Обычай, обряд и ритуал в традиционной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы

Изучить сущностные характеристики, роль и место обычаев, обрядов и ритуалов в традиционной культуре.

Задачи работы

1. Выявить особенности традиционной культуры и ее отличие от других культур.

2. Определить, что такое обычай, ритуал, их структуру и семантику.

3. Изучить функции ритуала как основного способа переживания жизненных ситуаций человеком в традиционной культуре.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Особенности традиционной культуры……………………………….6

Глава 2. Религия, обычаи и ритуалы в традиционной культуре…………….10

2.1. Мифология в традиционной культуре……………………………………10

2.2. Ранние формы религии в традиционной культуре……………………..14

2.3. Обычай и ритуал в традиционной культуре……………………………18

Заключение……………………………………………………………………...30

Список использованных источников и литературы………………………...31

Файлы: 1 файл

обычаи обряды.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

 

Существование мифов предполагает определенное поведение традиционного  общества. Так, у азиатских народов, находящих под влиянием буддизма, миф, связанный с затмением, обнаруживался  в нескольких вариантах. Монголы отгоняли Арахо от солнца и луны громкой дикой музыкой. В европейской народной мифологии встречаются представления о борьбе солнца или луны с небесными врагами или же о болезни или умирании луны. Эти верования выражались преимущественно в шуме, поднимаемом в защиту или для ободрения несчастного светила. Римляне бросали в воздух зажженные факелы, трубили в трубы и ударяли в медные горшки и кастрюли, чтобы помочь находящейся в затруднительном положении луне.

 

Таким образом, главным способом восприятия, объяснения мира и определения места человека в окружающем мире в традиционной культуре является миф. Необходимый признак мифа – это вера, причем не требующая никаких доказательств. В мифе осуществляется совпадение чувственного образа, полученного от определенных элементов внешнего мира, и общей идеи. Он существует не в общих понятиях, а в конкретно-чувственных образах, которые полностью отождествляются с окружающим материальным миром.

2.2 Ранние формы религии в  традиционной культуре

 

     Первобытные люди  отличались от животных не только объемом мозга. Главным отличием были зачатки культуры, создание орудий труда, одежды. О наличии религии можно говорить, когда у первобытного человека возникает страх перед чем-то, что он не может объяснить: гром, шторм, дождь. Так же возникает и первые погребальный ритуал: люди боятся, что умерший их потревожит, поэтому связывают ему руки и ноги, хоронят в окружении воткнутых в землю костей животных. Исследования показывают, что уже в рамках первобытного стада появляются религиозные верования и ритуалы. Ритуал и обряд неотделимы от религиозных верований, поэтому прежде чем рассматривать ритуалы, необходимо изучить верования, которые существуют в традиционных обществах. К ним относят:

 

- тотемизм;

 

- фетишизм;

 

- культ предков;

 

- культ природы;

 

- анимизм;

 

- магия.

 

Тотемизм – вера в единство социальной группы, обусловленное общностью  предка, в качестве которого выступает  определенное животное (реже – растение или предмет неживой природы).[8] Кланы и прочие кровнородственные  группы в составе первобытных племен обладали характерными комплексами верований, которые в рамках отдельного племени повторяли друг друга, различаясь лишь в деталях. Поскольку каждый человек принадлежал к тому или иному клану по рождению, он был естественным образом связан с этими верованиями и предписанными формами поведения. Тотемизм коренился в представлении о том, что существует мистическая связь между индивидом и некими природными силами и явлениями. В случае, если клан носил название животного или растения (что было далеко не всегда) обычно верили, что между членами клана и данным природным объектом существует своеобразная мистическая связь. Членам клана предписывалось особое отношение к нему и определенное поведение, в частности, уважение или почитание, запрет на его убийство и поедание и т.п. Характер и степень серьезности этих верований чрезвычайно разнообразны. Классическим является пример австралийских племен, где члены клана верили, что происходят от своего тотемистического животного, совершали магические обряды, целью которых было его размножение; им было запрещено убивать или поедать его; они расписывали свои тела и оружие знаками их тотемистической связи.

 

     Фетишизм – учение  о духах, воплощенных в тех  или иных предметах, или связанных  с ними, или действующих через их посредство.[9] Фетишизм переходит в идолопоклонство. Фетишем может стать любой предмет. Из бесконечного множества предметов не ко всем может быть приложена идея сосуда, вместилища или орудия духовных существ. Предметы могут быть лишь простыми знаками, внешним выражением идеальных представлений или идеальных существ. Далее, они могут быть символическими волшебными вещами, действующими через воображаемое посредство специальных свойств, присущих предмету, подобно тому, как ястребиная нога  сообщает быстроту бега. Наконец, некоторые предметы могут рассматриваться без всякой определенной мысли, просто как старинные украшения или диковины.

 

     Культ предков –  обоготворение мертвых, одна из  самых древних и распространенных  форм религии.[10] Это не только форма поклонения мертвым, но и первая форма доминирования старшего поколения, уважения и благоговения перед отцами. Почитание предков, семейных и родовых святынь выражает единство человеческого коллектива, сохраняющееся сквозь века. Культ предков был связан как с одной семьей, так и с целой родственной группой. Считалось, что душа человека попадая в загробный мир, приобретала волшебную, потустороннюю силу, и могла «как бог» влиять на живой мир, оказывать влияние на судьбы живущих. К тому же родственник «бог» всегда ближе, и к нему проще прийти за помощью и советом. Люди помнили о великом могуществе предков и старались достичь его, суметь повторить их подвиги. Подвиги предков, как правило, имитировали в танцах, на праздниках. Очень часто обряды целиком были построены на имитации подвигов предков, так же строился обряд инициации. Почитание предков, домашнего очага связаны с заботой о благополучии и здоровье семьи и рода. Людям легче было жить под охраной могущественных предков. У славян предки –чуры, щуры (пращуры) – хранили своих потомков, предостерегали их. «Чур меня» – значило «обереги меня предок».

 

     Культ природы –  поклонение силам природы, например  солнце, воде, земле. Культ природы  распространен среди земледельческих  племен, где от урожая зависит экономическая жизнь традиционного общества. По мнению членов первобытного общества, вода управлялась не законами природы, а волей духа. Водяные духи первобытной мифологии были душами, заставляющими воду течь быстро или медленно. Они дружески или враждебно относились к человеку. Наконец, человек видел в них существ, которые были способны приносить ему довольство или несчастье, влиять на его жизнь, божества, которым нужно молиться, которых нужно бояться и любить, восхвалять и задабривать жертвами.

 

Анимизм - совокупность верований, характерная  для племенных сообществ. Такое  мировоззрение основано на представлениях о том, что жизнь человека продолжается и после его физической смерти и что наряду с обычным (физическим) миром существует и потусторонний (нефизический) мир. И в той мере, в какой это мировоззрение дает определенную направленность религиозным чувствам людей (а в том, что оно дает такую направленность, сомнений нет), его можно считать религией. Однако все это не позволяет дать окончательный ответ на вопрос, являлся ли анимизм действительно самой первой религией, зародившейся в недрах истории человечества. Среди образов, в которых человечество рисует себе загробную жизнь, следует различать в особенности два главнейших представления.[11] Одно из них изображает будущую жизнь как отражение настоящей: в новом мире, или в фантастически прекрасном или в призрачно-туманном, человек сохраняет земную форму и условия прежнего существования, живет между земными друзьями, владеет своей земной собственностью и занимается своими обычными земными делами. По другому представлению, будущая жизнь есть вознаграждение за настоящую, и удел человека там является следствием его земной жизни, наградой или наказанием за нее.

 

Магия – система действий, имеющих  целью влияние сверхъестественным образом на тот или иной объект или явление. Первобытные магические обряды трудно отграничить от инстинктивных или рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из той роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии. По методам воздействия магия делится на контактную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, но который направлено действие), инициальную (магический акт направлен на объект вне зоны досягаемости), парциальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы и ногти), имитативную (воздействие на подобие объекта).[12] Специфические корни разных видов магии — в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникали и сохранялись там и тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы. Древние магические обряды были своеобразными попытками выхода из тупиковых, безнадежных ситуаций, попадать в которые - удел человека.[13]

 

Таким образом, наличие ранних религиозных  верований предполагало следование определенным обрядам и ритуалам, и как следствие, формирование обычаев, которые стали основой для традиционного общества.

2.3 Обычай  и ритуал в традиционной культуре

 

Существование традиционных культур  неразрывно связанно с ритуалами  и обрядами. Их функции на практике очень разнообразны. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют чувство общности, помогают индивиду ощутить свою идентичность, сохраняют ценности этноса. Менее важные фрагменты традиционной культуры регулируются с помощью обычаев –  форм поведения, связанных с деятельностью, имеющей практическое значение. Они регламентируют поступки членов общества в конкретных ситуациях и существуют в обыденной жизни. Если в быту человек озабочен главным образом поддержанием своего биологического статуса, удовлетворением своих материальных запросов, личных интересов, то в ритуале находят свою реализацию его духовные устремления, он считается более высокой степенью регуляции поведения. Ритуал представляет собой последовательность определенных действий, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический характер и санкционированы обществом.[14] Так, выделяются два уровня протекания жизни человека в архаическом и традиционном обществе. Один из них — выполнение ритуальной программы жизни (как индивидуального, так и коллективного сценария). Другой — уровень повседневной жизни, быта. Поведение человека на этом уровне не являлось самоценным, самодостаточным, в отличие от ритуального поведения. Это как бы жизнь между ритуалами и, соответственно, между узловыми точками ритуального сценария.[15]  Ритуал и обычай — крайние точки на шкале символических форм поведения. Если под ритуализацией понимать принадлежность к области сакрального и такие характеристики поведения, как стереотипичность, наличие стандартов осуществления, регламентированность, обязательность (с соответствующей градацией “неблагополучия” в случае их невыполнения), то высшей степенью ритуализации будут отмечены обряды, от выполнения которых зависит жизнь и благополучие коллектива, а низшей — обычаи, регламентировавшие повседневную жизнь (отступления от них могут сказаться на нарушителе, но, как правило, не затрагивают благополучия всего коллектива).

 

Ритуалы можно разделить по функциям. Выделяются кризисные ритуалы, совершаемые  индивидом или группой в критические  периоды жизни (например, танец дождя, который совершается в периоды  засухи, грозящей вымиранием всего  племени). Есть календарные ритуалы, совершаемые регулярно при наступлении определенных природных явлений, смени времен года, созревания урожая. Так, у древних славян сложился устойчивый календарь молений и празднеств, связанный с природой и земледелием.[16] В новогодние святки проводились гуляния «ряженых» и гадали о предстоящем годе (девушки - о замужестве); ко дню весеннего солнцестояния была приурочена Масленица – праздник проводов зимы с приготовлением обрядовых блинов – символа солнца. Главным летним событием был день Ивана Купалы – древний общеславянский праздник Руалий, день летнего солнцеворота, когда нужно было совершать моления о дожде, плодородии полей и разжигать костры по берегам рек с пением, плясками и игрищами.

 

Важными для традиционной культуры являются ритуалы перехода. Они  связаны с последовательным прохождением членом общества стадий своего жизненного пути от рождения до смерти. Наступление очередного возрастного статуса нельзя отложить. Эти ритуалы имеют особое символическое значение. Важнейшее место среди таких ритуалов занимают обряды инициации - переход в статус взрослого полноправного члена племени. Очень часто такие ритуалы вязаны с необходимостью терпеть боль, голодать. Обряды инициации для мужчин обычно самые сложные и важные из всех ритуалов перехода.  Большинство испытаний, входивших в обряд посвящения, предполагало ритуальную смерть с последующим воскресением или новым рождением. Смерть при посвящении одновременно означала конец детства, неведения и состояния непосвященности. Функция смерти определялась тем, что она готовила рождение к более высокой форме жизни, к высшему предназначению. Только после обрядовых испытаний подросток признавался ответственным членом общества. У манданов обряд посвящения юношей в мужчины состоял в том, что посвящаемого обматывали веревками, как кокон, и подвешивали на них до тех пор, пока он не терял сознания. В этом бесчувственном (или безжизненном, по их выражению) состоянии его клали на землю, и когда он приходил в себя, то подползал на четвереньках к старому индейцу, сидевшему во врачебном шалаше с топором в руках и буйволовым черепом перед собой. Юноша поднимал мизинец левой руки как жертву великому духу, и он отсекался (иногда вместе с указательным пальцем) на черепе.

 

Одним из первых к проблеме функций  ритуала специально обратился Э. Дюркгейм в третьей части своего труда “Элементарные формы религиозной жизни”. Подход к этой проблеме определялся его общей теорией религии, в которой он видел символическое выражение социальной действительности. Изучение “негативного культа” (табу, запреты) и “позитивного” (жертва, имитативные обряды и др.) обнаружило, что религиозные институции, и в первую очередь ритуалы, имеют ряд жизненно важных функций. Среди них обращают на себя внимание четыре основные:

 

- Функция социализации индивида (дисциплинирующая, подготовительная). Ритуал готовит индивида к социальной жизни, воспитывая в нем необходимые качества, без которых невозможна его жизнь в обществе. Главные из них — самоконтроль, самоотречение, подчинение требованиям коллектива. На выработку этих качеств направлен негативный культ с его запретами и предписаниями. И лишь после этого человек готов к восприятию позитивного культа, открывающего дорогу к высшим ценностям бытия.

 

- Интегрирующая (связующая) функция  заключается в том, что с  помощью ритуалов коллектив периодически обновляет и утверждает себя, свое единство. Ритуал необходим для осознания солидарности, взаимосвязанности членов коллектива. Поскольку социальное объединение является необходимым условием жизни людей, постольку оно требует постоянного переутверждения. Именно в ритуале люди в полной мере осознают свое единство, ими владеют общие чувства и настроения — то, что отсутствует в повседневной жизни, причем в ритуале люди общаются не только друг с другом, но и восстанавливается связь между предками и потомками, прошлым и настоящим.

Информация о работе Обычай, обряд и ритуал в традиционной культуре