Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 05:46, реферат
Постмодернизм – глобальная ситуация, в которой находится большая часть современного человечества. Представители различных областей человеческой деятельности, пускай даже самых консервативных, оказались затронуты этой ситуацией независимо от их желания. Можно не принадлежать к числу деятельных «постмодернистов», однако невозможно не быть «постмодерным человеком». Терминология, как всегда, носит чисто условный характер, однако то, что мы называем постмодерной ситуацией, существует как данность. При этом постмодернизм имеет столько же противников, сколько и сторонников. Подлинный мир постмодернизма – лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики.
I. Введение. Вступительное слово о постмодернизме…………………… 3
II. «Постмодернизм»: определение и история термина……………………4
III. Переход от модернизма к постмодернизму……………………………...4
IV. Постмодернизм как феномен культуры конца ХХ века………………...8
V. Постмодернизм в России и его особенности………...………………….10
VI. Постмодернизм в искусстве…………………………………...…………12
VII. Заключение………………………………………………………………..15
Федеральное агентство по
образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
(ВолгГТУ)
Кафедра истории, культуры и социологии
Реферат по культурологи
на тему:
Основные характеристики постмодернизма
Выполнил:
Студент группы ИВТ-161
Конкин Евгений Евгеньевич
Руководитель работы:
ст. преподаватель
Соловьёва Александра Викторовна
Волгоград, 2010
Содержание
I. Введение. Вступительное слово о постмодернизме…………………… 3
II. «Постмодернизм»: определение и история термина……………………4
III. Переход от модернизма к постмодернизму……………………………...4
IV. Постмодернизм как феномен культуры конца ХХ века………………...8
V. Постмодернизм в России и его особенности………...………………….10
VI. Постмодернизм в искусстве…………………………………...…………
VII. Заключение……………………………………………………
Введение
Вступительное слово о постмодернизме
Постмодернизм – глобальная
ситуация, в которой находится
большая часть современного человечества.
Представители различных
«Постмодернизм»: определение и история термина
Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи. Это культурное течение, проявившееся, прежде всего в развитых западных странах, а затем в той или иной мере распространившееся и в некоторых других регионах. Постмодернизм, в сущности, означает многомерное теоретическое отражение духовного поворота в самосознании западной цивилизации, особенно в сфере искусства и философии, и лишь потом обнаружившее себя в различных сферах человеческой деятельности. (1, стр. 125). В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60 — 70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. (2, стр.132)
Переход от модернизма к постмодернизму
Особые споры вызвал вопрос о взаимоотношениях постмодернизма и модернизма. Существует точка зрения, согласно которой постмодернизм — новая фаза в развитии модернизма. Лиотар считает, что это часть модернизма, спрятанная в нем. Деррида, напротив, указывает: "Если модернизм отличается стремлением к абсолютной власти, то пост-модернизм — это Феминизм (от лат. femina — женщина) — в широком значении — общественное движение за права женщин, их эмансипацию, опыт конечности, опыт, в котором находит отражение обреченность всех завоевательных планов"
(6, http://culture.niv.ru/doc/
Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60-70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм как направление в искусстве означает возврат к традиции и развивается с 1955 г., по мнению Лесли Фидлера, хотя термин «постмодерный человек» был предложен Р. Паннвицем в работе 1917 г. «Кризис европейской культуры». А. Тойнби вновь извлек этот термин на свет в 1947 г. Постмодернизм с своем развитии проходит несколько этапов: 1) ранний период с конца 1950-х годов; 2) период неоконсерватизма с 1970-х годов; 3) эпически-монументальный период (или тоталитарный) с конца 1980-х годов.
(4, http://www.zpu-journal.ru/e-
Постмодернизм означал отход от
экстремизма и нигилизма
Заметим, что вначале понятие
«постмодернизм» активнее использовалось
в сфере художественной культуры,
и лишь со временем получило широкое
толкование и помимо своеобразного
направления в искусстве оно
стало применяться для
Ж.-Ф. Лиотар считал, что переход общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры — в эпоху постмодерна, начался, по меньшей мере, с конца 50-х гг. ХХ в., обозначивших в Европе конец ее восстановления. Тем не менее постмодерн для него не является антитезой модерну, а входит в модерн, представляет собой часть модерна. Такая трактовка дает Лиотару основание утверждать, что, поскольку эпохой Возрождения открывается наша современность, то и постсовременность также. Лиотар, как, впрочем, и многие другие авторы, считал весьма неудачной периодизацию в терминах пост-, ибо таковая приносит путаницу и затемняет понимание, а предлагал рассматривать приставку пост-, не как возврат, а как анамнесис, что устраняет возможность рассматривать постмодерн как историческую антитезу модерну, а побуждает к процедуре анализа, аналогии, обращенной на некое «первозабытое». Постмодернизм, считал он, уже имплицитно присутствует в модерне, ибо модерн содержит в себе побуждение описать себя, увидеть свои различные положения. Приставка пост- обозначает, по его мнению, нечто вроде конверсии: новое направление, сменяющее предыдущее. Поэтому постмодернизм это не конец модернизма, не новая эпоха, а модернизм в стадии очередного обновления. Модерн продолжает основательно развиваться вместе со своим постмодерном. Следоватательно, отношение постмодерна к истории имеет особый характер: он живет не из мнимого отрицания всего предшествующего, а имеет в виду настоящую одновременность неодновременногo. Причем постмодернизм имеет свои античные, средневековые, нововременные и другие праформы. Таким образом, через осмысление всех проблем постмодернизма с необходимостью проходит идея преемственности культурного развития, трактуемая как весьма сложный процесс, прежде всего лишенный линейности. (1, стр. 126-128). Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:
Сравнительная таблица по Ихабу Хасану | |||
модернизм |
постмодернизм | ||
закрытая замкнутая форма |
открытая разомкнутая антиформа | ||
цель |
игра | ||
замысел |
случай | ||
иерархия |
анархия | ||
мастерство/логос |
исчерпывание/молчание | ||
предмет искусства/законченное произведение |
процесс/перфоманс/хеппенинг | ||
дистанция |
участие | ||
творчество/тотальность/синтез |
деконструкция/антисинтез | ||
присутствие |
отсутствие | ||
центрирование |
рассеивание | ||
жанр/границы |
текст/интертекст | ||
семантика |
риторика | ||
парадигма |
синтагма | ||
метафора |
метонимия | ||
селекция |
комбинация | ||
корни/глубина |
ризома/поверхность | ||
интерпретация/толкование |
противоинтерпретация/неверное толкование | ||
означаемое |
означающее | ||
чтение |
письмо | ||
повествование/большая история |
антиповествование/малая история | ||
основной код |
идиолект | ||
симптом |
желание | ||
тип |
мутант | ||
фаллоцентризм |
полиморфность/андрогинизм | ||
паранойя |
шизофрения | ||
истоки/причины |
различие/следствие | ||
Бог-Отец |
Святой дух | ||
метафизика |
ирония | ||
определенность |
неопределенность | ||
трансцендентное |
имманентное | ||
Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку | |
модернизм |
постмодернизм |
Скандальность |
Конформизм |
Антимещанский пафос |
Отсутствие пафоса |
Эмоциональное отрицание предшествущего |
Деловое использование предшествующего |
Первичность как позиция |
Вторичность как позиция |
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое» |
Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё» |
Декларируемая элитарность |
Недекларируемая демократичность |
Преобладание идеального над материальным |
Коммерческий успех |
Вера в высокое искусство |
Антиутопичность |
Фактическая культурная преемственность |
Отказ от предыдущей культурной парадигмы |
Отчетливость границы искусство-неискусство |
Всё может называться искусством |
(3, http://www.worldart.ru/files/
Постмодернизм как феномен культуры конца ХХ века
Тезаурусный подход подсказывает, что
не все традиционные представления
соответствуют реальному
Символизм, импрессионизм, а позднее
постимпрессионизм знаменуют