Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 19:11, доклад
Изучение происхождения, сущности культуры имеет свою историю. Оно прежде всего связано с такими отраслями знаний, как этнография, искусствоведение, история и философия, и нашло свое проявление в различных теориях культуры. Среди них наиболее типичными являются еволюціоністська, антропологическая, философская, революционно-демократическая, а также циклическая концепция (или концепция культурных круговоротов) и другие.
Основные концепции культуры
Изучение происхождения, сущности культуры имеет свою историю. Оно прежде всего связано с такими отраслями знаний, как этнография, искусствоведение, история и философия, и нашло свое проявление в различных теориях культуры. Среди них наиболее типичными являются еволюціоністська, антропологическая, философская, революционно-демократическая, а также циклическая концепция (или концепция культурных круговоротов) и другие.
Еволюціоністська теория культуры представлена в работах американского ученого Л. Моргана (1818-1881) и английского историка Е. Тейлора (1832-1917) и других исследователей. Ее возникновение связано с обобщением эмпирических этнографических материалов и определению закономерностей развития истории культуры. Сущность эволюционистской концепции культуры заключается в том, что выдвигается и обосновывается принцип единства человеческого рода и родства потребностей различных народов в формировании культуры. Анализируя культуре первобытного общества, Е. Тейлор пришел к выводу, что развитие того или иного народа происходит прямолинейно, от простого к сложному. Л. Морган в развитии общества выделяет следующие основные стадии: дикость, варварство, цивилизацию. На разных ступенях развития народы живут отдельно и, соответственно, создают собственную культуру. Но усиление контактов между государствами, сближение народов, обмен достижениями культуры предопределяет общность культурных ценностей и усвоения их человечеством. Ведущая идея эволюционизма - это прямолинейность культурного прогресса и обязательное требование для каждого народа пройти все необходимые стадии развития.
Основоположником концепции циклического развития культуры (или циклического кругооборота) считается итальянский философ Дж. Вико (1668-1744). Каждый народ, по мнению ученого, проходит цикл в своем развитии, который включает три эпохи: детство, или бездержавний период, где ведущая роль принадлежит жрецам; юность, для которой характерно формирование государства и подчинение героям; зрелость человеческого рода, где отношения между людьми регулируются совестью и сознанием своего долга. Формой правления в этот период является монархия или демократическая республика. Достигнув высшей степени развития, человечество снова падает на нижней. Эпоху средневековья Веко трактует, например, как "второе варварство".
Концепция цикличности в развитии культуры получила дальнейшее развитие в работах М. Данилевского (1882-1885), О. Шпенглера (1880-1936), А. Тойнби (1889-1975) и других ученых. М.Я. Данилевский - известный российский естествоиспытатель, что совершил попытку теоретически обосновать концепцию багатолінійного и замкнутого развития культуры на основе применения методологии систематизации в биологической науке. В истории человечества он выделил одиннадцать самобытных типов культуры: индийскую, китайскую, иранскую, египетскую, халдейский, греческую, римскую, аравийский, германо-романскую и славянске. Каждый культурно-исторический тип возникает из этнографического материала, после того входит в период расцвета, а затем испытывает упадок. Иначе, каждый тип культуры проходит в основном три фазы своего развития: этнографическую, государственную и цивилизационную. Переход к цивилизации характеризуется растратой культурного потенциала. Самобытность культуры, по мнению Данилевского, в особом составе души народа, его национальный характер остается неизменным при взаимодействии культур. Его концепция стала одним из теоретических источников теории панславизма и шовинизма.
Наиболее распространенной в наше время стала теория культуры В. Шпенглера, который изложил ее в своей знаменитой книге "Закат Европы". Он отверг концепцию линейного развития мирового культурного прогресса и обосновал теорию равноценного циклического развития культур. По его мнению, каждая культура является "живым организмом" и имеет свою историю. Он отрицал существование общечеловеческой культуры, доказывая, что всемирная история состоит из истории восьми запертых в своем развитии великих культур. В таких культур ученый относил китайскую, индийскую, египетскую, аполлонівську, візантійсько-арабский (магическое), западноевропейскую (фаустівську) и культуру майя. На историческую арену выходит русско-сибирская культура, которая находится в стадии становления. Каждая культура, по мнению ученого, имеет свою судьбу и живет примерно 1000-1500 лет. Затем культура умирает и следы от нее остаются в форме цивилизации. Концепция судьбы является основополагающей в философии культуры В. Шпенглера.
Рассматривая исторические этапы развития культуры, В. Шпенглер верно улавливает своеобразие их метафизических основ. Эллин не отделяет себя от космоса, его боги во всем похожи на него, в них только жилье на Олимпе. Грек находится в мире, в нем живет ощущение вечности. Сознание индуса надісторична. Египтянину его жизнь представляется единством прошлого и будущего (отсюда, видимо, стремление к увековечения тела - мумификации). "Фаустівська культура" вывела на арену рациональную душу. Материалистические и идеалистические методы мышления обнажили культурные слои, утвердили искусственные состояния человеческого существования. В противовес становлению они легализовали состояние культуры и этим самым обусловили старения, непременный упадок исторически накопленных ценностей. По мнению А. Шпенглера, приближается время смерти "фаустовской культуры" и в двухтысячном году она продолжит свое существование в форме европейской цивилизации. А переход к цивилизации означает отказ от демократии, политических свобод, либерализма, прав человека и переход к жестокой диктатуры. Угрозу земной истории О. Шпенглер видит в излишне раціоналізованій и крайне запрагматизованій деятельности людей.
Последователем О. Шпенглера во взглядах на культуру был известный английский историк и социолог А. Тойнби. Как сторонник концепции исторического круговорота в развитии локальных культур, он разделил историю человеческого общества на отдельные цивилизации. Их исследованию ученый посвятил 12-томную труд "Исследование истории". Сначала А. Тойнби выделил для анализа 21 цивилизацию, потом сократил список до 13 самых развитых, среди которых назывались античная, западная, православная, индийская, китайская, исламская и другие. Цивилизации, которые ранее рассматривались самостоятельными, были отнесены к цивилизаций-спутников. Впоследствии перечень ним было сужено до пяти действующих, а именно западной, испанского, индийской, китайской и православной.
В развитии каждой цивилизации ученый выделяет и анализирует четыре фазы: возникновение, рост, надлам и распад. После гибели цивилизации ее место занимает другая. Если на первых двух фазах движущей силой выступает творческая меньшинство, что является носителем "жизненного порыва", то последние две фазы связанные с истощением жизненных сил". Когда творческая элита не способна удовлетворить потребности, выдвинутые культурно-историческим развитием, тогда она теряет авторитет и утверждает свою власть насилием. На арену выходит "внутренний пролетариат", - пишет А. Тойнби, - это общность людей, которые не способны ни к труду, ни к защите родины, но всегда готовы к протеста по любому поводу. По соседству с цивилизацией появляется "внешний пролетариат" - это народы, которые по тем или иным причинам не смогли подняться до уровня цивилизованности. Отчуждение "внутреннего пролетариата" от правящей элиты толкает его к поиску союза с варварами или "внешним пролетариатом". Установление такого союза приводит к разрушению и в конечном итоге к гибели локальной цивилизации.
А. Тойнби остро критиковал западную цивилизацию за потерю духовности и чрезмерное развитие меркантильных интересов и потребительской психологии. Неудержимая индустриализация и гонка вооружений, по мнению ученого, приведет к обострению экологической кризиса и усиление борьбы за сырьевые ресурсы. Индустриальные страны встретятся с враждебной позицией технически отсталых стран, что неизбежно завершится глобальным конфликтом, и в конечном итоге наступит экономический упадок. В политической сфере это приведет к отказу от демократии и установления диктаторских режимов.
Спасение западной цивилизации от гибели. Тойнби усматривал в обновлении духовности. Особые надежды он возлагал на религию, которая выступает главным интегратором культуры. Именно вселенская религия, созданная на основе синтеза различных религий, способна обеспечить "единение в духе" разных народов. Обладая богатым историческим материалом, А. Тойнби формулирует "закон культурного радиации", согласно которому между цивилизациями существуют широкие культурные контакты, разносторонние отношения.
Во взглядах на историю человеческой цивилизации и развития культуры. Тойнби был оптимистом. Он писал, что XXIII век будет эпохой рождения общечеловеческой цивилизации, которая в сфере организации экономики будет социалистическим, а в сфере духовной жизни - "свободомыслящая". Возглавит новую цивилизацию "мировое правительство", но лидерство в ней перемещается от европейского Запада к азиатского Востока.
Антропологическая, или функциональная, концепция культуры представлена в трудах выдающегося английского этнографа и социолога Б.К. Малиновского (1884-1942), французского этнолога и социолога К. Леви-Строса (1908-1991), американского этнографа А. Кребера (1876-1960) и многих других. Суть этой концепции заключается в том, что возникновение и развитие культуры связывается с потребностями человечества. Б.К. Малиновский потребности, которые обусловили возникновение культуры, делит на первичные, производные и интегративные. Первичные потребности направлены на продолжение рода и обеспечения его жизнедеятельности, им соответствует развитие знаний, образования, жилищных условий. Производные потребности направлены на изготовление и совершенствование орудий труда. Им отвечает развитие экономики и культуры хозяйствования. Интегративные потребности проявляются в необходимости сплочения и объединения людей, в нужде авторитета. Удовлетворению этих потребностей соответствует политическая организация общества. Различие между культурами обусловлена различными способами удовлетворения потребностей.
На основе обработки большого этнографического материала Б.К. Малиновский сформулировал основные принципы функционального анализа культуры. Во-первых, каждая культура, как функциональное единство общества, является целостной. Во-вторых, каждый тип цивилизации, каждая традиция или обычай (или верования) выполняют важную для культуры функцию. В-третьих, каждый элемент культуры является незаменимым, поскольку он обеспечивает целостность культуры. Культура в интерпретации ученого предстает как сложное образование, полная система взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных институтов, которые удовлетворяют биологические и культурные потребности людей. Отсутствие равновесия между социальными институтами приводит к разрушению культуры как целостного организма.
Весомый вклад в развитие антропологической концепции внес известный французский ученый К. Леви-Строс, применив теорию информатики и методы структурной лингвистики. Основное внимание он уделил изучению процесса выделения человека из природы и перехода ее к культуре. Поэтому объектом его исследования стала культура первобытного общества. Ученый развивает принцип иерархии культурных систем, раскрывает ізоморфний характер связи между ними и делает вывод, что человеческая культура является целостным образованием. Леви-Строс отстаивает идею европоцентризма и доказывает необходимость восстановления единства чувственного и рационального начал культуры, что потеряла западная цивилизация. Ученый пытается сблизить гуманитарные науки, в центре внимания которых изучения человека, и естественные науки, исследующие закономерности природы. Такой подход позволял ему более предметно исследовать особенности культуры данной цивилизации, раскрыть ее роль во взаимосвязи человека и природы.
Антропологическую концепцию развивал американский этнограф А. Кребер, дополнив ее теорией стилей фундаментальных форм культуры. Ученый считал, что стиль присущ всем великим культурам и их основным формам, распространяя понятие стиля на науку, идеология, мораль и образ жизни. Определяют стиль эпохи или цивилизации, по его мнению, гениальные личности, которые вносят существенный вклад в развитие той или иной отрасли культуры. Обладая значительным этнографическим материалом, американский ученый сделал удачную попытку обобщить различные стили локальных культур и сформулировать концепцию стилей общечеловеческой цивилизации.
Среди различных концепций культуры весомое место занимает социологическая. Она представлена в трудах многих ученых, в частности П. Сорокина (1889-1968), Г. Маркузе, Т. Адорно и др. Сущность социологической концепции заключается в том, что культура рассматривается как целостное образование, сложная иерархическая система культурных и социальных систем. Так, известный социолог культуры Питирим Сорокин (российский ученый-эмигрант, впоследствии - президент американской социологической ассоциации) сформулировал теорию суперсистем культуры. Он выделил три основных типа культуры, лежащие в основе суперсистемы. Среди них чувственный тип, для которого свойственно чувственное восприятие окружающего мира; ідеаціональний тип, для которого характерен рациональный подход к действительности; и идеалистический тип, что основывается на інтуїтивістському методе познания. Каждая форма культурного суперсистемы, в частности язык, искусство, мораль, религия, философия и т.д., имеет свою первооснову, которая составляет материальное и идеальное начала. Именно эти начала определяют тип культуры и соответствующий ему мировоззрение. Культурную систему П. Сорокин рассматривает как выходной и решающий фактор социального развития. "Именно культурный фактор, - пишет он, - осуществляет определяющее влияние на появление существование и структуру социальных групп (систем), а не наоборот..."
Сорокин отвергает концепцию локального развития культур, отстаивая принцип исторического круговорота суперсистем. Культура одного народа взаимосвязана с культурой другого. Контакты между культурами были всегда и становятся теперь более интенсивными. Характеризуя социальную и культурную динамику, Сорокин пишет: "Понятно без слов, что социокультурные феномены меняют свои позиции как в физическом, так и в социальном пространстве. Они непрерывно мигрируют, циркулируют и передвигаются с места на место, от одной группы к другой, от одного класса к другому, назад и вперед, сверху вниз в широком стратифікованому социокультурном универсуме. Автомобиль и ленинский коммунизм, безрукавки, короткие прически, ванны и радио, джаз и губная помада, теории революции и симфонии Бетховена, защитные тарифы и теософия - все эти практически культурные объекты и ценности движутся из Соединенных Штатов в Китай, из Вены в Сидней и Калькутту, из Детройта в Москву, от высших классов до низших, из городов в села, от аристократов к пролетариату и наоборот".
Развитие науки, философии, морали, религии, искусства, как правило, связан с достижениями культуры прошлого. Вся история социокультурного мира, по мнению П. Сорокина, проявляет себя как всегда новая, неисчерпаемая в своей творческой способности, разнообразия преобразованиях и различиях в любой момент своего существования. В любой сфере культуры часто новая система заменяет отжившую. "Определенные стили в искусстве, например готическая архитектура, - пишет ученый, - возникли, развивались, достигли полного расцвета и тогда, исчерпав свои возможности, останавливались или муміфікувались в епігонських повторениях, либо погибали, дав пространство новому стилю". Это свойственно и другим сферам культуры, в том числе и экономической политике, социальной организации общества и т.д.
Анализируя динамику культуры, П. Сорокин ставит вопрос: в каком направлении происходят изменения в этой сфере человеческого бытия? По его мнению, нынешняя господствующая материальная суперсистема постепенно заменяется религиозным, идеалистическим типом культуры. Упадок современной западной культуры создает возможность появления иной культурной системы. Приход новой суперсистемы, обусловленной действием принципа "имманентных изменений", будет означать рождение новой культуры, которая способна исправить, однажды обновить "ту систему культуры", что деградирует. Цикл культурных процессов происходит в собственном кругу, проходит "в холостом руси", оторвано от общественной практики. В конечном итоге, по мнению П. Сорокина, одни идеи порождают и заменяют другие идеи.
Внимание многих исследователей привлекает кризис современной западной культуры. Г. Маркузе, Т. Адорно и другие ученые связывают возникновение кризиса с такими сущностными характеристиками культуры, как репресивність и рациональность. Разрушение традиций, рационализм, проникновение научных методов познания во все сферы знания не только подорвали, по мнению Г. Маркузе, основы деятельности и эмоциональный мир человека, но и подавили утопию, фантазию, вызвали кризис веры. Все это привело к появлению глубоких внутренних противоречий в сфере культуры.