Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:36, контрольная работа
Для успешной реализации коммуникативных задач необходимо представление о сферах общения. В типологии функциональных разновидностей языка особое место занимает язык художественной литературы и разговорная речь. В качестве функциональных стилей, которые по своей языковой организации имеют существенные отличия как от языка художественной литературы, так и от разговорной речи, выделяются официально-деловой, научный и публицистический. Опорой, точнее стержнем, остовом русского литературного языка является литературная норма. В процессе активной языковой политики в науке сложились представления о нормализации языка, его кодификации, отклонениях от литературной нормы, ошибках и языковых вариантах.
Как пишет
Ю.А. Бельчиков, "для русского литературного
языка характерно интенсивное взаимодействие
с просторечием (постоянное пополнение
главным образом лексики и
фразеологии, выразительных, синонимических
средств)… Известная часть
Каждое
новое поколение опирается на
уже существующие тексты, устойчивые
обороты речи, способы оформления
мысли. Из языка этих текстов оно
выбирает наиболее подходящие слова
и обороты речи, берет из выработанного
предшествующими поколениями
Об этом писал В.И. Чернышев: "В языке всякой определенной эпохи для ее современников много неясного: слагающегося, но не сложившегося, вымирающего, но не вымершего, входящего вновь, но не утвердившегося"17.
В литературном языке различают следующие типы норм: 1) нормы письменной и устной форм речи; 2) нормы письменной речи; 3) нормы устной речи. К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся: лексические нормы; грамматические нормы; стилистические нормы. Специальными нормами письменной речи являются: нормы орфографии; нормы пунктуации.
Только к устной речи применимы: нормы произношения; нормы ударения; интонационные нормы. Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов.
Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам:
- неправильный
выбор слова из ряда единиц,
в том числе смешение
- нарушение норм лексической сочетаемости;
- противоречие
между замыслом говорящего и
эмоционально-оценочными
- употребление анахронизмов;
- смешение
лингвокультурологических
- неверное употребление фразеологических оборотов.
Грамматические
нормы делятся на словообразовательные,
морфологические и
Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с других аффиксом, например: описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью.
Морфологические
нормы требуют правильного
Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.
Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и – шире – с целью и условиями общения. Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи.
Стилистические
ошибки состоят в нарушении
Нормы орфографии – это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений.
Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания. Средства пунктуации имеют следующие функции: отграничение в письменном тексте одной синтаксической структуры (или ее элемента) от другой; фиксация в тексте левой и правой границ синтаксической структуры или ее элемента; объединение в тексте нескольких синтаксических структур в одно целое.
Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, т.к. их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи.
Без общения
не может существовать ни отдельный
человек, ни человеческое общество как
целое. Общение для человека –
это его среда обитания. Без
общения невозможно формирование личности
человека, его воспитание, интеллектуальное
развитие, приспособление к жизни. Общение
необходимо людям как в процессе
совместной трудовой деятельности, так
и для поддержания
Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование. Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. В процессе общения: передается и усваивается социальный опыт; происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов; формируется разнообразие человеческих индивидуальностей; происходит социализация личности18.
Общение
существует не только в силу общественной
необходимости, но и личной необходимости
индивидов друг для друга. В общении
индивид получает не только рациональную
информацию, формирует способы мыслительной
деятельности, но и посредством подражания
и заимствования, сопереживания
и идентификации усваивает
В результате
общения достигается
Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук – философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.
Философы
изучают место общения в жизни
человека и общества, роль общения
в развитии человека. Социологи исследуют
формы общения внутри различных
социальных групп и между группами,
различия в типах общения, вызванные
социальными причинами. Психологи
рассматривают как форму
Существует несколько классификаций типов общения, каждая из которых основана на каком-либо собственном признаке. По содержанию высказывания выделяют такие типы речи, как повествование, описание и рассуждение19.
Повествование
– это рассказ о событиях соответственно
их последовательности во времени, сообщение
о развивающихся действиях и
состояниях. Описание – это констатирующая
речь, которая дает понятие о характере,
составе и свойствах объекта.
Рассуждение – тип речи, в котором
исследуются предметы и явления,
раскрываются их внутренние признаки,
доказываются некоторые положения.
Эти функционально-смысловые
Лингвист А.А. Холодович, характеризуя речевое поведение человека, устанавливает следующие пять признаков речевого акта20: средство выражения речевого акта (звук, письменный знак, жест); степень коммуникативности речевого акта (от коммуникативности до отсутствия коммуникативности); ориентированность речевого акта (есть ли ожидание ответа); количество участников речевого акта; контактность речевого акта.
На основании первого из перечисленных признаков выделяют устное и письменное общение. На основании четвертого признака выделяют такие типы общения, как диалог (разговор двух участников) и полилог (разговор более чем двух участников). В зависимости от социального статуса и личных отношений участников общения выделяют формальное и неформальное общение, горизонтальное и вертикальное общение.
При характеристике
психологических целей и
При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три типа высказываний22: формализованный тип, который отличается высокими показателями по параметрам оформления высказывания, и низкими – по параметрам содержательности; многословный тип, характеризующийся средним выражением всех показателей и при этом большим объемом и большой наполненностью фраз; информационный тип, который характеризуется большим числом ошибок, низким уровнем усложненности и высоким уровнем связности. Высказывания этого типа имеют высокие показатели содержания и низкие показатели оформления.
Знание
типов и видов общения
Ю.В. Рождественский пишет об этом так: "Историческая связь с общественным производством, способность выражать общественное сознание и быть носителем культуры составляют социальные качества языка, которые проявляются только в членораздельной речи"23.
Членораздельность
речи, по мнению ученого, "является социальной
чертой акта общения, так как позволяет
строить новые высказывания из материала
прежних и тем самым
Всякий
акт общения включен в
Внешней причиной актов общения являются общественные отношения людей, которые устанавливаются и развиваются с помощью языка. Разделение труда и обмен его продуктами, организация коллективной жизни социальных групп и всего общества не возможны без речевого общения.
С помощью актов речи можно описывать и прогнозировать свойства объектов, сообщать о положении дел, договариваться о коллективных действиях с вещами, устанавливать общность мыслей и направлять чувства. Это определяет важную роль речевого общения в жизни общества. Не случайно, что слова общение и общество являются однокоренными. Во многих актах общения происходит обмен информацией новой только для участников этих актов, но в ряде речевых актов происходит нарастание информации, принципиально новой для всего общества. Такие акты общения обладают общекультурной значимостью.