Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа
Непосредственно к западу от Персии расположена Месопотамия, родина самых древних мировых цивилизаций. Месопотамские государства Шумер, Вавилония и Ассирия оказали значительное влияние на раннюю культуру Персии. И хотя персидские завоевания завершились спустя почти три тысячи лет после расцвета Месопотамии, Персия во многих отношениях стала наследницей месопотамской цивилизации. Большинство важнейших городов Персидской империи располагались в Месопотамии, а персидская история в значительной мере представляет собой продолжение месопотамской истории.
Введение 2
Глава 1. История Древней Персии 4
1.1. Первые упоминания о Персии 4
1.2. Становление Персидской Империи 6
Глава 2. Обычаи и нравы древней Персии 11
2.1. Архитектура и искусство древней Персии 11
2.2. Мода Древней Персии 20
2.3. Тайны Древней Персии 24
Заключение 28
Список литературы 30
Западнее Ардебиля находится Тебриз, где также работали азербайджанские мастера. В этом городе были сосредоточены многие художественные ремесла, там производили изделия из керамики, металла, стекла, тисненой кожи. Именно в Тебризе созданы лучшие миниатюры к эпосу Фирдоуси "Шахнаме" и знаменитые "звериные ковры". Маскат (султанат в Восточной Аравии, на противоположном от Ирана берегу Оманского залива; ныне территория Омана) также в XVII—XVIII вв. был крупным центром художественных ремесел. В Маскате, в селении Гомрун, производили оригинальные сосуды из фаянса в технике, аналогичной "витражной", или "оконной", эмали. Предварительно проделанные отверстия покрывали слоем прозрачной глазури, которая после обжига создавала эффект просвечивающих "окошек".12
Такую технику персидские мастера заимствовали из китайского фарфора периода "чен-лунг". Роспись чаще выполняли темно-синей краской. Искусство Персии с давних времен оказывало значительное влияние на культуру других народов, но также ассимилировало многие этнические традиции. Поэтому уместно использование двух терминов: "искусство Персии" (локализованное географическими и хронологическими границами) и "персидское искусство". Второй термин подразумевает распространение достижений персидских мастеров на сопредельные страны и их развитие в иных культурах.
После падения Ассирийского царства и завоевания его столицы Ниневии (612 г. до н.э.) вавилонянами и ираноязычным племенем мидян, которые в дальнейшем (550 г. до н.э.) были покорены персами, культура семитских племен перешла к племенам ираноязычным. Эти племена обитали на территории от восточного берега Тигра до Инда, от Кавказа до Персидского залива. Мидяне в союзе в вавилонянами разрушили ассирийское царство; персы, в свою очередь, — индийское. Мидяне передали персам ассирийскую культуру и, как сообщает Геродот, их собственная одежда перешла к персам. Ее мы видим на памятниках Пасаргад и Персеполя - резиденций, построенных царями Киром, Дарием и Ксерксом (между 529 и 465 гг. до н.э.).13
На протяжении всей своей истории персидские племена были тесно связаны с Месопотамией: они то воевали, то торговали, пока в 550 году до н.э. не возникла могучая Персидская держава. В империю персидских царей, бывшую огромным рабовладельческим государством, входили завоеванные им области Малой Азии, Элам, Вавилония, Финикия, Сирия, Египет. Культура этих стран оказала большое влияние на культуру Древней Персии. Персы заимствовали у покоренных народов все лучшее, что было ими создано на протяжении тысячелетий, до тех пор, пока Александр Макендонский, победивший Дария III при Иссе и Арбелах, не положил конец персидскому владычеству.
Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды.
Горные условия и
Первоначально материалом для персидской одежды служила овечья кожа. Позднее, в результате военных походов Кира и его преемников, в Персии появились чужеземные ткани из хлопка и шелка и началась обработка шерсти.
Мидийско-персидская мужская одежда (о женской мы не знаем практически ничего) в принципе представляла собой подпоясанную на вавилонский манер рубаху (или рубаху-юбку), только более просторную и с расширяющимися книзу рукавами. У царя и придворных она была богато отделана. Под нею находилась вторая рубаха-юбка, длиной до колен, более узкая и закрытая, с узкими длинными рукавами, подпоясанная в талии, из цветной ткани с пестрой отделкой. Эта рубаха-юбка была собственно народной одеждой древних персов. К ней добавляется совершенно новый элемент — длинные штаны, в меру плотно прилегающие к ногам. Эти длинные штаны - отличительный признак целой группы индоевропейских народов, к которой принадлежат персы, скифы, лидийцы, фригийцы и др. По мере продвижения этих воинственных кочевников на Запад, там приживался и этот элемент одежды, но за пределы Малой Азии он практически не вышел. Здесь, в Малой Азии, штаны являются частью известного лидийско-скифского наряда троянцев и других племен, о чем свидетельствуют, например, росписи на греческих вазах.
По этому признаку - штанам (галльское «bracca»), римляне дали всем так называемым варварским народам, пользовавшимся этим предметом одежды, — от Персии через Кавказ до северного побережья Черного моря и по всей Европе до Галлии — прозвище «braccati» («носящие штаны» — иноземные, чужие). Для истории костюма этот вид одежды важен в двух планах: как противоположность, с одной стороны, египетскому и (позднее) индийскому переднику, с другой — накидкам греков и римлян с их многочисленными складками и живописными драпировками.
Мужская одежда древних персов состояла из кожаных или меховых штанов («анаксаридов») и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны изготовляли из плотной шерстяной ткани.
Простое население продолжало так
одеваться и после того, как
царь Кир, покорив Мидию, ввел у себя при
дворе моду на мидийский костюм, ставший
официальным. Мидийская верхняя одежда
изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых
тканей пурпурного и темно-красного цвета
(вероятно, это понравилось персидским
царям). Она была широкой и длинной, состояла
из кафтана-халата, накидки и штанов.
Мидийский кафтан был широким, с очень
длинными полами, которые подбирали и
подпоясывали. При этом по бокам образовывались
складки. Рукава у кафтана тоже были очень
широкими, с лучеобразными складками во
внутренней части (возможно, это зависело
от особого покроя кафтана). Иногда складки
рукавов делались из ткани другого цвета.
Мидийский костюм носили приближенные
царя Кира и высшие придворные чины. Царь
также мог жаловать низшим чинам эту одежду
в награду за хорошую службу. Простой народ
не имел права так одеваться.
Геродот свидетельствовал, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Персидские цари не довольствовались тем, что переняли обычаи и костюм мидийцев; они многое заимствовали и у других народов: персам нравились костюмы ассирийцев, вавилонян, фригийцев, лидийцев.
Постепенно кожаная одежда простых людей была заменена костюмом, изготовлявшимся из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны заменили шаровары.
Знатные придворные и члены царствующей династии носили мидийскую одежду пурпурного цвета, а на головном уборе — бело-голубую повязку, как у царя. Придворные менее высокого сана носили такую же одежду, но другого цвета.
Древнеассирийские и древнеперсидские
барельефы дают нам представление только
о мужском костюме древних персов, но изображений
женщин на них нет. Возможно, в Древней
Персии женщинам не позволялось показываться
публично, соответсвенно, запрещалось
изображать женские фигуры. О древнеперсидском
женском костюме можно судить лишь по
изображениям на древнегреческих вазах
(здесь он дополнен греческими гиматиями).
Костюм знатных персиянок был похож на
мужской ассиро-мидийский. Женщины носили
широкие и длинные одежды из тонких дорогих
тканей с рукавами, часто пестрых расцветок,
отделанные каймой. Богатые знатные персиянки
носили круглые шапочки, украшенные драгоценностями,
и покрывало, вышитое золотом. Царские
жены носили пурпурные, затканные золотом
одежды, и царскую тиару.
Обувь древних персов представляла собой
кожаные башмаки и высокие кожаные сапоги.
Женская обувь украшалась богатой вышивкой.
Церемониальное одеяние
Символами царской власти служила митра — головной убор в форме расширяющегося цилиндра с округлым верхом, украшенный золотом и драгоценными камнями, и золотой скипетр в виде посоха. Бороду царь завивал по ассирийскому обычаю.
Царская одежда была расшита золотыми
изображениями соколов и
Головными уборами древних персов были простые кожаные шапки и высокие войлочные колпаки, подобные фригийскому. Приближенные царя постоянно носили на голове капюшоны. закрывавшие рот: во время разговора с царем их дыхание не должно было достигать царя.
Форма, а также отделка головного убора персидского царя часто менялась. Так, Кир носил высокую тиару с диадемой. Этот головной убор был очень похож на убор ассирийских царей. Тиара древнеперсидских царей имела форму низко усеченного конуса с плоским верхом, украшенного золотыми чеканными пластинками с драгоценными камнями. Основным мотивом орнамента чеканки было символическое изображение солнца — многолепестковый цветок.
Другим головным царским убором
был «кидарис» — высокая
Древние персидские воины и придворные носили подстриженные бороды, но у царя борода была длинной. Вообще персы очень заботились о растительности на лице: существуют сведения. что у них даже был обычай надевать на бороду чехлы. Древние персы пользовались накладными бородами и париками.
Одна из величайших и древнейших мировых цивилизаций Персия поистине загадочна и уникальна и является объектом пристального внимания многих историков. Древняя Персия занимала огромную территорию от южных предгорий Урала, Волги и Черноморских степей до Индийского океана.
В основе могущества любого государства, как известно, лежит идеология. Учение пророка Зороастра (Заратуштра), жившего в VII–VI веках до н. э., послужило той первоосновой, из которой в древней Персии родилось верование в Ахура Мазду, «господа премудрого», и подчинённых ему богов, призванных помогать Верховному богослову. В их число входили «святой дух» – творческая ипостась Ахура Мазды, «благая мысль» – Воху Мана, «истина» – Аша Вахишта, «благочестие» – Арматай, «целостность» – Хаурватат как полнота физического существования и её же противоположность – старость, болезни, смерть и, наконец, богиня загробного мира и бессмертия – Амертат. Не случайно на фризе одного из Ахеменидских дворцов в Сузах (современный Шуш, Иран) были начертаны слова: «Я – сын Дария-царя, Ахеменид, соорудил этот дворец как райскую обитель. Ахура Мазда и другие боги да хранят меня от всякой скверны и то, что мною сделано».15
Иранские правители Кир, Дарий и другие были веротерпимы к религиям покорённых ими народов. Цари понимали, что веротерпение – залог их спокойной и благополучной жизни. В то же время они поклонялись священному огню, который возжигался в специально построенных башнях-святилищах – чортагах (отсюда и пошло название – чертоги царские). Древние персы поклонялись также крылатым быкам, лошадям, некоторым диким животным. Кроме того, они верили в существование мифического шаха Джамшида, обладавшего удивительной чашей, в которой отражалось всё, что происходит в мире. В любой момент сын владыки солнечной сферы шах Джамшид мог узнать, что где происходит, стоило только заглянуть в чашу. Неудивительно, что с таким «багажом» персам удалось многого достичь как в науке, так и в искусстве, не говоря уже о государственном правлении.
Одним из достижений Дария I стало
строительство «царской дороги»
протяжённостью 2700 километров! Если учесть,
что большая часть её прокладывалась в
горной и полупустынной местности, а ездить
по ней на лошадях можно было на хорошей
скорости, если принять во внимание, что
дорогу обслуживало 111 почтовых станций,
а надлежащая охрана была призвана защищать
путников от грабителей, можно не сомневаться,
что налоги с завоёванных стран, собираемые
сатрапами (наместники царя в областях),
поступали в казну без каких-либо задержек.
Остатки этого пути сохранились и поныне,
а если следовать этим маршрутом из Тегерана
в Багдад, то в одной из горных областей
можно увидеть огромную скалу, на которой
на высоте около 152 метров от земли и сегодня
отчётливо видны и огромные барельефы,
и какие-то письмена.
С барельефами учёные давно разобрались. Безвестные каменотёсы изваяли в камне девять пленённых царей со связанными руками и петлёй на шее, а десятого Дарий попирает ногами. Благодаря стараниям английского археолога Г. Роулинсона удалось там же прочитать древнюю надпись, сделанную на трёх языках – персидском, эламском и вавилонском. На «странице» каменной книги шириной 8 метров и высотой 18 метров повествуется о деяниях Дария I, о его становлении как царя, не привыкшего сомневаться в своей правоте. Вот некоторые выдержки из текста, где сообщается о строительстве одного из его роскошных дворцов: «Дерево горного кедра из Ливана доставлено… Золото из Сард и из Бактрии доставлено… Самоцвет ляпис-лазурь и сердолик из Согдианы доставлен. Самоцвет синий – бирюза из Хорезма доставлен… Серебро и бронза из Египта доставлены. Мастера, которые тесали камень, были мидийцы и ионяне. Золотых дел мастера были мидяне и египтяне. Люди, которые делали кирпич – они были вавилоняне…» Уже одной этой записи достаточно для того, чтобы понять, каким богатым и могущественным был ахеменидский царь Дарий I. Неудивительно, что сказочно богатой была и столица древней Персии – Парсастахра, которую греки называли Персеполисом.
Город Персеполь был основан Дарием в местности Парс в 518 году до н. э. Основное строительство велось между 520 и 460 годами. Белокаменный город возводился на равнине Мерв-Дешт, а его красоту подчёркивала сама природа – чёрные базальтовые горы Милосердия, подступавшие к долине с севера и юга. На протяжении более полувека ночью и днём тысячи рабов разных национальностей возводили столицу персидских царей. Дарий был убеждён, что именно здесь пребывал мифический шах Джамшид с его чашей.
Город должен был служить религиозным и представительским целям. На мощном фундаменте-подиуме высотой до 20 метров возвели 15 величественных зданий, из которых самыми роскошными были Парадный зал – Амадаха, Тронный зал, Ворота Ксеркса, Гарем, Сокровищница, а также ряд других помещений, включавших жильё для гарнизона, обслуги и местопроживания гостей – дипломатов, артистов и прочих. Диодор Сицилийский (около 90–21 годов до н. э.), древнегреческий учёный, автор известной «Исторической библиотеки», в одной из 40 книг писал о Персеполе: «Выстроенный город был богатейшим из всех существующих под солнцем. Частные дома даже незнатных людей отличались комфортом, были обставлены всевозможной мебелью и украшены разнообразными тканями».