Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:36, контрольная работа
Для успешной реализации коммуникативных задач необходимо представление о сферах общения. В типологии функциональных разновидностей языка особое место занимает язык художественной литературы и разговорная речь. В качестве функциональных стилей, которые по своей языковой организации имеют существенные отличия как от языка художественной литературы, так и от разговорной речи, выделяются официально-деловой, научный и публицистический. Опорой, точнее стержнем, остовом русского литературного языка является литературная норма. В процессе активной языковой политики в науке сложились представления о нормализации языка, его кодификации, отклонениях от литературной нормы, ошибках и языковых вариантах.
Социальный аспект речевого общения включает: статутные и ролевые различия между людьми; общественные стандарты и требования, предъявляемые к тем или иным формам речевого поведения; социальные различия между говорящими в их отношении к собственным и чужим моделям речевого поведения; социальные различия между говорящими в их отношении к выбору языковых средств; социальную значимость речевых актов25.
Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.
Общение как психологический феномен определяется: общими закономерностями устройства психической системы человека и психофизиологии речи; этнопсихическими особенностями нации; социально-психологическими особенностями социальной группы; индивидуальными психологическими особенностями личности26.
Рассматривая
психологическую природу
Общение как деятельность регулируется мотивами и целями. Мотив представляет собой причину, побуждающую человека к определенной деятельности. Общим мотивом речевой деятельности является необходимость установления информационного и эмоционального контакта с другими людьми. Цели речевой деятельности включают поддержание социальных и личных взаимоотношений, организацию труда, быта и досуга человека. Как и всякая другая деятельность, речевая деятельность имеет иерархическую структуру, включающую ведущий и фоновый уровни27.
Ведущий уровень составляется основными действиями, направляющими всю деятельность к реализации цели, фоновый уровень включает дополнительные действия, обеспечивающие выполнение основных.
Действия фонового уровня чаще всего характеризуются автоматизмом. В общении ведущие действия состоят в формировании и восприятии содержательной стороны высказываний, а фоновыми являются психические операции озвучивания и восприятия высказываний. Речевая деятельность на родном языке в нормальном случае характеризуется очень высокой степенью автоматизма. В структуру деятельности входят также образ результата и регуляция промежуточных этапов деятельности. Образ результата представляет собой психическую модель реализованной цели деятельности. Регуляция предполагает сознательный контроль выполнения отдельных действий и их соответствия конечной цели деятельности.
Общение
как поведение представляет собой
избранный личностью тип
Межличностное
взаимодействие в общении характеризуется
как объективными данными, свидетельствующими
о влиянии отношений
Поэтому психология общения изучает следующие направления влияния: межличностные отношения – характер общения; характер речевых действий – развитие личных отношений; восприятие речи собеседника – выбор дальнейшего речевого поведения и изменение (сохранение) психологического отношения к нему; восприятие личности собеседника – отношение к речи собеседника.
Психологические характеристики личности, например темперамент, существенно влияют на характер речевого поведения человека. Выделяются следующие компоненты психологического аспекта речевых действий28:
1) Операционно-динамический
компонент, который включает
2) Мотивационный
компонент, который
3) Когнитивный
компонент, который содержит
4) Результативный
компонент, который
5) Эмоциональный
компонент, который
6) Регуляторный
компонент, который
Роль
общения в формировании личности
огромна. Речевое общение во всех
его формах и жанрах позволяет
человеку в готовом виде получать
социальный опыт, осмысленный и
Именно вербальное взаимодействие со взрослыми имеет решающее значение как для освоения ребенком окружающего мира, так и для овладения им способами мышления. Вербальное взаимодействие осуществляется с помощью речевых коммуникативных умений, которые в свою очередь вырабатываются и совершенствуются в речевой деятельности29. Общаясь со взрослыми, ребенок не только узнает, как называются те или ине предметы окружающего мира, но и то, как надо обращаться с различными предметами, как устроен мир, как относиться к людям и как общаться с людьми. Вне языковой среды ребенок не может развиваться ни интеллектуально, ни нравственно.
Как пишет В.В. Соколова, "речь окружающих, их речевое поведение, обращенное к ребенку с первых месяцев его жизни звучащее слово – основа развития, становления личности. И то, что это за речь, какими качествами, свойствами она обладает, какое несет содержание, – в известной мере задает направление культурного и духовного развития личности и социального процветания гражданина"30.
Общение
– сложный процесс
Общение триединый процесс, включающий в себя коммуникацию, интеракцию и перцепцию32.
Перцептивный
компонент общения
Социальная установка – это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или событии, совокупность связанных с ними эмоциональных состояний, предрасполагающих к определенным действиям. Под влиянием жесткой установки на восприятие человека иногда формируется так называемый эффект ореола, когда существовавший ранее образ мешает увидеть истинные черты личности.
Обычно в первый день общения влияние социальных установок очень сильно; участники процесса общения находятся в привычной оболочке своих социальных и профессиональных ролей, которая мешает проявлению личностных моментов и может искажать представление друг о друге.
Постепенно
коммуникативные барьеры
Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Как уже говорилось, эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные33.
Интерактивный компонент общения – это, прежде всего, особенности взаимодействия партнеров, которые определяются их личностными состояниями. Если говорить об интервью, то здесь ведущую роль играет личностная позиция интервьюера34.
Все три компонента используются в процессе общения одновременно и выделяются лишь для удобства научного, экспериментального исследования. Но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные построения.
Итак, что мы делаем в процессе общения? Еще до того, как произнести первые слова приветствия, собеседники воспринимают друг друга зрительно. Часто не отдавая себе отчета, мы бегло оцениваем своего собеседника по его внешнему виду, типу лица, одежде, манере держаться – многим неуловимым чертам поведения. Точно также собеседник оценивает вас. Таким образом, еще не успев начать общение с помощью слов, мы уже начали его с помощью того самого перцептивного, т.е. чувственного компонента, о котором говорили выше.
Когда мы говорим об этой стороне общения, мы имеем ввиду общение, как восприятие людьми друг друга, межличностное восприятие. Восприятие человека человеком относиться к области социальной перцепции – это процесс восприятия «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, "понимающего понимания" – настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В праздноречевых сферах общения в диалогах и полилогах интеллектуального, а также "игрового" или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора.
Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства – мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду. Таким образом, речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.
Этические
нормы воплощаются в
Главный этический принцип речевого общения
– соблюдение паритетности – находит
свое выражение, начиная с приветствия
и кончая прощанием на всем протяжении
разговора35.
1. Приветствие.
Обращение. Приветствие и
Обращение
выполняет
Национальные
и культурные традиции предписывают
определенные формы обращения к
незнакомым людям. Если в начале века
универсальными способами обращения
были гражданин и гражданка, то во
второй половине XX века большое распространение
получили диалектные южные формы
обращения по признаку пола – женщина,
мужчина. В последнее время нередко
в непринужденной разговорной речи,
при обращении к незнакомой женщине
употребляется слово дама, однако
при обращении к мужчине слово
господин используется только в официальной,
полуофициальной, клубной обстановке.
Выработка одинаково