Основные концепции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 19:11, доклад

Описание работы

Изучение происхождения, сущности культуры имеет свою историю. Оно прежде всего связано с такими отраслями знаний, как этнография, искусствоведение, история и философия, и нашло свое проявление в различных теориях культуры. Среди них наиболее типичными являются еволюціоністська, антропологическая, философская, революционно-демократическая, а также циклическая концепция (или концепция культурных круговоротов) и другие.

Файлы: 1 файл

Основные концепции культуры.docx

— 39.80 Кб (Скачать файл)

В научном отношении более выраженной была культурологическая концепция Кирилл-Мефодіївського братства, тайной политической организации, которая выдвинула идею освобождение славянских народов от ига угнетателей и создания федеративного Союза славянских республик" со столицей в Киеве. Идеи братчиков о социально-политическую перестройку общества включали много ценных мыслей о развитии национальной культуры, которые были высказаны в работах М. Костомарова (1817-1885), П. Кулиша (1819-1897), Т.Г. Шевченко (1814-1861) и др. Это прежде всего положения о государственной самостоятельности славян, свободное развитие национальной культуры и языка, о характерные черты ментальности украинцев, в частности - природный демократизм, стремление к свободе, поэтичность, веротерпимость, открытость в общении, дружелюбие и т.д. Братство имело свои филиалы в разных местах тогдашней России. Более 100 человек на Украине, в Польше, России, Белоруссии, Литве, Чехии поддерживали тесные связи с обществом. (Например, в Галичине известна деятельность знаменитой "Русской тройке" - М. Шашкевича (1814-1843), И. Вагилевича (1811-1866), Я. Головацкого (1814-1888).) Члены братства проводили большую просветительскую работу, активно выступали за обучение на русском языке, были организаторами издательских проектов. Просветительская деятельность Кирилл-Мефодіївського братства способствовала формированию и развитию национальной сознания украинского народа.

Еще в XVII-XVIII веках в устном народном творчестве (в частности в думах), в живописи, архитектуре, искусстве развивается стиле украинского барокко, в центре которого - идея гуманизма, идея человека как творческой, активной и життєдіяльної личности.

В конце XVIII в. формируется концепция романтического народничества, согласно которой ведущим началом в духовной культуре выступает фольклор, который определяет письменную культуру. Творцом культуры является простонародье, крестьянство: господствующие классы отодвигаются на второй план.

Украинский романтизм имел значительное влияние на польский, русский, немецкий, французский культуры в XIX ст. С шестидесятых годов XIX в. происходит научное осмысление украинства, его специфики по сравнению с другими национальными культурами. Этнографы, историки, фольклористы (Г. Драгоманов, В. Антонович, Ф. Волк, И. Рудченко, О. Потебня, О. Русов, П. Житецкий, Г. Лысенко), опираясь на теории компаративистики (заимствования и взаимовлияния) и мифологической европейской школы, выделяют национально-специфические особенности культуры.

В трудах И. Франко впервые сделано философско-мировоззренческое разработки целостной концепции истории украинской культуры от древнейших времен (передхристиянської Руси) и до конца XIX в. Вся культура рассматривается в едином процессе развития материальных и духовных составляющих и в связи с социальной борьбой за идеалы справедливости и равноправия. Выдающийся ученый и государственный деятель М. Грушевский в своих трудах обстоятельно проанализировал процесс украинского культурного развития.

В трудах И. Огиенко - известного богослова, культуролога, философа и писателя - предложена концепция истории культуры украинцев от древнейших времен. Наш народ как етноантропологічна целостность, утверждал он, запосів себе пространственное место и всюду положил свою признак богатой культуры и яркой одаренности.

Большой интерес вызывают его мнения относительно возникновения и развития украинской песни, орнамента, обычаев и обрядов, быта, литературы и театра. Из-под его пера вышла фундаментальная работа "Украинская культура. Краткая история культурной жизни украинского народа", которая увидела свет в Киеве в 1918 году и репринтно переиздана в наше время.

Начало XX век стал эпохой усиление импрессионистских тенденций (творчество М. Коцюбинского, Л. Украинки), расширился "сословный принцип", то есть литературными героями становились пролетариат, интеллигенция (И. Франко, В. Винниченко), прорабатываются фрейдистские и натуралистические концепции. В стремлении перенять лучшие образцы мирового искусства украинские художники отрицали патологические, урбанистические мотивы.

До 30-х гг. утверждаются новые течения и направления, представляя модернистский калейдоскоп - футуризм, символизм, неоклассицизм, "вітаїзм" и др. Примером может быть творчество М. Хвылевого. В труде под редакцией И. Крипьякевича "История украинской культуры" (1937 г.) был сделан глубокий анализ быта, литературы, музыки и театра. Предпринят ряд попыток создать оригинальные культурологические концепции (А. Козаченко "Украинская культура, ее прошлое и современность", М. Марченко "История украинской культуры с древнейших времен до середины XVII в." и др.)

Широко развернулись исследования украинской культуры в диаспоре. Были написаны и изданы курс лекций для студентов Украинского технически-хозяйственного института в Подебрадах "Украинская культура" (под ред. Д. Антоновича, 1940 г.); тематическая трехтомная "Энциклопедия русской" (Мюнхен-Нью-Йорк, 1949 г.); "Очерки по истории нашей культуры". Маланюка в 50-х гг.; "Тысяча лет украинской культуры" М. Семчишина (1965 г.) и ряд др.

Разнообразие концепций обусловлена многоплановостью культуры как системы. Сложность культурно-исторического процесса, богатство составных частей культуры требуют различных подходов к изучению этого феномена. Поэтому культура как социальное явление, закономерности ее развития стали объектом исследования для специалистов различных отраслей - философов, социологов, педагогов, психологов, историков, искусствоведов и т.д.

 

 


Информация о работе Основные концепции культуры