Новое в миропонимании эпохи возрождения и новое в архитектуре этой эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 09:57, реферат

Описание работы

Цель данного реферата: рассмотреть предпосылки появления эпохи Возрождения и выделить уникальность, новизну в миропонимании эпохи, а также определить как она повлияла на архитектуру данного периода.
Задачи: изучить литературу, ответить целям реферата, сделать вывод .

Содержание работы

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -3
2. Глава 1. Предпосылки появления итальянского Возрождения
1.1 Проторенессанс (XIII- XV)- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
3. Глава 2. Миропонимание эпохи Возрождение. Новизна и уникальность данной эпохи
2.1 Эпоха Возрождения (Ренессанс)- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -7
4. Глава 3. Новое в архитектуре итальянского Возраждения - - - - - - - - - - - - - - - - - -12
5. 3.2. Ф. Брунеллески - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -16
6. Вывод- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 18
7.Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -20

Файлы: 1 файл

новое в миропонимании эпохи возрождения и новое в архитектуре этой эпохи.docx

— 93.46 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Уральская государственная архитектурно-художественная академия

(ГОУ  ВПО  УралГАХА)

 

 

Кафедра социальных наук

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Новое в миропонимании эпохи возрождения и новое в архитектуре этой эпохи.»

 

 

 

 

Выполнила: студ. 442 гр. Агалакова В.А.

Руководитель: проф. Кондакова Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Содержание

  1. Введение  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -3

2.   Глава 1. Предпосылки появления итальянского Возрождения 

                 1.1 Проторенессанс (XIII- XV)- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4

3.  Глава  2. Миропонимание эпохи Возрождение. Новизна и уникальность данной эпохи

                    2.1 Эпоха Возрождения (Ренессанс)- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -7

4.    Глава 3. Новое в архитектуре итальянского Возраждения - - - - - - - - - - - - - - - - - -12

5.               3.2. Ф. Брунеллески  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -16

6.    Вывод- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 18

7.Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эпоха Возрождения (Ренессанса) - период культурного и идейного развития европейских стран. Она зародилась в Италии еще в XIV веке при переходе от теоцентрической картины мира  к антропоцентрической. Ей предшествовала эпоха Средневековья. Эпоха, в которой человек был подобием высших сил, в которой преобладала вертикальная картина мира, во главе всего стояла церковь. Мы можем найти этому подтверждение в западноевропейских средневековых городах, восприятие которых строилось по вертикали. На вторую половину XIII века приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала XV в.), подготовившей Ренессанс. Ренессанс - (итал. Rinascimento, франц. Renaissance = Возрождение) — общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского искусства за готической и продолжавшейся с середины XV до начала XVI столетия. Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а в живописи и ваянии, кроме того — сближением художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.  

Эпоха Возрождения – это конец эпохи Средневековья и начало новой эры, начало перехода от феодального средневекового общества к буржуазному, когда устои феодального общественного уклада жизни были расшатаны, а буржуазно-капиталистические отношения еще не сложились со всей их торгашеской моралью и бездушным лицемерием. Уже в недрах феодализма в вольных городах существовали крупные ремесленные цехи, ставшие основой мануфактурного производства Нового времени, здесь начал складываться класс буржуазии. Эпоха Возрождения  была творческим, научно-техническим взрывом. Она достигла своего пика в XVI веке и получила огласку в трудах Вазари, посвященных творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. Человека стали воспринимать как отдельную личность, как индивидуальность. Он стал творцом своей земной жизни, возник культ творчества. Основной целью становится идея обессмертить свое имя в творческой деятельности, также возникает идея сближения человека с природой. Убывает вертикаль и начинает доминировать горизонталь.

Цель данного реферата: рассмотреть предпосылки появления эпохи Возрождения и выделить уникальность, новизну в миропонимании эпохи, а также определить как она повлияла на архитектуру данного периода.

Задачи:  изучить литературу, ответить целям реферата, сделать вывод .

 

1. Предпосылки появления итальянского Возрождения.

 

1.1 Проторенессанс (XIII- XV).

Период, предшествующий Ренессансу, Проторенессанс. Именно с него нужно начать, ведь от него тянутся прямые нити преемственности к творчеству Брунеллески, Донателло, Якопо делла Кверча и Мазаччо — этих основоположников нового ренессансного искусства. Проторенессанс берет свои начала еще от Средневековой культуры, но в связи с экономическими сдвигами в городах Италии, а прежде всего во Флоренции он перерастает, выходит за рамки периода, шагая вперед, ставя проблемы, с которыми не в силах справится мастера предшествующего периода. этого самого передового города Италии, где победа бюргерства над старыми феодальными группировками была особенно радикальной. С Флоренцией, Тосканой и Римом связаны все наиболее значительные явления итальянской культуры того времени — проторенессансная архитектура, скульптура Никколо Пизано, Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано, творчество Данте, живопись Каваллини и Джотто. Именно они заложили фундамент, на котором зиждется искусство Возрождения, знаменующее уже новый этап развития.

Проторенессанс  представлял из себя уникальное, чисто итальянское явление. Его предпосылкой было зарождение раннекапиталистических отношений и выдвижение на первый план нового класса, который принес с собою и новое мировоззрение. Его специфической особенностью была высокоразвитая городская культура. Его целенаправленность лежала в плоскости обновления старого, полученного от дедов и отцов наследия. Его характерной чертой, роднящей его с ренессансной культурой, была динамика развития. Его великой удачей было наличие блестящей плеяды гениальных мастеров — ярких индивидуальностей, такого масштаба и такого накала, неведомых ни одной другой стране того времени. Все это и делает итальянский Проторенессанс столь неповторимым феноменом. Мы имеем здесь дело со специфическим понятием, переносить которое на развитие других стран совершенно неправомерно. Тем более что сам термин «Проторенессанс» уместен лишь в том случае, когда за обозначаемым им явлением последовал «Ренессанс», а это произошло лишь в одной стране — в Италии.1 Под воздействием переломных моментов на стыке эпох происходит возобновление, «возрождение», «реформация» пространства вокруг. Теперь человек становится центром, возникают новые общественные отношения. Он начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения — городская интеллигенция той эпохи — поэты, филологи, философы, художники, — представители тех отраслей знания, которые, имея своим объектом человека и всё человеческое (лат. studia humaniora), противопоставлялись "схоластическому" изучению "божественного" (studia divina). Отсюда их наименование — гуманисты (от лат. homo — человек, humanus — человеческий), а нового мировоззрения — гуманизм. Гуманисты выступили против контроля католической церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Были подвергнуты критическому пересмотру сковывавшие свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралась средневековая мораль; провозглашено право на свободу научного исследования. Закончилась эпоха феодально-теократических схем, они рухнули, религия больше не преобладает над личностью, общество открыто для новых веяний, в которых вся совокупность общественной жизни и культуры явились свидетельством наступившего перелома.

Постепенно  «эмпирический реализм» растворился в широком ренессансном движении, полностью победившем в Италии во второй половине XV века. Ренессансное искусство сложилось, как мы видели, во Флоренции, где новые общественные отношения получили классически ясную форму выражения. Здесь гуманистическое мировоззрение утвердилось ранее, чем в каком-либо другом городе Италии (Колуччо Салутати, Никколб Никколи, Леонардо Бруни, Поджо и многие другие). Здесь все государственные органы правления, которые давали главные заказы художникам, были заполнены выходцами из бюргерских кругов, уже приобщившихся к гуманистической культуре. Здесь после побед над феодальной монархией Висконти патриотические чувства испытали особый подъем, что не преминуло отразиться на «гражданственном» характере искусства. Здесь скопились огромные материальные средства, позволявшие одновременно вести дорогостоящие войны и строить здания, украшая их живописью и скульптурой. Здесь были налицо высокие культурные традиции, восходившие своими корнями к эпохе Проторенессанса. Здесь сформировался особый, чисто флорентийский склад ума, живой, ясный и трезвый, способный откликаться на все стороны бытия, забывать при этом о порою присущей им пошлости и в то же время не лишать их сильного и простого аромата действительности.

Современникам Брунеллески, Донателло и Мазаччо  нравилось их новое искусство. В их сознании оно преломлялось как выполненное в античных традициях (all'antica). Они склонны были преувеличивать, инстинктивно понимая близость нового реализма античному реализму. В действительности основоположники ренессансного искусства опирались в большей мере на проторенессансное искусство, нежели на античное. Но когда была возможность (не следует забывать, что в эту эпоху появились коллекционеры антиков), они охотно черпали творческие импульсы прямо из античных памятников, заимствуя из них композиционные схемы, мотивы движения, характер драпировок, типы лиц, иначе говоря, все то, что облегчало им решение новых, реалистических задач. В эпоху раннего кватроченто такое обращение к античным источникам было куда более редким, чем во второй половине XV века. Зато оно было намного более творческим и действенным. Оно способствовало созданию нового искусства, проникнутого гуманистическим духом и невиданно реалистического.

Проторенессансные и античные традиции помогали итальянским  художникам выработать более обобщенный художественный язык, легче преодолеть позднеготический натурализм и позднеготическую линейную стилизацию, по достоинству оценить внутреннюю закономерность явлений и вещей, а также их реальную взаимосвязь. Отсюда повышенный интерес к учению о пропорциях, игравшему столь большую роль в античной эстетике и давшему ключ к определению правильной меры вещей. Освоение проторенессансного и античного наследия облагородило художественный язык кватрочентистов, придав ему ту обобщенность, которая оберегала от натурализма. Таким «большим языком», которым пользовались Донателло, Кверча и Мазаччо в тогдашней Европе не пользовался ни один другой мастер. И таких радостных и гармоничных зданий, которые возводил Брунеллески, не строил в те времена ни один европейский зодчий.3

После достижений Брунеллески, Донателло, Кверча и Мазаччо пути для развития реалистического искусства стали широко открытыми. Они были первыми, кто выработал ту изобразительную систему, основные принципы которой остались незыблемыми до наступления эры современной архитектуры и абстракционизма. В этом их огромное историческое значение, перерастающее рамки ренессансной художественной культуры. И с их появлением проблема «происхождение итальянского Возрождения» утрачивает свою актуальность, потому что они и есть те, кто своими руками создал ренессансное искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Миропонимание  эпохи Возрождение. Новизна и  уникальность данной эпохи

 

2.1 Эпоха Возрождения (Ренессанс).

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы.

Эпоха Возрождения  получила свое название от того, что  она шла под лозунгом возрождения  классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью.

Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.

Философию Возрождения  отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим  объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении. В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в..8

В этой связи следует указать  на три специфические черты этого  учения: 1) «реабилитация» природы, а вместе с ней и через нее природы самого человека, что в итоге привело у обожествлению природы и признанию человека гармоническим единством телесного и духовного начал; 2) выдвижение на первый план личного и деятельного основания категорий «достоинство» и «добродетель»; 3) радостное мировосприятие, требование полноты жизни — всеми чувствами, всеми способностями, гармония разума и страстей. И как бы в противовес столетиями до этого звучавшему мотиву о «жалких условиях человеческого существования», «о презрении к миру» гуманисты настойчиво подчеркивали прямо противоположную идею — о красоте и гармонии мира, о достоинстве человека, не родовом и сословном, а сугубо личном, т.е. потенциально идею о равной важности каждого индивидуального существования. В ра з витом виде она уже представлена в трактате флорентийского гуманиста Джаноццо Манетти «О достоинстве и превосходстве человека» (середина XV в.) и с этих пор становится излюбленной темой гуманистической литературы. Нет ничего удивительного в том, что в эпоху Ренессанса возникла новая — первая современная - литература.

Не менее интересной является и  такая черта культуры Ренессанса, как ее ориентированность на «омолаживание» и регенерацию времени. Конституирующим элементом социально-художественного сознания эпохи Возрождения было повсеместно распространенное чувство юности, молодости, начала. Его противоположностью было образное понимание эпохи средневековья как осени. Юность Возрождения должна быть вечной, ведь античные боги, которым стремились подражать люди Ренессанса, никогда не старели, не подчинялись власти времени. Миф о юности имеет подобно другим мифам (счастливого детства, утраченного рая и пр.) все черты изначального архетипа, который постоянно возрождается, чтобы вернуться как идеальный образец в измененных ипостасях в разных культурах и в разное время. Весьма мало культур, где выше ценятся зрелость, опыт, прелести старости, чем юность.

Культура Ренессанса, его искусство  и прежде всего пластика позволяют  сформулировать парадокс: архетип юности, который по своей сути является выражением поиска неизменности, на вид как бы историчен. Основой этого парадокса служит принятое Ренессансом положение о принципиальной генетической тождественности мира природы и мира культуры. Это положение в ренессансной культуре становится лейтмотивом в сочинениях писателей, философов и художников.10

Связь искусства и науки  составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения.  Правдивое изображение  мира  и  человека должно было  опираться  на их познание,  поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную  роль.  Естественно,  что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых,  среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.    

Информация о работе Новое в миропонимании эпохи возрождения и новое в архитектуре этой эпохи