Основные понятия культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

Для успешной реализации коммуникативных задач необходимо представление о сферах общения. В типологии функциональных разновидностей языка особое место занимает язык художественной литературы и разговорная речь. В качестве функциональных стилей, которые по своей языковой организации имеют существенные отличия как от языка художественной литературы, так и от разговорной речи, выделяются официально-деловой, научный и публицистический. Опорой, точнее стержнем, остовом русского литературного языка является литературная норма. В процессе активной языковой политики в науке сложились представления о нормализации языка, его кодификации, отклонениях от литературной нормы, ошибках и языковых вариантах.

Файлы: 1 файл

Культура речи.docx

— 77.88 Кб (Скачать файл)

Как пишет  Ю.А. Бельчиков, "для русского литературного  языка характерно интенсивное взаимодействие с просторечием (постоянное пополнение главным образом лексики и  фразеологии, выразительных, синонимических средств)… Известная часть заимствований  из народно-разговорного языка органически  включается в лексико-фразеологический состав литературной речи, в его  стилистическую структуру, становясь  достоянием не только разговорной, но и книжной речи".

Каждое  новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно  выбирает наиболее подходящие слова  и обороты речи, берет из выработанного  предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое  видение мира. Естественно, новые  поколения отказываются от того, что  кажется архаичным, не созвучным  новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение  к людям и событиям. Иногда они  возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые  ракурсы осмысления. В каждую историческую эпоху норма представляет собой  сложное явление и существует в довольно непростых условиях.

Об этом писал В.И. Чернышев: "В языке  всякой определенной эпохи для ее современников много неясного: слагающегося, но не сложившегося, вымирающего, но не вымершего, входящего вновь, но не утвердившегося"17.

В литературном языке различают следующие типы норм: 1) нормы письменной и устной форм речи; 2) нормы письменной речи; 3) нормы устной речи. К нормам, общим  для устной и письменной речи, относятся: лексические нормы; грамматические нормы; стилистические нормы. Специальными нормами письменной речи являются: нормы орфографии; нормы пунктуации.

Только  к устной речи применимы: нормы произношения; нормы ударения; интонационные нормы. Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов.

 

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких  ему по значению или по форме, а  также употребление его в тех  значениях, которые оно имеет  в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических  словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам:

- неправильный  выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов,  неточный выбор синонима, неправильный  выбор единицы семантического  поля;

- нарушение  норм лексической сочетаемости;

- противоречие  между замыслом говорящего и  эмоционально-оценочными коннотациями  слова; 

- употребление  анахронизмов;

- смешение  лингвокультурологических реалий;

- неверное  употребление фразеологических  оборотов.

Грамматические  нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.   Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.

Словообразовательной  ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с других аффиксом, например: описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью.

Морфологические нормы требуют правильного образования  грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических  норм является употребление слова в  несуществующей или несоответствующей  контексту словоизменительной форме.

Синтаксические  нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц –  словосочетаний и предложений. Эти  нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения  друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение  было грамотным и осмысленным  высказыванием.

Стилистические  нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального  стиля и – шире – с целью  и условиями общения. Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы  в толковых словарях в качестве специальных  помет, комментируются в учебниках  по стилистике русского языка и культуре речи.

Стилистические  ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру  текста. Наиболее типичными стилистическими  ошибками являются: стилистическая неуместность; употребление громоздких, неудачных  метафор; лексическая недостаточность; лексическая избыточность; двусмысленность.

Нормы орфографии – это правила обозначения  слов на письме. Они включают правила  обозначения звуков буквами, правила  слитного, дефисного и раздельного  написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических  сокращений.

Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания. Средства пунктуации имеют следующие  функции: отграничение в письменном тексте одной синтаксической структуры (или ее элемента) от другой; фиксация в тексте левой и правой границ синтаксической структуры или ее элемента; объединение в тексте нескольких синтаксических структур в одно целое.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических  норм является важной частью культуры речи, т.к. их нарушение создает у  слушателей неприятное впечатление  о речи и самом говорящем, отвлекает  от восприятия содержания речи.

 

2. КУЛЬТУРА РЕЧИ И КУЛЬТУРА  ОБЩЕНИЯ

2.1. Общение, его типы  и виды. Психологическая природа  общения.

 

Без общения  не может существовать ни отдельный  человек, ни человеческое общество как  целое. Общение для человека –  это его среда обитания. Без  общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение  необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так  и для поддержания межличностных  отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного  творчества.

Умение  общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование. Общение представляет собой процесс  взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен  деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. В процессе общения: передается и усваивается  социальный опыт; происходит изменение  структуры и сущности взаимодействующих  субъектов; формируется разнообразие человеческих индивидуальностей; происходит социализация личности18.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости  индивидов друг для друга. В общении  индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания  и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается необходимая  организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое  взаимодействие индивидов, формируется  общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и  согласованность действий, характеризующие  коллективную деятельность.

Так как  общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители  разных наук – философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.

Философы  изучают место общения в жизни  человека и общества, роль общения  в развитии человека. Социологи исследуют  формы общения внутри различных  социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные  социальными причинами. Психологи  рассматривают как форму деятельности и поведения человека, рассматривают  индивидуальные психотипические особенности  общения, а также место общения  в структуре индивидуального  сознания. Культурологи устанавливают  взаимосвязи между типами культур  и формами общения. Лингвисты  исследуют языковую и речевую  природу социального и межличностного общения.

Существует  несколько классификаций типов  общения, каждая из которых основана на каком-либо собственном признаке. По содержанию высказывания выделяют такие типы речи, как повествование, описание и рассуждение19.

Повествование – это рассказ о событиях соответственно их последовательности во времени, сообщение  о развивающихся действиях и  состояниях. Описание – это констатирующая речь, которая дает понятие о характере, составе и свойствах объекта. Рассуждение – тип речи, в котором  исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения. Эти функционально-смысловые типы речи могут чередоваться и соединяться  друг с другом в рамках одного текста.

Лингвист  А.А. Холодович, характеризуя речевое  поведение человека, устанавливает  следующие пять признаков речевого акта20: средство выражения речевого акта (звук, письменный знак, жест); степень коммуникативности речевого акта (от коммуникативности до отсутствия коммуникативности); ориентированность речевого акта (есть ли ожидание ответа); количество участников речевого акта; контактность речевого акта.

На основании  первого из перечисленных признаков  выделяют устное и письменное общение. На основании четвертого признака выделяют такие типы общения, как диалог (разговор двух участников) и полилог (разговор более чем двух участников).      В зависимости от социального статуса и личных отношений участников общения выделяют формальное и неформальное общение, горизонтальное и вертикальное общение.

При характеристике психологических целей и свойств  общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения21:

  • "Контакт масок" – формальное общение, не имеющее цели понять и учитывать особенности личности собеседника;
  • примитивное общение, которое устанавливается в зависимости от практической необходимости;
  • формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы социальными ролями;
  • деловое общение, предполагающее учет как интересов дела, так и личных интересов;
  • духовное межличностное общение друзей;
  • манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника;
  • светское общение, направленное на поддержание отношений, беспредметное по содержанию.

При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три типа высказываний22: формализованный тип, который отличается высокими показателями по параметрам оформления высказывания, и низкими – по параметрам содержательности; многословный тип, характеризующийся средним выражением всех показателей и при этом большим объемом и большой наполненностью фраз; информационный тип, который характеризуется большим числом ошибок, низким уровнем усложненности и высоким уровнем связности. Высказывания этого типа имеют высокие показатели содержания и низкие показатели оформления.

Знание  типов и видов общения необходимо для правильного построения текста и понимания целей речевых  действий собеседника. Социальность человеческого  общения проявляется в его  следующих качествах: историческая связь актов общения друг с  другом; способность общения быть выразителем общественного сознания; способность общения формировать и использовать культуру.

Ю.В. Рождественский пишет об этом так: "Историческая связь с общественным производством, способность выражать общественное сознание и быть носителем культуры составляют социальные качества языка, которые проявляются только в  членораздельной речи"23.

Членораздельность речи, по мнению ученого, "является социальной чертой акта общения, так как позволяет  строить новые высказывания из материала  прежних и тем самым удовлетворять  потребность роста культуры, изменения  общественного сознания и организации  производства"24.

Всякий  акт общения включен в историческую последовательность других актов социальной речевой деятельности, а отдельные  высказывания соотносятся с другими  по форме и содержанию. Люди понимают высказывания потому, что в них  заключена историческая преемственность.

Внешней причиной актов общения являются общественные отношения людей, которые  устанавливаются и развиваются  с помощью языка. Разделение труда  и обмен его продуктами, организация  коллективной жизни социальных групп  и всего общества не возможны без  речевого общения.

С помощью  актов речи можно описывать и  прогнозировать свойства объектов, сообщать о положении дел, договариваться о коллективных действиях с вещами, устанавливать общность мыслей и  направлять чувства. Это определяет важную роль речевого общения в жизни  общества. Не случайно, что слова общение и общество являются однокоренными. Во многих актах общения происходит обмен информацией новой только для участников этих актов, но в ряде речевых актов происходит нарастание информации, принципиально новой для всего общества. Такие акты общения обладают общекультурной значимостью.

Информация о работе Основные понятия культуры речи