли­чается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью

образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в

сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и

коллективного художественного сознания. Народ веками отбирает,

совершен­ствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения.

Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и

неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса  формирования

произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её

закрепление традицией, последующее совершенствование, обога­щение и подчас

обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени.

Характерно для всех жанров народного искуства, что создатели произведения

явля­ются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может

быть созданием вариантов, обогащаю­щих традицию. Важен также тесней­ший

контакт исполнителей с восприни­мающими искусство людьми, которые сами могут

выступать как участники творче­ского процесса. Следует также отметить и долго

сохраняющаяся нерасчлененность, высокохудожественное единство различных

жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр,

декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись,

керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана

с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения

большинства про­изведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с

поэзией, трудовыми движения­ми, танцами. Произведения и навыки народной

культуры передаются из поколения в поколение.

     2.2.    Народное поэтическое творчество (фольклор)

Фольклор — устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и

поговорки, загадки, потешки, песни и др.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная

принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-

конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается

вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и

отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и

современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и

в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как

и во времена наших прабабушек.

Богатство жанров, тем, образов, поэ­тики фольклора обусловлено разно­образием

его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор,

хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движе­ниями (пение,

пение и пляска, рассказы­вание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории

некоторые жанры претер­певали существенные изменения, исчезали, появлялись

новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания,

трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые

сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпо­са. В

период формирования государст­венности сложился классический героический

эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались

внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры

и, наконец, рабочий фольклор.

Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений разных

народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.

     2.2.1.  Сказка

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы,

сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда

повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел

несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах:

добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с

врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение

нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы,

нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое

побеждает не само по себе, а путем преодолевания трудностей и борьбы со злом.

В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить

жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот

воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.

Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно. “Сказка — ложь, да в

ней – намек: добру молодцу – урок.”

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность,

повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в

тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен,

содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и

поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания

и обучения детей разных возрастов.

     2.2.2.  Героический эпос

Героический эпос очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе

присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.). В

эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Небольшое

путешествие в героический эпос познакомит детей с историческими событиями

давно минувших лет, с героями этих событий. Дети узнают, как относились к

этим событиям наши предки, ведь произведение всегда отражает душу автора.

     2.2.3.  Афоризмы, пословицы, поговорки

Афоризмы, пословицы, поговорки — родник народной мудрости. Они отражают быт,

обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная тысячелетиями

форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в

своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра. Если в пословице

говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего –

осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое

соответствует народным идеалам, ожиданиям.

В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума,

утверждаются общечеловеческие ценности:

                            Где работа, там и благо.                           

                 Не плюй в колодец   — пригодится воды напиться.                

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный

запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы

или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы

приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда

вы­сказать свое суждение.

Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать пословицы

и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания, а как

жизненную норму.

     2.2.4.  Загадка

Загадка — жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также

относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности,

художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные

об­разы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают

поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и,

следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам,

используемым в загадках, как мета­фора, метонимия, олицетворение, гипербола, с

самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок куку­рузы

становится башней, морковь — девицей с косой. Подчерки­вая эту особенность

загадок, М.А.Рыбникова писала: "Загадка — ключ словесного образа, зерно поэзии,

метафора"[3].

Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в других

литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме

занимательной игровой задачи, и внима­ние слушателя или читателя специально

направлено на необходи­мость отгадки, сопоставления и сравнения.

Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой,

ко­торая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию по­этического

образа, развитию художественного мышления и твор­чества.

Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных

культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые

представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и

поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных

предметов и явлений.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического

мышления, умственных реакций. Загадка учит ре­бенка сравнивать признаки

различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение

классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими

словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого

мышления.

В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы

фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции: скороговорки,

чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетически чистой речи;

считалки (элемент игры); зазывалки (тип песенок).

     2.3.    Народная  музыка  (музы­кальный фольклор)

Народная  музыка  (музы­кальный фольклор) — вокальное (песенное),

инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа.

Будучи достоянием всего на­рода, музы­кальный фольклор существует бла­годаря

исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь, гусляр,

скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные

традиции разных обществ, формаций ис­ключительно устойчивы, живучи. В каж­дую

историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные

произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они

образуют тра­диционный музы­кальный фольклор.

Основной вид музы­кального фольклора — песни, эпические сказания (русские

былины), танцевальные мело­дии, плясовые припевки (русские частушки),

инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение

музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и

Информация о работе Народная педагогика – совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа