Невербальный язык в профессиональном общении провизора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении невербального языка в профессиональной деятельности провизора. Для достижения цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить способы невербального общения.
Изучить литературу по данной теме.
Систематизировать собранную информацию.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
История изучения невербального общения ……………………… 4
Проблемы понимания невербального общения ………………..... 5
Понятие о невербальном общении ……………. ……………….. 6
Структура невербальной коммуникации ………………………...6
Факторы, влияющие на коммуникативную компетентность……8
Заключение …………………………………………………………………… 10
Список литературы …………………………………………………………... 11

Файлы: 1 файл

ГБОУ ВПО.docx

— 30.95 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО «Пермская  государственная фармацевтическая академия»

Минздравсоцразвития России

 

 

Кафедра латинского языка

 

 

 

Реферат

По коммуникативным аспектам культуры речи в профессиональной деятельности провизора

Невербальный  язык в профессиональном общении провизора

 

 

 

 

 

 

 

    Выполнила:

    студентка 1 курса  2 группы

    А.Е.

    Преподаватель:  доцент  

    кафедры Пузикова  З.Г.

 

Пермь – 2013

План

 

Введение ……………………………………………………………………….. 3

    1. История изучения невербального общения ……………………… 4
    2. Проблемы понимания невербального общения ………………..... 5
    3. Понятие о невербальном общении ……………. ……………….. 6
    4.      Структура невербальной коммуникации ………………………...6
    5.      Факторы, влияющие на коммуникативную компетентность……8

Заключение …………………………………………………………………… 10

Список литературы …………………………………………………………... 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

   «Единственная настоящая  роскошь - это роскошь человеческого общения!» (Антуан де Сент – Экзюпери)

   Общение - это одна  из актуальных проблем современного  общества. В какой бы сфере  человек ни трудился, что бы  он ни делал, он, так или иначе,  общается с другими людьми. Особенно  это актуально для людей, работающих  в системе «человек - человек», у  которых коммуникативная деятельность  является основной, поскольку решение  всех возникших задач невозможно  без взаимодействия со всеми   участниками рабочего процесса (клиентами,  коллегами и т.д.).

Передача (обмен) любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем. Передаётся информация средствами вербальной и невербальной информации. Мы остановимся на невербальном способе передачи информации.

Цель данной работы заключается  в изучении невербального языка  в профессиональной деятельности провизора. Для достижения цели нам необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изучить способы невербального общения.
  2. Изучить литературу по данной теме.
  3. Систематизировать собранную информацию.

Для выполнения поставленных задач была изучена литература как  печатных, так и электронных источников: Багдасарова Н. А. «Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное», Лабунская В. А. « Невербальное поведение» и статьи из Интернета.

Данная работа состоит  из трех глав и заключения. В главах рассказывается об истории, проблем  понимания, понятии о невербальном общении, его структуре и факторов, влияющих на коммуникативную компетентность. В заключении представлены основные выводы по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

История изучения невербального общения

 

Невербальный язык был  известен и использовался еще  с древних времен. Один из ярких  примеров - древнегреческий театр  масок, в котором внешнему выражению  внутренних состояний придавалось большое значение. Немаловажную роль позы, жесты и мимика играли и в античной скульптуре.

В период расцвета древнегреческого театра к изучению внешних проявлений внутренних состояний человека обратился  Аристотель, посвятив этому свой труд “Физиогномика”. Это стало первой попыткой систематизировать знания о внешности человека и ее связи  с чертами характера.

Среди признаков, по которым, по мнению Аристотеля, можно распознать характер человека, преобладают: тип  тела, фигура, цвет, волосатость, гладкость, мясистость и т.п. Он же писал, что «искусство физиогномиста требует тонкой наблюдательности и глубокого ума, умения анализировать и помощи всевышнего», то есть указывал на границы получения и использования физиогномического знания.

В XX столетии изучением  невербального  поведения стала заниматься в  основном психология. Именно эта наука  дала ответы на многие вопросы, смогла классифицировать это явление, описать  его наиболее полно по сравнению  с попытками, предпринимавшимися ранее.

Долгое время изучение  невербального  поведения в психологии осуществлялось в русле идей, сформулированных Дарвином. Одно из поворотных открытий психологии в отношении  невербального  поведения - признание его коммуникативной  функции. Российский ученый С.Л. Рубинштейн сформулировал утверждение о  том, что выразительные движения не являются простым сопровождением эмоций, как считал Дарвин. Рубинштейн считал, что они  «выполняют определенную актуальную функцию, а именно - функцию  общения; они - средство сообщения и  воздействия, они - речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы понимания невербального общения

 

Существуют две проблемы понимания невербального общения.

Во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;

Во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие о невербальном общении

 

Невербальное  общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

Навыки невербального  общения важны в процессе работы с пациентами. Язык тела - поза, выражение  лица - имеет большое значение. Провизору  следует обращать внимание на невербальное поведение пациента. Открытая поза - лицом к пациенту с не скрещенными  руками - означает открытость, доступность  и готовность общаться и слушать. Важно поддерживать приемлемую дистанцию  с пациентом; провизор должен находиться достаточно близко для обеспечения  конфиденциальности общения и в  то же время не создавать неудобства для пациента, а также риска  заразиться вирусным заболеванием для  себя. Если пациент отступает или  придвигается, нужно поддерживать установленную  им дистанцию. Важно также поддерживать зрительный контакт и следить  за выражением лица пациента во избежание  отрицательных эмоций.

Невербальное общение  со стороны пациента не менее важно. Если пациент принимает закрытую позу - скрещенные руки, поворот туловища от провизора - последний должен понять причину дискомфорта и постараться  устранить ее. Провизор должен также  оценить выражение лица пациента - нет ли проявлений тревоги, нервозности, депрессии, агрессии и таких физических симптомов, как боль.

 

Невербальная коммуникация структурно представлена следующими системами: а) визуальная; б) акустическая; в) тактильная; г) ольфакторная.

К визуальной системе относятся  внешний вид и выразительные  движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т.д. К этой же системе  можно отнести такую специфическую  форму невербального общения, как  контакт глаз.

Акустическая система  – это различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения. Не меньшее значение имеют  и разнообразные вкрапления в  речь – паузы, покашливания, смех и  д.р.

Тактильная – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

Ольфакторная система  – приятные и неприятные запахи окружающей среды (естественный и искусственный  запахи человека).

В целом можно сделать  вывод, что все системы невербальной коммуникации играют большую вспомогательную  роль в общении. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять  речевое воздействие, все системы  невербальной коммуникации помогают выявить  такой существенный параметр общения, как намерения его участников.

 Значительная роль  общения в деятельности провизора,  естественно, требует от него  профессионального управления своей  коммуникативной деятельностью.  Это, в свою очередь, предполагает  наличие у провизора целого  ряда коммуникативных умений:

1) умения общаться на  людях;

2) умения через верно  созданную систему общения организовывать  совместную с клиентом деятельность;

3) умение целенаправленно  организовывать общение и управлять  им.

Основным компонентом  коммуникативных способностей является общительность в самых разных её проявлениях. Мы знаем общительных  людей, которые быстро, легко и  оперативно организуют общение; мы знаем  людей, гипертрофированная общительность  которых делает их назойливыми, утомительными. Такой человек любой разговор стремится перевести на себя, стать  центром коммуникации. В жизни  встречаются люди и малообщительные, которые лишь участвуют в разговоре, не выступая в активной коммуникативной  роли, но своим коммуникативным поведением  помогающие общению, поддерживающие его. И есть люди, уровень коммуникативности  которых чрезвычайно низок. Они  крайне необщительны, находиться с  ними в одном обществе весьма трудно, беседа, как правило, не клеится и  т.п. В работе с людьми общительность  выступает не только как личностное, но, главным образом, как профессионально-личностное качество человека - провизора.

Общительность – явление  многослойное, включающее в себя, по мнению исследователей, целый комплекс компонентов. Выделим три основных:

1) коммуникабельность –  способность испытывать удовольствие  от процесса коммуникации;

2) социальное родство  – желание находиться в обществе, среди других людей;

3) альтруистические тенденции.

Общительность как свойство личности, ставшее профессионально-личностным качеством, может обеспечить продуктивность  общения. Общительность правомерно рассматривать как единство трёх компонентов: потребности в общении, хорошего эмоционального самочувствия до, во время.

А.В. Мудрик выделяет следующие  параметры личности, влияющие на общительность: особенности мышления, свободное  владение речью, эмпатия и спонтанность восприятия, определённые социальные установки, коммуникативные умения – ориентировка во времени, в партнёрах, в отношениях, в ситуации.

Общительность имеет ярко выраженную эмоциональную природу, основу которой составляют коммуникативные  и альтруистические эмоции.

В альтруистических эмоциях  выделяют желание приносить радость  людям, с которыми человек общается, сопереживание радости другого  и т.д.

Среди коммуникативных эмоций выделяют: желание делиться мыслями, переживаниями, чувство симпатии, расположения, уважения к участникам общения и  т.д. Именно наличие этих эмоций и  потребностей в их переживании свидетельствует  о предрасположенности к общению.

 

Существуют различные  факторы, влияющие на коммуникативную  компетентность человека - это и  стиль его общения, и тактичность, и умение слушать, и многие другие.

Важным фактором, влияющим на коммуникативную компетентность провизора, является  его умение слушать.  

Умение слушать, как фактор эффективного общения.

Чем занимается человек, слушая другого? Самыми разными вещами, в  том числе и тем, что пытается услышать и понять, о чём же говорит  собеседник. Кроме того – оценивает  его, отслеживает слабые места в  аргументации, чтобы прицельно ударить  именно по ним, обдумывает свой аргумент, просто отдыхает и расслабляется  после предыдущего коммуникативного соло.

Принято говорить об эффективном  и неэффективном слушании. Эффективное  слушание обеспечивает правильное понимание  слов и чувств собеседника, создаёт  у говорящего ощущение, что слышат именно его, не подменяют его проблему другой, более удобной для собеседника. Оно также способствует продвижению  партнёров по общению в понимании  обсуждаемой проблемы, установлению доверительных отношений, приводит к решению проблемы или правильной её постановке.

Информация о работе Невербальный язык в профессиональном общении провизора