Новые черты в культуре XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:47, реферат

Описание работы

Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода.

Содержание работы

Введение
Глава 1
1.1 Система ценностей средневековой Руси
Духовная культура…………………………………..4
1.2Русский театр в 17 веке……………………………..8
1.3Русское искусство 17 века…………………………..14
Глава 2
2.1 ЗОДЧЕСТВО…………………………………………21
2.2 СКУЛЬПТУРА И РЕЗЬБА…………………………..23
2.3 ЖИВОПИСЬ…………………………………….........24
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ 1КУРС.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный  университет

им. А.Г. и Н.Г. Столетовых»

 

 

 

Кафедра «Истории России и Краеведения»

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине

 

История

 

по теме:

 

«Новые черты в культуре XVII века »

 

 

 

 

                                                                                                 Выполнила:

 

                                                                                                         Ст. гр. ЗМН-111

 

                                                                                                         Ханкевич А.В.

 

 

                                                                                           Принял:          

 

                                                                                                         Голубкина Т.М.

 

 

 

 

 

 

Владимир 2012

Содержание

 

            Введение

                                                   Глава 1                             

     1.1  Система ценностей средневековой Руси

          Духовная культура…………………………………..4

1.2Русский театр в 17 веке……………………………..8

1.3Русское искусство 17 века…………………………..14

                                                Глава 2

2.1 ЗОДЧЕСТВО…………………………………………21

2.2 СКУЛЬПТУРА И РЕЗЬБА…………………………..23

2.3 ЖИВОПИСЬ…………………………………….........24

         Заключение

    Список использованной литературы

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии.1

Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода. Быстрый рост научного самосознания и бурное развитие искусства послужили прекрасной основой для строительства новой структуры общества, смещения акцента интересов многих слоев населения, выделения многих ремесел церковного искусства в отдельные светские виды деятельности, развитием духовного отражения и освоения действительности, т.е. Искусства, появлением в нем стремления к описательности и декоративности.

«Век перелома» - так  часто называют данный период. Меняется не только светское, происходит смещение всей духовной сферы жизни российского  общества. Вершиной кризиса средневековой идеологии становится реформа патриарха Никона и, как следствие, возникновение старообрядчества. Активно прививаются прозападные идеи, дополняющие нюансы самобытной культуры России.

 

 

Система ценностей  средневековой Руси. Духовная культура

 

В XVII в., несмотря на зарождение новых социально-экономических явлений, церковь стремилась сохранить свою роль. Между тем в жизни общества, особенно в городах, изменялось соотношение  мирских и церковно-религиозных  потребностей людей в пользу первых. Следствием этого стал рост религиозного индифферентизма. Неудовлетворенность церковными службами и обрядами способствовала росту влияния на духовную жизнь людей скоморошества и развлечений, которые церковь объявила языческими и несовместимыми с православной верой.

Кроме того, русская церковь  за долгий период обособленного существования  прониклась множеством всевозможных обрядов, разобщавших ее с общеправославной традицией. Из всех «нестроений» церкви особенно бросались в глаза беспорядочность  и небрежность в богослужении, отсутствие единообразного богослужебного чина, что выражалось в сохранении местных различий в порядке совершения служб и обрядов, в разных составах почитаемых святых и отсутствии единообразных богослужебных текстов. «Нестроением» являлось также отличие богослужебного чина, принятого русской церковью, от чина других православных церквей, «зазорное» поведение «белого» и «черного» духовенства. Нужна была реформа церкви.

Церковные преобразования связаны с личностью Никона, возведенного на всероссийское патриаршество в 1652 г. Царь Алексей Михайлович считал его единственным иерархом, способным справиться с этой трудной задачей. Вместе с тем Никон имел устойчивое представление о превосходстве церковной власти над государственной, ставил своей целью победу над светским мировоззрением, которое постепенно утверждалось, мечтал превратить Московское государство из провинции христианского мира в центр, равный Царьграду. Таким образом, в деятельности Никона переплелись интересы государства, потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха, стремившегося занять по меньшей мере равное с царем положение в управлении Россией.

Следствием же умеренной  церковной реформы явилось то, что русское общество оказалось  в глубоком и трагическом расколе. Сама реформа, силовые методы ее проведения вызвали широкое недовольство. Введение новых обрядов и богослужения по исправленным книгам многие восприняли как введение новой религиозной веры, отличной от предыдущей, «истинно православной». Возникло движение сторонников старой веры – раскол, родоначальниками которого были провинциальные ревнители благочестия – протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил Логгин. Большинство же сторонников старой веры составили посадские люди и крестьяне, недовольные укреплением феодально-крепостнического режима и ухудшением своего положения, что они связывали с нововведениями, в том числе и в религиозно-церковной сфере.

Вместе с тем Никон  не пожелал удовлетвориться второй ролью в государстве. Опираясь на принцип «священство выше царства», он попытался полностью выйти из подчинения светской власти. Будучи личностью незаурядной, энергичной, Никон все же не смог одержать верх в борьбе против царя. Его позиция отражала исторически обреченный, запоздалый всплеск претензий духовной власти на приоритет перед светской. Царю удалось добиться победы при поддержке зарубежных патриархов, которые в декабре 1666 г. осудили своего собрата и лишили его высшего церковного сана. Крушение Никона стало важным этапом на пути утверждения абсолютизма в России. Оно в известной степени подготовило радикальный шаг Петра I, связанный с фактическим упразднением патриаршества в 1700 г.

Раскол и оформление старообрядческой церкви были показателем  падения влияния официальной  церкви на народные массы в последней трети XVII в. Идеологии раскола были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты. К первым можно отнести идеализацию и защиту старины, проповедь национальной замкнутости, враждебное отношение к распространению светских знаний и пропаганду принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути спасения души. Эти идеи породили практику «огневых крещений». В психозе массовых самосожжений гибли сотни и тысячи людей.

К прогрессивным сторонам идеологии раскола следует отнести  освящение и оправдание различных форм сопротивления власти официальной церкви и феодально-крепостнического государства, разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей в отношении старообрядцев и других верующих, не признававших официальную церковь, и оценку этой политики как действий, противоречащих христианскому вероучению. Вожди раскола в 70-е годы XVII в. подошли даже к оправданию народных восстаний своего времени. Эти черты идеологии и преобладание в составе участников крестьян и посадских людей придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили народные выступления последней трети XVII в. Кроме того, в обстановке крутой ломки сложившихся социальных форм и духовно-идеологических устоев именно старообрядчество, несмотря на свою эсхатологическую сущность, даже фанатизм и житейскую отрешенность, сохраняло преемственность в развитии национального самосознания и культуры.

Полоса репрессий против идеологов  раскола, отказавшихся от примирения с  официальной церковью, завершилась в апреле 1682 г. сожжением содержавшихся в тюрьме Пустозерска протопопа Аввакума и его товарищей по заключению.

Русская церковь давно проявляла  усердие в борьбе с западными  влияниями. В XVII в. эту борьбу осложнило  то, что восприимчивыми к взглядам западного толка оказались царская фамилия и столичные светские феодалы, несшие службу при Царском дворе. Ставший патриархом с 1674 г. подозрительный Иоаким был непримиримым врагом всего «латинского» и, кроме того, сторонником никоновского положения «священство выше царства». Проводниками «латинства» из духовных лиц были монахи Симон Полоцкий и его ученик Сильвестр Медведев. Симон Полоцкий в 1664 г. по приглашению царя Алексея Михайловича прибыл в Москву на должность наставника царских детей. Он принадлежал к особому сословию духовных лиц, которые появились в России после воссоединения с ней Украины и были совершенно раскованы в религиозном отношении, веря преимущественно в разум, мирские науки. В большинстве своем они получали образование в западноевропейских университетах, где проникались сознанием широкой веротерпимости и уважения человеческого достоинства. Симеон Полоцкий тяготел к западной образованности, фактически став первым светским профессиональным писателем в Московском государстве. Созданная им атмосфера просвещения и духовности разлагала средневековый мир догматизма, открывала перед Россией просторы интеллектуального развития. Вот почему он проявлял так много заботы об открытии в Москве академии как всесословного учебного заведения, выпускники которого могли поступать как на гражданскую службу, так и посвящать себя духовным занятиям.

Во второй половине XVII в. противовесом просветителям были грекофилы. Каждая из группировок пыталась реализовать  собственную программу, опираясь на одну и ту же силу – царскую власть. Идейными вдохновителями грекофильства становятся братья Иоаникий и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву от константинопольского патриарха в 1685 г. Усилению грекофилов во многом способствовала поддержка «мудроборчески» настроенного патриарха Иоакима. Церковные ортодоксы предприняли настоящее наступление против все усиливающейся секуляризации духовной жизни, рассчитывая удержать мистико-аскетические традиции восточного православия.2

 

 

Русский театр в 17 веке

Русский театр как явление, появился в 17 веке, при правлении Алексея Михайловича Романова. Русский театр был создан по инициативе боярина А.С. Матвеева. Организатором первого русского театра был пастор Иоганн Годфрид Грегери. В царских селах Преображенском, Коломенском и Измайловском ставились переводные иностранные пьесы. Главными актерами в переводных пьесах были выходцы из Немецкой слободы. Русские тоже играли в театре 17-ого века, но в меньшем количестве. Русские актеры театры, были в основном выходцы из подьячих посольского приказа. Все роли в русском театре 17 века исполняли мужчины. На сцене играла инструментальная музыка, актеры пели и плясали.

Основная тема спектаклей русского театра 17 века – библейские сюжеты и исторические эпопеи. Первая пьеса, показанная в русском театре, «Артаксерксово действо» длилась около 10 часов. Всё это время, царь, Алексей Михайлович Романов, не вставал с места, а бояре напротив, стояли, в присутствии царя им не дозволенно было сидеть. Со смертью Алексея Михайловича русский театр надолго перестал существовать. Возродился он, лишь при правлении Петра I.

В русских городах и селах, большой популярностью пользовался бродячий театр – театр Скоморохов и Петрушек. Власти не нравился такой театр, за очень смелый юмор.3

Первый государственный  профессиональный театр России был  создан во второй половине XVII века. К  этому времени произошло объединение и экономическое слияние княжеств и земель вокруг Москвы, было создано централизованное Русское государство. С началом становления русской нации складываются элементы национальной культуры.

В верхах феодального  общества шло довольно интенсивное освоение достижений европейской культуры и приспособление их к национальным потребностям. Новые веяния не только проникают в быт бояр и дворян, но и нарушают домостроевский уклад жизни купечества и чиновников-дьяков. Царь Алексей Михайлович, был любителем развлечений и зрелищ. При нем возрастают пышность, великолепие придворных церемоний и обрядов, придворных празднеств и приемов, отличавшихся театральностью.

Царские «потехи» - соколиная  и псовая охота - проводятся по специально разработанным руководствам, своеобразным сценариям, роскошно изданным и иллюстрированным.

Стремление к театрализации  обрядов захватывает и духовенство. Особенно выделялось «Пещное действо». Этот обряд - инсценировка библейской легенды о царе «Навходоносоре», возомнившем себя выше всех богов. Навходоносор повергает в горящую «пещь» трех отроков, которые отказались поклоняться идолу - «образу злату», так как исповедуют христианскую веру.

В определенный момент утренней службы халдеи - палачи - выводили отроков, облаченных в белые одежды. Затем отроков вводили в печь и метали из железных трубок «плавучую траву», дававшую вспышки пламени. Раздавался гром (сотрясение железного листа). Сверху спускалась фигура ангела. Пораженные чудом халдеи падали ниц. Отроки выходили из «пещи» и под песнопения уходили в алтарь.

Обряд этот, вошедший в  церковный обиход в XVI веке и утверждавший победу церкви над царем, упраздняется во второй половине XVII века, в связи  с усилением царской власти.

Обряд «Хождение на осляти»  иллюстрировал собой евангельский рассказ о въезде Христа в Иерусалим. Он представлял собой торжественное шествие царя и патриарха в сопровождении бояр, духовенства и войска из Успенского собора в Кремле в Покровский собор на Красной площади, а затем обратно в Успенский собор. При этом царь вел под уздцы коня патриарха.

Информация о работе Новые черты в культуре XVII века