Новые черты в культуре XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:47, реферат

Описание работы

Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода.

Содержание работы

Введение
Глава 1
1.1 Система ценностей средневековой Руси
Духовная культура…………………………………..4
1.2Русский театр в 17 веке……………………………..8
1.3Русское искусство 17 века…………………………..14
Глава 2
2.1 ЗОДЧЕСТВО…………………………………………21
2.2 СКУЛЬПТУРА И РЕЗЬБА…………………………..23
2.3 ЖИВОПИСЬ…………………………………….........24
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ 1КУРС.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Своеобразными культурными  центрами Москвы были Печатный двор и  Посольский приказ. Посольский приказ приобрел особое значение в культурной жизни двора с 1671 года, после того как его начальником стал один из талантливых государственных деятелей - боярин Артемон Сергеевич Матвеев. Именно Матвеев был вдохновителем и организатором московского придворного театра, хотя мысль о его создании высказывалась еще в 1660 году Алексеем Михайловичем, наслышанном от послов о западном театре.

Непосредственная же история придворного театра начинается весной 1672 года, когда «в чердаках, что  на дворе боярина Ильи Даниловича Милославского», начали готовить помещение, где «быть комедии» Богоявленский  С. К. «Московский театр при царях Алексее и Петре» М., 1914, с.1. В то же время немцу, полковнику фон Стадену было дано распоряжение привезти с собой в Москву людей, «которые умели бы всякие комедии строить».Там же. Но эта попытка не удалась, и царь приказал найти подходящих людей в Немецкой слободе в Москве и поручить подготовку первого спектакля пастору Иоганну Готфриду Грегори. Он должен был «учинити комедию, а на комедии действовати из Библии “Книгу Есфирь”». Там же, с.8 Грегори вместе с помощниками приходилось писать пьесу, набирать и обучать труппу и готовит спектакль.

Семнадцатого октября 1672 года, после нескольких месяцев  напряженной работы, в новоотстроенной  «комедийной хоромине» в селе Преображенском - летней резиденции царя - был сыгран спектакль «Артаксерксово действо». Увлеченный пышностью постановки и игрой актеров, царь смотрел спектакль в течение десяти часов.

После открытия придворного  театра спектакль «Артаксерксово действо» неоднократно показывался в «комедийных  хороминах» в Москве и в селе Преображенском.

Придворные спектакли ставили с большой роскошью. Костюмы действующих лиц шились из дорогих русских и привозных тканей и были весьма разнообразны.

В спектаклях использовались музыка, пение, танцы. Нередко звучали  орган, трубы и другие инструменты. Сохранились ноты музыки, написанной к спектаклю «Юдифь», - псалмов и солдатских песен.

Оба театральных здания - и «комедийная хоромина» в  Преображенском и «комедийная палата»  в Кремле - имели обширные и хорошо оборудованные сцены, отделенные от зрительного зала перилами. Переднего занавеса не было, но был задний занавес, который по необходимости отделял от «большой» сцены «малую».

В изобразительных средствах  спектакли русского театра не уступали западноевропейским. Каждый спектакль  имел специальное оформление, писались подъемные декорации и боковые кулисы. Сценическая техника по тому времени была довольно высокой и позволяла применять различные эффекты. Например, в «Егорьевской комедии» появлялось движущееся чудище - змий. Не менее сложной была и бутафория, широко используемая в спектаклях: отрубленная голова Олоферна («Иудифь»), голова и руки Голиафа («Комедия о Давиде с Голиафом»), маска Бахуса («Комедия о Бахусе с Венусом»).

Первыми исполнителями  пьес, шедших на сцене придворного  театра, были подростки и юноши - дети иноземцев из Немецкой слободы. Но уже менее чем через год руководителю театра Иоганну Грегори было поручено обучить 26 русских детей из мещан и подьячих, которые должны были составить профессиональную русскую труппу.

Положение иноземных и русских  актеров в придворном театре было неодинаковым. Первые получали различные милости от царя: он удостаивал их своим приемом, одаривал наградами, чинами, дорогими подарками. А вторые находились в крайне униженном положении.

Путь первого русского профессионального  театра был недолог: его фактическое существование прекратилось после смерти Алексея Михайловича, в 1676 году.

На Руси в XVII веке возникают также  школьная драма и школьный театр, которые в своем развитии опирались  на опыт высокоразвитого школьного  театра на Украине. В борьбе с влиянием римско-католической церкви украинские ученые-монахи использовали средства борьбы своих противников иезуитов, в том числе школьный театр. Но если спектакли иезуитов, отличавшиеся пышностью, тяготели к сценическим произведениям эпохи Возрождения, то украинскому школьному театру были свойственны приемы средневековой драмы.

В представлениях школьного театра использовались и элементы театра народного: между действиями серьезной драмы  исполнялись интермедии, обычно представлявшие собой небольшие комические сценки из народного быта.

Зарождение русской школьной драмы  связано с именем одного из воспитанников  Киевско-Могилянской академии - ученого-монаха, политического деятеля, просветителя и поэта Симеона Полоцкого.

Русский театр XVII века, как  придворный, так и школьный, положил начало развитию театрального дела в России. Создание «Комедийной хоромины» открывает собой исторически необходимый и закономерный процесс формирования национального сценического искусства при опоре на достижения мировой театральной культуры.

Основание государственного театра означало официальное признание  сценического искусства и вызвало необходимость в открытии театральной школы для создания кадров профессиональных актеров.

Формирование театра XVIII века связано с ростом национального  самосознания, с теми огромными общественными  и культурными преобразованиями, которые происходили в стране.

Профессиональный театр  в России утверждается первоначально  как придворный театр - драматический  и оперно-балетный одновременно. Но отечественная театральная культура широко представлена и народным театром, школьным и университетским театрами, государственным публичным театром и театром частных антреприз.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русское искусство 17 века

 

17 век — переломное  время в истории Руси. Это столетие  характеризуется важнейшими изменениями  во всех сферах общественной  жизни. Происходило действительное слияние всех древнерусских земель в единое целое, обусловленное «усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок» (В. И. Ленин, Соч., т. 1, стр. 137). Важным событием, происшедшим в середине 17 в., было воссоединение русского и украинского народов.

В стране росло производство, возникли предпосылки для капиталистических  отношений, усиливалась эксплуатация широких трудящихся масс. Россия превратилась в многонациональное абсолютистское государство с обширным бюрократическим аппаратом управления. Все это вызывало обострение классовой борьбы. Восстание под руководством Ивана Болотникова и крестьянская война, возглавленная Степаном Разиным, показали мощь народа. Протест против тирании светской и духовной власти породил различные идейные движения, в которых проявлялось стремление избавиться от гнетущей опеки церкви и обосновать приоритет разума и здравого смысла над ветшавшими догмами религии.

Это был сложный и  противоречивый процесс, в котором наряду с рационалистическими тенденциями, с призывом использовать богатый опыт Запада имели место тенденции консервативные, заявившие о себе с особенной силой в «расколе».

17 столетие — период  решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле.

 Последняя стала  своеобразной школой, где объединялись  лучшие художественные силы. Для  всех русских земель Москва  была непререкаемым авторитетом  в области искусства.

Никольская  церковь в Данилове. Продольный разрез

С другой стороны, именно из Оружейной палаты исходили всяческие  новшества, именно в кремлевских  мастерских появлялись произведения, сводившие на нет строгую опеку и регламентацию. Здесь работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада, и иностранные художники, получившие образование в Европе. Здесь развертывалась деятельность Симона Ушакова — крупного русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусства. Наконец, Здесь же возникла школа русской гравюры, явившаяся связующим звеном с новой гравюрой следующего столетия.

Преображенская  церковь погоста Кижи. Продольный разрез

Борьба в искусстве  в огромной степени усиливалась  воздействием народных художественных вкусов. В результате влияния народного  творчества господствовавшие формы обретали особые черты, подчинялись новым художественным представлениям.

Важные изменения претерпевало само религиозное содержание искусства. Искусство сохраняло религиозный  характер, но вместе

с тем все более  и более проникалось светским началом. Все усиливавшийся интерес художников к реальной жизни сообщал и архитектуре, и живописи, и произведениям прикладного искусства черты необыкновенного жизнелюбия.

Одной из важных специфических  черт искусства 17 в. является пронизывающая  его подлинная стихия декоративности. В фантастически замысловатом узорочье выражается жизнерадостность, горячий интерес к окружающему. Декоративность обнаруживается во всем — в оформлении сооружений, в планировке монастырских ансамблей, в своеобразии стенных росписей, напоминающих пестрый и веселый ковер, в изделиях прикладного искусства, которые поражают богатством выдумки и изощренностью украшений и орнамента. Порой декоративность кажется чрезмерной, но именно в ней получили богатейшее развитие традиции народного творчества, его оптимизм, его глубоко жизненная основа.

 

Процесс преодоления  средневековых художественных форм, очень динамичный и противоречивый, в конце концов привел к ломке  традиционной системы и возникновению  в России на рубеже 17 и 18 вв. искусства  нового времени.

От 17 столетия сохранилось значительное количество светских построек. Среди них первое место занимают Кремлевские терема (1635—1636), выстроенные А. Константиновым, Б. Огурцовым, Т. Шарутиныи и Л. Ушаковым. Внутренние помещения теремов, дающие хорошее представление о покоях боярских хором, невелики и уютны. Их стены и своды были некогда покрыты нарядной декоративной росписью, исполненной под руководством Симона Ушакова. В общем облике теремов сказалось влияние народной деревянной архитектуры, формы которой широко использовались в дворцовом строительстве этой эпохи. Свидетельством этого является сложный и пышный ансамбль деревянного царского дворца в Коломенском, который состоял из множества различных по своему облику хором. Построенный в 1667—1668 гг. С. Петровым и И. Михайловым и частично переделанный в 1681 г. С. Дементьевым, Коломенский дворец отличался исключительной живописностью, богатством декоративной отделки, причудливым разнообразием архитектурных форм.

Различие тенденций  в светской архитектуре 17 столетия ярко характеризуют каменные постройки: По-ганкины палаты в Пскове (середина 17 в. и дом В. В. Голицына в Москве (около 1687 г.). Псковские палаты отличаются большим чувством пластичности тяжелых архитектурных объемов. Лишенные какого бы то ни было декоративного убранства, близкие к местному зодчеству раннего времени, они характеризуют архаические тенденции в архитектуре века. Напротив, дом Голицына всецело принадлежит 17 столетию. В его архитектуре появились совершенно новые черты: строгая симметрия, четко выраженная этажность, ясность и упорядоченность расположения декора.

 

 

 

 

Большие окна главного фасада, отделанные нарядными наличниками, придавали ему импозантность  и парадность. Изысканностью форм отличается и «Крутицкий теремок» в  Москве (1694; сооружен под руководством О. Старцева) (илл. 145). Эт° подлинный шедевр декоративной архитектуры, красочный и живописный в своем цветном изразцовом убранстве.

Нарядный характер светской архитектуры 17 в. имел аналогии и в  храмовом строительстве. Блюстители церковных догм запретили строить шатровые храмы и требовали пятиглавия. Но зодчие 17 в. нашли способы богато и по-новому использовать канонизированные церковные формы. С наибольшей определенностью новые черты проявляются в памятниках середины и второй половины столетия. Яркий пример — храм Рождества в Путинках в Москве (1649—1652) (рис. на стр. 174). Пять венчающих его шатров образуют сложную и живописную композицию. Характерно, что четыре шатра — чисто декоративные. Декоративный момент в облике храма сказывается в богатой отделке оконных наличников, в обилии ступенчатых арок и различных украшений сложных шатровых завершений. Похожая на отделанную с ювелирной тщательностью игрушку, Путинковская церковь как нельзя лучше характеризует прихотливые вкусы своего времени.

По образцу посадской  Путинковской церкви в середине века было сооружено много храмов. Однако в каждом случае архитекторы умели  придавать храму такое своеобразие, что трудно найти абсолютно похожие  сооружения: церковь Николы на Берсеневке (1656) непохожа на церковь Троицы в Никитниках (1628 — 1653) (илл. Ш), а обе они решительно отличаются и силуэтом и общим характером от Путинковского храма. 5

В середине и второй половине 17 столетия возводились многочисленные церкви и в провинции. Сохранились  весьма интересные и своеобразные храмы в Костроме, Муроме, Рязани, Великом Устюге, Горьком, Саратове, Угличе, Суздале и во многих других городах. Порой в них живы традиции зодчества 16 в., но в целом — самым различным образом преломляются новые художественные идеи.

 

Среди архитектурных  ансамблей 17 в. особое место принадлежит  Кремлю Ростова Великого (1670—1683). Строителем его был ростовский митрополит Иона Сысоевич. Своей резиденции он придал вид крепости с высокими стенами  и массивными башнями. Архитекторы  прекрасно учли чисто декоративный характер ростовского Кремля. Они прорезали башни окнами с характерными для того времени наличниками и покрыли их луковичными главками, а самое главное — они соединили башни с церквами, сделав последние надвратными. Центр Кремля не застроен; раньше там был сад с прудом посредине. Главные покои митрополита со знаменитой Белой палатой и примыкающей к ней домовой церковью Спаса на Сенях отодвинуты к югу и тоже сообщаются с крепостной стеной. Таким образом, митрополит мог, не спускаясь на землю, обойти все свои покои и посетить все церкви. Характерно, что центральный городской собор — Успенский (возведенный еще в 16 в.) находится вне стен Кремля, и это еще больше придает последнему облик не городской цитадели, а частной резиденции. Расположенный на берегу озера Неро, ростовский Кремль, как и многие другие ансамбли 17 в., отличается большой живописностью. Несмотря на высоту стен и внушительность белых башен, он не кажется суровым.

Одним из значительных художественных центров стал в 17 столетии Ярославль, богатый торговый город, выдвинувший первоклассных строителей. Здесь был выработан тип посадской церкви. Среди ярославских храмов выделяются церкви Ильи Пророка (1647—1650) и Иоанна Златоуста в Коровниках (1649—1654).

Церковь Ильи Пророка была главным городским храмом Ярославля и во многом определила характер и лицо ярославского зодчества. В противоположность многим сооружениям 17 в. она, как и некоторые другие ярославские храмы, производит внушительное впечатление. Эт0 свидетельствует о том, что русская архитектура и в период, непосредственно предшествовавший новому времени, далеко не полностью утратила величие и монументальность.6

Важнейшей особенностью церкви Ильи Пророка является живописность, сказавшаяся в асимметрии плана  и свободном расположении основных объемов.

 

Два нарядных крыльца  ведут на закрытую паперть, опоясывающую церковь с севера и запада. В  юго-западном углу находится придел, который увенчан высоким шатром, контрастирующим с пятью куполами церкви и перекликающимся с нарядным, прорезанным слуховыми окнами шатром отдельно стоящей колокольни.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗОДЧЕСТВО

Как и в истории  всей русской культуры, XVII в. занимает особое место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.

По-прежнему подавляющее  большинство построек не только в  деревнях, но и в городах возводилось  из дерева. Каменные храмы и отдельные  светские здания были в городах окружены морем деревянных строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили города и села. Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в XVII в. высокого технического и художественного уровня. Выдающимся произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.

В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная художественная культура. Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество. Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось на более высокий уровень. Каменные постройки появились теперь не только в городах, но иногда и в селах.

Значительной перестройке  подвергся Московский Кремль. В 1624-1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей  вместе с Баженом Огурцовым возвели  Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая башня создала парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские соборы с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ансамбль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно новый вид. Строго крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства. Замечательные постройки появились в Ярославле, Толчкове - церковь Иоанна Предтечи, Воскресенские церкви в Костроме и Романове и другие. Строгая церковная регламентация оказалась, в конечном счете, бессильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зодчестве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СКУЛЬПТУРА И РЕЗЬБА

Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву является многочисленные разные иконостасы, "царские врата" и другие детали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец.

Резьба по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощением  этого глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украшались дома простых людей. Разные наличники и карнизы, обработка резьбой крылец и других частей здания, своеобразие приемов этой обработки и ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных особенностей русской национальной культуры.

Искусство резьбы, веками развивавшееся в народе, было использовано феодальной знатью для украшения воздвигавшихся по ее заказу строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения государственных заказов.

Дальнейшее развитие получила и скульптура, хотя в ней  сохранилось много архаических черт. Скульптуры были обычно раскрашены и по большей части выполнялись в плоскостной манере, как горельефы.

Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т.ч. и на оружии.

В целом развитие скульптуры шло в направлении придания изображению  более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более индивидуализированными. Реалистические тенденции определились и в этой области искусства.8

 

 

 

 

 

ЖИВОПИСЬ

Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства  на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике.

Церковь особенно гневно преследовала распространение в селах и городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало живописцев, наделенных большим талантом.

Реалистические тенденции  в живописи XVII в. развивались еще очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. традиция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир человека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отступала перед описанием.

Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова (1626-1686). Его знаменитые произведения "Спас нерукотворный", в котором художник изобразил классически правильное лицо, а также большая икона "Насаждение древа государства Российского". В 1671 г. С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет "Троицы".

Информация о работе Новые черты в культуре XVII века