Обычаи и нравы древней Персии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Непосредственно к западу от Персии расположена Месопотамия, родина самых древних мировых цивилизаций. Месопотамские государства Шумер, Вавилония и Ассирия оказали значительное влияние на раннюю культуру Персии. И хотя персидские завоевания завершились спустя почти три тысячи лет после расцвета Месопотамии, Персия во многих отношениях стала наследницей месопотамской цивилизации. Большинство важнейших городов Персидской империи располагались в Месопотамии, а персидская история в значительной мере представляет собой продолжение месопотамской истории.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. История Древней Персии 4
1.1. Первые упоминания о Персии 4
1.2. Становление Персидской Империи 6
Глава 2. Обычаи и нравы древней Персии 11
2.1. Архитектура и искусство древней Персии 11
2.2. Мода Древней Персии 20
2.3. Тайны Древней Персии 24
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Persia.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

После смерти Ксеркса  шахи в основном пытались удержать империю в её границах, а также  вели междоусобные войны друг с другом за престол. В 413 году до н.э. восстала Лидийское  государство; в 404 году до н.э. отделился Египет, где была провозглашена XXIX династия; в 360 году до н.э. независимость получил Кипр, Киликия, Лидия, Хорезм, северо-западная Индия, Кария, финикийский город  Сидон.6

Однако самая главная  опасность пришла со стороны Малой  Азии из греческой провинции пастухов Македонии. Пока Греция была занята борьбой Афин и Спарты, а Персия с остервенением пыталась удержать свои границы, молодой македонский князь Александр в 334 году до н.э. выступил в поход  на Ахеменидов.   Правящий шах Дарий III терпел поражение за поражением. Сатрапы добровольно переходили на сторону Александра. В 331 году до н.э. произошла решающая битва при Гавгамелах, после которой Великая Персия прекратила своё существование. Дарий  III бежал и укрылся на мельнице, хозяин которой, польстившись на богатые одежды незнакомца, заколол его ночью. Так закончил свою жизнь последний шах Ахеменидской династии. Все ранее подвластные земли Ахеменидов перешли под правление Александра Македонского.

Глава 2. Обычаи и нравы древней Персии

2.1.  Архитектура и искусство древней Персии

 

 В южной части Ирана, недалеко от Персидского залива, находилась древняя столица империи Пасарга́ды, по названию царского рода Пасаргадов, из которого происходит династия Ахеменидов. Город основан Киром II в 555 г. до н. э. На месте древней столицы сохранились остатки царских гробниц. Ныне эта область именуется Фарс, или Фарсистан, ее главный город — Шираз. Другая древняя столица — Персе́поль (греч. Persepolis — "Город персов"). Здесь в оазисе, восточнее устья рек Тигр и Евфрат, персидский царь Дарий I (521—485 гг. до н. э.) в 518 г. до н. э. заложил дворец. Огромный тронный зал (75×75 м) имел деревянный потолок, который поддерживали 36 колонн 20 м высотой. Сохранилось 7 колонн, стройностью и рифленой поверхностью они напоминают колонны ионического ордера с каннелюрами (рис. 199). Стенки церемониальной лестницы (они частично сохранились) украшают рельефы с изображением длинных шеренг данников, подвластных правителей и слуг необъятной империи. На горных террасах располагались другие дворцы и залы для приемов, среди них "зал ста колонн". Их называют ападанами.7

Характерным памятником является панно из рельефных глазурованных кирпичей, изображающее шествие воинов-лучников из гвардии "Бессмертных" царя Дария I. Два фрагмента стенной облицовки обнаружены в руинах дворца в Сузах французским археологом О. М. Дьелафуа при раскопках 1881—1885 гг. Панно в виде фриза (11×6,5 м) смонтировано в одном из залов парижского Лувра, который ныне носит имя археолога.

Каждая из фигур  царской стражи составлена из 50 изразцов. Фигуры повторяют друг друга, различаясь лишь небольшими деталями одежд, что создает особенный, мерный ритм. Принцип изображения объемных форм на плоскости аналогичен древнеегипетскому. На другом фризе в Лувре, найденном в руинах дворца Артаксеркса Мнемона (ок. 400 г. до н. э.), изображены шествующие львы. Такие же изображения обнаружены в Сузах. Сочетание рельефа с разноцветными глазурями и характер рисунка почти в точности повторяют знаменитые украшения ворот и "Дороги процессий" в Древнем Вавилоне VI в. до н. э.

Плоскостность, фронтальность изображений, их иератический характер, геометризация и орнаментализация деталей являются общими для древних культур Египта, Месопотамии и Персии. Оригинальными произведениями персидского искусства являются капители с протомами (полуфигурами) животных из царского дворца в Сузах. В "Пропилеях Ксеркса" мы видим фигуры крылатых существ, аналогичных ассирийским Шеду из Хорсабада. В строительстве Персеполя предполагают участие мастеров из Мидии, Сирии, Урарту, а также, возможно, ионийских греков. Разные этнические элементы искусства объединены в Персеполе единой деспотической идеологией "стиля Империи", или, как его иногда называют, "дворцовым стилем".8

В этом стиле впечатляют строжайшая канонизация, стремление к внушительности, монументализму и абсолютной симметрии вплоть до мельчайших деталей. Симметрии и геометризации подвергается даже растительный орнамент. Можно предположить, что тенденция абстрагирования и геометризации способствовала слиянию элементов разных культур в едином "дворцовом стиле" Ахеменидов. Та же особенность позволяла создателям Персеполя органично сочетать архитектурные формы с рельефным и скульптурным декором. К примеру, если по одну сторону каменных ворот появлялось какое-либо изображение или надпись, то можно ожидать, что по другую они повторятся с точностью. Каноничность проявляется и в точнейших изображениях вооружения, костюмов, украшений конской сбруи — все они четки, графичны и полностью совпадают с оригиналами, которые находят археологи.

Примечательно, что  строители Персеполя работали, в отличие от древних греков, как скульпторы; они пользовались не тектоническим, а скульптурным способом формообразования. Археолог Э. Херцфельд, в 1931—1934 гг. проводивший раскопки в Персеполе, писал: "Желая создать лестницу, колонну или окно... они составляли из отдельных каменных глыб нагромождение, отвечавшее их замыслу размером и общими очертаниями, после чего высекали из этой искусственной скалы то, что было нужно".

Особенную декоративность дворцам и храмам Персеполя на фоне ослепительных песков и лазури неба придавали детали из ярких глазурованных кирпичей. В интерьерах и мебели использовали золото, серебро, слоновую кость, бирюзу, эбеновое дерево. Каменные рельефы ярко раскрашивали красной, синей, зеленой и желтой красками; полихромные глазури персидские мастера сочетали с вставками из бирюзы и сверкающей на солнце позолоченной бронзы. Искусство Персии тесно связано с авестийской традицией. Авеста — сборник древнейших текстов на авестийском языке, близком санскриту (сохранились отдельные списки в редакции XIII в.). Считается, что первые семнадцать гимнов Авесты написаны самим Заратуштрой.9

Основатель древней  религии парсов Заратуштра, или, по-гречески, Зороастр, согласно преданию, был сыном духа огня Оромазиса. В период между X и серединой VI в. до н. э. он отверг культы старых богов и ввел религию единого божества Ахурамазды ("Господь Мудрый"), который сражается со злым духом Ариманом. Ахурамазду представляли как "чистый свет", окруженный семью Ангелами. В каменных рельефах позднего времени (I—II вв. н. э.) Ахурамазду и Аримана изображали в виде человеческих фигур, стоящих по обе стороны горящего факела или жертвенника.

В ранних композициях, вероятно заимствованных из искусства  древней Месопотамии, изображен "жертвенник огня", а по сторонам — два льва, которые лижут пламя. Схожий мотив известен по рельефам на вавилонских цилиндрических печатях. Тела львов украшены таврами — знаками звезды или пентаграммы. Подобную композицию археологи именуют по-французски "пирей". Изображения львов, барсов, пантер, как и в других культурах Востока, символизируют могущество правителя.

В искусстве Персии распространены сцены борьбы царя с  чудовищами или нападения льва на быка, царской охоты, "тронные  композиции". Одна из таких композиций высечена в скале над входом в  гробницу царя Дария I, скончавшегося в 485 г. до н. э. Гробница сооружена в 5 км к северо-западу от Персеполя на высоте около 20 м. В усыпальнице расположены три саркофага, в одном из них покоились останки царя, в других — прах членов его семьи. Над своеобразным колонным портиком фасада гробницы изображен Дарий, сидящий на троне, который поддерживают представители тридцати народов Ахеменидской империи (изображения этнически точны и сопровождены поясняющими надписями). В левой руке царь держит лук, а правой указывает на Ахурамазду, парящего в небе. Рядом изображен жертвенник с огнем. В другом городе персидской державы — Пасаргадах — сохранилась гробница царя Кира II (559—530 гг. до н. э.). Считают, что композиция этой гробницы стала прообразом многих последующих, в том числе Мавзолея в Галикарнасе.

Сохранились произведения торевтики — сосуды и блюда из серебра с рельефными и чеканными изображениями. Золотые и серебряные ритоны с протомами зверей служили атрибутами царской власти. Весной 334 г. до н. э. в поход против Персии выступил Александр Македонский. После битвы при Гранике Александр захватил греческие города Малой Азии и двинулся вглубь страны. В сражении у г. Исса в Киликии в 333 г. до н. э. Александр разгромил персидскую армию, ее предводитель царь Дарий III (336—330) позорно бежал. Эта сцена запечатлена на знаменитой "Александровской мозаике". В 330 г. в результате последнего сражения Александр сжег Персеполь и перенес столицу в Вавилон. На месте разрушенных святилищ греки воздвигали храмы Афине и другим эллинским богам в привычной им форме периптеров. Создавали и статуи богов персидского пантеона с сохранением традиционных атрибутов, но в стиле античной пластики. Происходило своеобразное соединение черт эллинской культуры и "дворцового стиля" империи Ахеменидов.

По свидетельству Арриана, самому Александру нравилось подражать роскоши персидских владык. В дальнейшем, после кончины Александра Македонского в 323 г. до н. э., на территории завоеванной Персии образовалось царство Селевкидов, в котором официально поддерживалось искусство "греко-персидского стиля". Вытесненные Македонским племена парнов образовали в 247 г. до н. э. собственное государство близ южного побережья Каспийского моря.10

В 141 г. до н. э. они завоевали Месопотамию. Однако влияние греческой культуры было столь велико, что даже парфянские властители считали себя "филэллинами" (поклонниками эллинов). В III в. н. э. традиции искусства Ахеменидов возрождались в новой империи, основанной царем Сасаном. В 642—653 гг. Персию завоевали арабы. Многие сасанидские мастера — каменщики, резчики, ювелиры, ткачи — бежали в Византию. Именно в это время благодаря приезжим мастерам в искусстве Византии усилились геометризация, орнаментализация, появились мотивы традиционного персидского искусства и даже изображения персидских божеств.

Руины древних зороастрийских святилищ арабские завоеватели называли "харабат". Позднее, в классической персидской поэзии XVII—XVIII вв., арабское "харабат" стало означать "Дом Бога", или "руины магов". Арабское завоевание привело к распространению в стране ислама, но парны, верные авестийской традиции арийской культуры, приняли новую религию не в ортодоксальной форме учения суннитов (как это произошло в Турции), а в учении шиитов. Шииты не считали обязательным отказ от изображения живых существ. В III—VI вв. в Персии складывалась своеобразная архитектура центрических зданий, выстроенных из правильно отесанных камней с применением коробовых и стрельчатых сводов, а также куполов, которые с помощью тромпов связываются с восьмигранным основанием — октагоном. Эта схема получила дальнейшее развитие в искусстве Средней Азии XIV—XVI вв.

В период Сасанидов купольные конструкции заимствовали у персов византийцы. В X—XI вв. армянские зодчие переняли у персидских строителей купола необычной формы: звездчатые в плане, "реберные". В середине XI в. Персию завоевали турки-сельджуки. В XIi в. столицей турецких султанов стал г. Рей (в древности Раги Мидийские, куда библейский Товит посылал своего сына Товию; ныне Раи близ Тегерана). Рей был центром производства люстровой керамики, вплоть до XVII в. там изготавливали фаянсовые блюда и чаши с изображениями фантастических зверей, всадников и "луноликих", широколицых красавиц. Эти изделия после росписи покрывали люстром, имеющим слегка зеленоватый оттенок.

В 1221 г. Рей, цветущий и богатый город, опустошили орды монголов Чингис-Хана. Монголы привели с собой пленных китайских мастеров. Поэтому при преемнике Чингис-Хана — Тамерлане (Тимуре; 1333—1405) происходило частичное культурное объединение Китая и Персии. В росписях персидских фаянсов этого времени можно видеть изображения китайских драконов и фениксов, пагод и типичный мотив "китайских облаков".

Сочетание персидских и китайских  мотивов с росписью синей, кирпично-красной  и зеленой красками, а также  синим кобальтом типично для продукции мастерских г. Кермана. Эпохой "персидского возрождения" называют годы правления шахов из династии Сефевидов (1502—1736), и особенно Аббаса I Великого (1587—1629). В это время развивается искусство фарфора и сказочных персидских миниатюр — красочных иллюстраций к произведениям персидских поэтов. Миниатюристы изображали сцены пиров, придворных развлечений, полет Мухаммада на небо верхом на сказочном белом коне Бураке.

Особую славу заслужили персидские ковры. Родиной тканых восточных ковров из шерсти и шёлка с III в. н. э. была Персия. В 1598 г. шах Аббас перенес свою столицу в Исфахан. Для этого времени в орнаментах персидских миниатюр и в узорах ковров характерны мотивы крупных пальметт, вазонов и стилизованных деревьев, отчасти напоминающих растительные элементы в искусстве Древней Месопотамии. Такие ковры именуют "коврами Исфахана", а мотивы декора — "рисунком шаха Аббаса".

В традиционных персидских коврах обычно повторяется одна композиционная схема: медальон в центре, угловые секторы и обрамление в несколько полос. Подобные ковры называют "медальонными", лучшие из них относятся к XVII в. В иных вариантах мелкий цветочный узор равномерно заполняет всю поверхность. Техника плетения и окраски этих ковров удивительно тонка. Так называемые цветочные ковры отличаются своеобразным орнаментом из спиралевидных усиков и стилизованных пальметт, близких "арабской пальметте" с "чашечкой". Как и в азербайджанских коврах, встречается мотив буты с заостренным навершием, иначе: "шах", или "огурец".11

В XVII—XVIII вв. орнаментика ковров Исфахана становится все более сложной и изощренной. Появляются вытянутые ромбы, раппо́рты из копьевидных форм. Вместо "Древа жизни" и сасанидско-византийских кругов, в которых традиционно изображали звериные мотивы, чаще используют спирали и зигзаги, а также натуралистичные изображения: гвоздики, тюльпаны, гиацинты, ирисы, плоды граната и цветы шиповника. В Герате (ныне город на северо-западе Афганистана) производили оригинальные "гератские ковры" с равномерным плотным узором из растительных завитков "герати". Такие ковры изготавливали с конца XVI до начала XVIII в. В эпоху Сефевидов получает распространение мелкий и плотный геометрический орнамент, почти не оставляющий фона декорируемой поверхности. Изготавливают небольшие молитвенные коврики с изображением интерьера мечети, михраба или "Мирового дерева". Персидские ковры XVI в. из шелка с золотыми нитями одно время неправильно именовали "польскими". Известны в Европе и шёлковые узорчатые персидские пояса, их носили в XVII в. на Руси, в Польше, Венгрии. В подражание персидским похожие пояса и ткани делали в Кракове и Слуцке. На рубеже XVI—XVII вв. резиденцией персидских шахов стал город Ардебиль в персидской части Азербайджана (ныне северо-западный Иран). Город знаменит производством ковров и архитектурными памятниками XVI—XVII вв.

Информация о работе Обычаи и нравы древней Персии