Основные характеристики постмодернизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 05:46, реферат

Описание работы

Постмодернизм – глобальная ситуация, в которой находится большая часть современного человечества. Представители различных областей человеческой деятельности, пускай даже самых консервативных, оказались затронуты этой ситуацией независимо от их желания. Можно не принадлежать к числу деятельных «постмодернистов», однако невозможно не быть «постмодерным человеком». Терминология, как всегда, носит чисто условный характер, однако то, что мы называем постмодерной ситуацией, существует как данность. При этом постмодернизм имеет столько же противников, сколько и сторонников. Подлинный мир постмодернизма – лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики.

Содержание работы

I. Введение. Вступительное слово о постмодернизме…………………… 3
II. «Постмодернизм»: определение и история термина……………………4
III. Переход от модернизма к постмодернизму……………………………...4
IV. Постмодернизм как феномен культуры конца ХХ века………………...8
V. Постмодернизм в России и его особенности………...………………….10
VI. Постмодернизм в искусстве…………………………………...…………12
VII. Заключение………………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 48.62 Кб (Скачать файл)

Между тем, критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит  как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже  заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после  Р. Барта, провозгласившего «смерть  Автора», постепенно принимают вид  расхожего штампа), постмодернизм  получил характеристику культуры second hand.

Принято считать, что в постмодерне  нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего  по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко  традиционная, исходящая из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).

Принимая во многом обоснованную критику  такого культурного феномена, как  постмодернизм, стоит отметить его  обнадеживающие качества. Постмодернизм  реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм  доказывает свою жизненность, помогая  воссоединению прошлого культуры с  ее настоящим.

Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с  любой культурой, и отрицает любую  тотальность в искусстве, что  несомненно должно улучшить психологический  и творческий климат в обществе и  будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря  которым «…станут видимы и далекие  созвездия будущих культур» (Ф. Ницше).

 

 

 

 

 

Заключение

 

В постмодернизме действительно  немало необычного, шокирующего, даже "шизоидного" - и он же эрудит, полиглот, отчасти философ и культуролог.  Его "я" множественно, безлично, неопределенно, нестабильно, выявляет себя посредством  комбинирования цитации; характеризуется  состоянием творящего хаоса. Произведения постмодернизма закодированы, и даже дважды; соединяют в себе несоединимое. Они элитарны и эгалитарны одновременно. Постмодернизм дистанцируется от всего  линейного.

Деконструкция постмодернизма включает два основных процесса: деструкцию и реконструкцию.

Так как постмодернистский  текст реализует множественность  смысла и предполагает множественность  равноправных интерпретаций, то лишь совокупная множественность интерпретаций  способна приблизить нас к постижению смысловой множественности. Постмодернистский  текст не может быть исчерпан, он открыт в бесконечность означающего.

Возможно, постмодернизм  как таковой уже изжил себя, но, без сомнения, он оставил след в культуре, который сейчас ясно ощутим. Благодаря тому, что это  явление устоялось в обществе, сейчас создаётся ощущение присутствия  постмодернизма. Его активно продолжают использовать в различных сферах жизни. Однако поверхностная видимость  существования этой категории не даёт права считать её «живой»  и функционирующей в полном смысле этого слова. Ведь проявление постмодернизма трансформируется, а потому создающемуся новому явлению необходимо придумать  и новое название.

В последнее время, как  утверждает В. Курицын, всё чаще наблюдается  порой чрезмерное возрастание роли периферийных смыслов, что уже говорит  об изживании постмодернизмом самого себя и становлении нового концепта.

  

Список используемой литературы.

  1. Дианова В. М. Постмодернизм как феномен культуры, СПб., 2003.
  2. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.
  3. В.Брайнин-Пассек. О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике. // Новый мир искусства.— СПб., 2002.
  1. Ермилова Г. И. Постмодернизм как феномен культуры конца ХХ века, 2008

  1. Ильин И. Постструктурализм. деконструктивизм. постмодернизм. М.: 1996.

  1. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. М. Флинта, 1999.


Информация о работе Основные характеристики постмодернизма