Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 13:43, курсовая работа
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко вс
ем другим народам. Вместе с тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.
I. Введение.
II. Народная педагогика – совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа.
1.Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности.
2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.
III. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение.
1. Сущность, приёмы и методы воспитания.
2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.
3. Умственное и физическое воспитание.
IV. Заключение.
поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам и правилам
организации воспитательных процессов.
Так постепенно, от века к веку шло становление народной педагогики,
традиционной культуры воспитания. Она включает:
1) совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;
2) совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;
3) средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы
народных культур (подробно о структуре народные культур, воспитательных
возможностях их отдельных компонентов мы расскажем в следующей главе).
Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры,
создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических
особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого
народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания,
совершенствующаяся из поколения в поколение.
Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти
нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без
личности нет народа как исторической общности".
Человек — связующее, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жили
дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы
живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки
со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же касается
педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение
их в роду в течение трех веков — это и есть народная педагогика в действии.
2. Жанры народного творчества
Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои
уникальные черты.
Удаленность древних цивилизаций во времени не позволяет в точности воссоздать их
облик. Но почувствовать дыхание жизни наших предков помогают нам народная
культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и духовных памятниках.
“Ведь древние цивилизации — не угасшие миры, свет от них еще идет к нам. Их
достижения — часть современной культуры. Мы обращаемся к ним не только ради
эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого
призваны служить благородным целям современности — взаимопониманию и
взаимообогащению народов и осознанию себя наследниками общего богатства,
накопленного предшествующими поколениями”[2]
.
2.1. Определение народного творчества
Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор,
художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и
бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном
художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность,
обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В
народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики,
воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия,
богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и
счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество
отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью
образов, силой творческого обобщения.
Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в
сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и
коллективного художественного сознания. Народ веками отбирает,
совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения.
Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и
неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования
произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её
закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас
обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени.
Характерно для всех жанров народного искуства, что создатели произведения
являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может
быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Важен также теснейший
контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут
выступать как участники творческого процесса. Следует также отметить и долго
сохраняющаяся нерасчлененность, высокохудожественное единство различных
жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр,
декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись,
керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана
с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения
большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с
поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народной
культуры передаются из поколения в поколение.
2.2. Народное поэтическое творчество (фольклор)
Фольклор — устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и
поговорки, загадки, потешки, песни и др.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная
принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-
конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается
вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и
отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и
современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и
в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как
и во времена наших прабабушек.
Богатство жанров, тем, образов, поэтики фольклора обусловлено разнообразием
его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор,
хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение,
пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории
некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись
новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания,
трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые
сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса. В
период формирования государственности сложился классический героический
эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались
внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры
и, наконец, рабочий фольклор.
Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений разных
народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.
2.2.1. Сказка
В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы,
сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда
повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел
несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах:
добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с
врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение
нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы,
нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое
побеждает не само по себе, а путем преодолевания трудностей и борьбы со злом.
В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить
жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот
воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.
Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно. “Сказка — ложь, да в
ней – намек: добру молодцу – урок.”
Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность,
повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в
тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен,
содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и
поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания
и обучения детей разных возрастов.
2.2.2. Героический эпос
Героический эпос очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе
присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.). В
эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Небольшое
путешествие в героический эпос познакомит детей с историческими событиями
давно минувших лет, с героями этих событий. Дети узнают, как относились к
этим событиям наши предки, ведь произведение всегда отражает душу автора.
2.2.3. Афоризмы, пословицы, поговорки
Афоризмы, пословицы, поговорки — родник народной мудрости. Они отражают быт,
обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная тысячелетиями
форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.
Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в
своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра. Если в пословице
говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего –
осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое
соответствует народным идеалам, ожиданиям.
В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума,
утверждаются общечеловеческие ценности:
Где работа, там и благо.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный
запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы
или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы
приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда
высказать свое суждение.
Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать пословицы
и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания, а как
жизненную норму.
2.2.4. Загадка
Загадка — жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также
относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности,
художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные
образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают
поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и,
следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам,
используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с
самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы
становится башней, морковь — девицей с косой. Подчеркивая эту особенность
загадок, М.А.Рыбникова писала: "Загадка — ключ словесного образа, зерно поэзии,
метафора"[3].
Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в других
литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме
занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально
направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.
Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой,
которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического
образа, развитию художественного мышления и творчества.
Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных
культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые
представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и
поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных
предметов и явлений.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического
мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки
различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение
классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими
словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого
мышления.
В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы
фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции: скороговорки,
чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетически чистой речи;
считалки (элемент игры); зазывалки (тип песенок).
2.3. Народная музыка (музыкальный фольклор)
Народная музыка (музыкальный фольклор) — вокальное (песенное),
инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа.
Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует благодаря
исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь, гусляр,
скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные
традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую
историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные
произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они
образуют традиционный музыкальный фольклор.
Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания (русские
былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки),
инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение
музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и