Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:39, реферат
Цель данной работы заключается в изучении невербального языка в профессиональной деятельности провизора. Для достижения цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить способы невербального общения.
Изучить литературу по данной теме.
Систематизировать собранную информацию.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
История изучения невербального общения ……………………… 4
Проблемы понимания невербального общения ………………..... 5
Понятие о невербальном общении ……………. ……………….. 6
Структура невербальной коммуникации ………………………...6
Факторы, влияющие на коммуникативную компетентность……8
Заключение …………………………………………………………………… 10
Список литературы …………………………………………………………... 11
ГБОУ ВПО «Пермская
государственная
Минздравсоцразвития России
Кафедра латинского языка
Реферат
По коммуникативным аспектам культуры речи в профессиональной деятельности провизора
Невербальный язык в профессиональном общении провизора
Выполнила:
студентка 1 курса 2 группы
А.Е.
Преподаватель: доцент
кафедры Пузикова З.Г.
Пермь – 2013
План
Введение ………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………... 11
Введение
«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения!» (Антуан де Сент – Экзюпери)
Общение - это одна
из актуальных проблем
Передача (обмен) любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем. Передаётся информация средствами вербальной и невербальной информации. Мы остановимся на невербальном способе передачи информации.
Цель данной работы заключается в изучении невербального языка в профессиональной деятельности провизора. Для достижения цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
Для выполнения поставленных задач была изучена литература как печатных, так и электронных источников: Багдасарова Н. А. «Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное», Лабунская В. А. « Невербальное поведение» и статьи из Интернета.
Данная работа состоит
из трех глав и заключения. В главах
рассказывается об истории, проблем
понимания, понятии о невербальном
общении, его структуре и факторов,
влияющих на коммуникативную
История изучения невербального общения
Невербальный язык был известен и использовался еще с древних времен. Один из ярких примеров - древнегреческий театр масок, в котором внешнему выражению внутренних состояний придавалось большое значение. Немаловажную роль позы, жесты и мимика играли и в античной скульптуре.
В период расцвета древнегреческого театра к изучению внешних проявлений внутренних состояний человека обратился Аристотель, посвятив этому свой труд “Физиогномика”. Это стало первой попыткой систематизировать знания о внешности человека и ее связи с чертами характера.
Среди признаков, по которым, по мнению Аристотеля, можно распознать характер человека, преобладают: тип тела, фигура, цвет, волосатость, гладкость, мясистость и т.п. Он же писал, что «искусство физиогномиста требует тонкой наблюдательности и глубокого ума, умения анализировать и помощи всевышнего», то есть указывал на границы получения и использования физиогномического знания.
В XX столетии изучением невербального поведения стала заниматься в основном психология. Именно эта наука дала ответы на многие вопросы, смогла классифицировать это явление, описать его наиболее полно по сравнению с попытками, предпринимавшимися ранее.
Долгое время изучение невербального поведения в психологии осуществлялось в русле идей, сформулированных Дарвином. Одно из поворотных открытий психологии в отношении невербального поведения - признание его коммуникативной функции. Российский ученый С.Л. Рубинштейн сформулировал утверждение о том, что выразительные движения не являются простым сопровождением эмоций, как считал Дарвин. Рубинштейн считал, что они «выполняют определенную актуальную функцию, а именно - функцию общения; они - средство сообщения и воздействия, они - речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии».
Проблемы понимания невербального общения
Существуют две проблемы понимания невербального общения.
Во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;
Во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».
Понятие о невербальном общении
Невербальное
общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние
друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пант
Навыки невербального общения важны в процессе работы с пациентами. Язык тела - поза, выражение лица - имеет большое значение. Провизору следует обращать внимание на невербальное поведение пациента. Открытая поза - лицом к пациенту с не скрещенными руками - означает открытость, доступность и готовность общаться и слушать. Важно поддерживать приемлемую дистанцию с пациентом; провизор должен находиться достаточно близко для обеспечения конфиденциальности общения и в то же время не создавать неудобства для пациента, а также риска заразиться вирусным заболеванием для себя. Если пациент отступает или придвигается, нужно поддерживать установленную им дистанцию. Важно также поддерживать зрительный контакт и следить за выражением лица пациента во избежание отрицательных эмоций.
Невербальное общение
со стороны пациента не менее важно.
Если пациент принимает закрытую
позу - скрещенные руки, поворот туловища
от провизора - последний должен понять
причину дискомфорта и
Невербальная коммуникация структурно представлена следующими системами: а) визуальная; б) акустическая; в) тактильная; г) ольфакторная.
К визуальной системе относятся
внешний вид и выразительные
движения человека – жесты, мимика,
позы, походка и т.д. К этой же системе
можно отнести такую
Акустическая система – это различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения. Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапления в речь – паузы, покашливания, смех и д.р.
Тактильная – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.
Ольфакторная система – приятные и неприятные запахи окружающей среды (естественный и искусственный запахи человека).
В целом можно сделать вывод, что все системы невербальной коммуникации играют большую вспомогательную роль в общении. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять речевое воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр общения, как намерения его участников.
Значительная роль
общения в деятельности
1) умения общаться на людях;
2) умения через верно
созданную систему общения
3) умение целенаправленно
организовывать общение и
Основным компонентом
коммуникативных способностей является
общительность в самых разных
её проявлениях. Мы знаем общительных
людей, которые быстро, легко и
оперативно организуют общение; мы знаем
людей, гипертрофированная общительность
которых делает их назойливыми, утомительными.
Такой человек любой разговор
стремится перевести на себя, стать
центром коммуникации. В жизни
встречаются люди и малообщительные,
которые лишь участвуют в разговоре,
не выступая в активной коммуникативной
роли, но своим коммуникативным
Общительность – явление многослойное, включающее в себя, по мнению исследователей, целый комплекс компонентов. Выделим три основных:
1) коммуникабельность –
способность испытывать
2) социальное родство
– желание находиться в
3) альтруистические тенденции.
Общительность как свойство
личности, ставшее профессионально-
А.В. Мудрик выделяет следующие параметры личности, влияющие на общительность: особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия и спонтанность восприятия, определённые социальные установки, коммуникативные умения – ориентировка во времени, в партнёрах, в отношениях, в ситуации.
Общительность имеет ярко выраженную эмоциональную природу, основу которой составляют коммуникативные и альтруистические эмоции.
В альтруистических эмоциях выделяют желание приносить радость людям, с которыми человек общается, сопереживание радости другого и т.д.
Среди коммуникативных эмоций
выделяют: желание делиться мыслями,
переживаниями, чувство симпатии, расположения,
уважения к участникам общения и
т.д. Именно наличие этих эмоций и
потребностей в их переживании свидетельствует
о предрасположенности к
Существуют различные факторы, влияющие на коммуникативную компетентность человека - это и стиль его общения, и тактичность, и умение слушать, и многие другие.
Важным фактором, влияющим на коммуникативную компетентность провизора, является его умение слушать.
Умение слушать, как фактор эффективного общения.
Чем занимается человек, слушая
другого? Самыми разными вещами, в
том числе и тем, что пытается
услышать и понять, о чём же говорит
собеседник. Кроме того – оценивает
его, отслеживает слабые места в
аргументации, чтобы прицельно ударить
именно по ним, обдумывает свой аргумент,
просто отдыхает и расслабляется
после предыдущего
Принято говорить об эффективном и неэффективном слушании. Эффективное слушание обеспечивает правильное понимание слов и чувств собеседника, создаёт у говорящего ощущение, что слышат именно его, не подменяют его проблему другой, более удобной для собеседника. Оно также способствует продвижению партнёров по общению в понимании обсуждаемой проблемы, установлению доверительных отношений, приводит к решению проблемы или правильной её постановке.
Информация о работе Невербальный язык в профессиональном общении провизора