Основные понятия культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

Для успешной реализации коммуникативных задач необходимо представление о сферах общения. В типологии функциональных разновидностей языка особое место занимает язык художественной литературы и разговорная речь. В качестве функциональных стилей, которые по своей языковой организации имеют существенные отличия как от языка художественной литературы, так и от разговорной речи, выделяются официально-деловой, научный и публицистический. Опорой, точнее стержнем, остовом русского литературного языка является литературная норма. В процессе активной языковой политики в науке сложились представления о нормализации языка, его кодификации, отклонениях от литературной нормы, ошибках и языковых вариантах.

Файлы: 1 файл

Культура речи.docx

— 77.88 Кб (Скачать файл)

Социальный  аспект речевого общения включает: статутные и ролевые различия между людьми; общественные стандарты  и требования, предъявляемые к  тем или иным формам речевого поведения; социальные различия между говорящими в их отношении к собственным  и чужим моделям речевого поведения; социальные различия между говорящими в их отношении к выбору языковых средств; социальную значимость речевых  актов25.

Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно  тесно связано со структурой индивидуального  сознания человека. Сам процесс общения  невозможен без участия психологических  механизмов порождения и восприятия речи.

Общение как психологический феномен  определяется: общими закономерностями устройства психической системы  человека и психофизиологии речи; этнопсихическими особенностями нации; социально-психологическими особенностями  социальной группы; индивидуальными  психологическими особенностями личности26.

Рассматривая  психологическую природу общения, необходимо учитывать, что: общение  является формой психической деятельности;  общение является формой поведения  человека; общение представляет собой  межличностное взаимодействие индивидов; в общении проявляются психологические  свойства личности, ее темперамент  и другие психолого-типологические характеристики; личность человека формируется  в процессе общения.

Общение как деятельность регулируется мотивами и целями. Мотив представляет собой  причину, побуждающую человека к  определенной деятельности. Общим мотивом  речевой деятельности является необходимость  установления информационного и  эмоционального контакта с другими  людьми. Цели речевой деятельности включают поддержание социальных и  личных взаимоотношений, организацию  труда, быта и досуга человека. Как  и всякая другая деятельность, речевая  деятельность имеет иерархическую  структуру, включающую ведущий и  фоновый уровни27.

Ведущий уровень составляется основными  действиями, направляющими всю деятельность к реализации цели, фоновый уровень  включает дополнительные действия, обеспечивающие выполнение основных.

Действия  фонового уровня чаще всего характеризуются  автоматизмом. В общении ведущие  действия состоят в формировании и восприятии содержательной стороны  высказываний, а фоновыми являются психические операции озвучивания  и восприятия высказываний. Речевая  деятельность на родном языке в нормальном случае характеризуется очень высокой  степенью автоматизма. В структуру деятельности входят также образ результата и регуляция промежуточных этапов деятельности. Образ результата представляет собой психическую модель реализованной цели деятельности. Регуляция предполагает сознательный контроль выполнения отдельных действий и их соответствия конечной цели деятельности.

Общение как поведение представляет собой  избранный личностью тип организации  речевого взаимодействия с окружающими, соответствующий мировоззрению  и психическим особенностям личности. К речевому поведению относятся  такие феномены, как: подражание (сознательное и неосознанное) речи других людей; эмоциональное "заражение"; подчинение индивидуального поведения групповым  нормам и ролевым предписаниям или  нарушение этих норм; лидерство в  общении или склонность к пассивному участию в общении.

Межличностное взаимодействие в общении характеризуется  как объективными данными, свидетельствующими о влиянии отношений собеседников на характер общения и речевых  действий на развитие этих отношений, так и субъективным восприятием  участниками общения речевых  действий друг друга.

Поэтому психология общения изучает следующие  направления влияния: межличностные  отношения – характер общения; характер речевых действий – развитие личных отношений; восприятие речи собеседника  – выбор дальнейшего речевого поведения и изменение (сохранение) психологического отношения к нему; восприятие личности собеседника –  отношение к речи собеседника.

Психологические характеристики личности, например темперамент, существенно влияют на характер речевого поведения человека. Выделяются следующие  компоненты психологического аспекта  речевых действий28:

1) Операционно-динамический  компонент, который включает следующие  показатели: объем высказывания; темп (скорость говорения); лексическая  вариативность; синтаксическая вариативность;  отказ от коммуникативного намерения;  длительные паузы. 

2) Мотивационный  компонент, который характеризуется  такими показателями, как: количество  фраз, в которых автор говорит  о других; количество фраз, в которых  автор говорит о себе; количество  фраз, содержащих обращение к  собеседнику; свернутость (неполнота)  фраз.

3) Когнитивный  компонент, который содержит следующие  параметры: количество фраз, содержащих  оценочность; количество фраз, содержащих  сопоставление; наличие названий  тем сообщений; количество фраз, содержащих обобщения; выражение  причинно-следственных связей; описания  внешности; описания действий.

4) Результативный  компонент, который характеризуется  следующими показателями: содержательность; понятность; выразительность; количество  затронутых тем; количество описанных  людей; грамматическая правильность; фонетическая правильность; использование  риторических приемов. 

5) Эмоциональный  компонент, который представляет  собой характеристику степени  эмоциональной выразительности  высказывания и количества и  эмоционально окрашенных лексических  единиц.

6) Регуляторный  компонент, который характеризуется  количеством таких речевых действий, как: уточнения; повторы; самоперебивы; вопросы; короткие паузы; ссылки.

Роль  общения в формировании личности огромна. Речевое общение во всех его формах и жанрах позволяет  человеку в готовом виде получать социальный опыт, осмысленный и систематизированный  предшествующими поколениями. В  общении происходит овладение духовной, интеллектуальной и материальной культурой, познание человеком мира и самого себя, а в результате этого –  социализация личности и корректировка  поведения человека.

Именно  вербальное взаимодействие со взрослыми  имеет решающее значение как для  освоения ребенком окружающего мира, так и для овладения им способами  мышления. Вербальное взаимодействие осуществляется с помощью речевых  коммуникативных умений, которые  в свою очередь вырабатываются и  совершенствуются в речевой деятельности29. Общаясь со взрослыми, ребенок не только узнает, как называются те или ине предметы окружающего мира, но и то, как надо обращаться с различными предметами, как устроен мир, как относиться к людям и как общаться с людьми. Вне языковой среды ребенок не может развиваться ни интеллектуально, ни нравственно.

Как пишет  В.В. Соколова, "речь окружающих, их речевое  поведение, обращенное к ребенку  с первых месяцев его жизни  звучащее слово – основа развития, становления личности. И то, что  это за речь, какими качествами, свойствами она обладает, какое несет содержание, – в известной мере задает направление культурного и духовного развития личности и социального процветания гражданина"30.

2.2. Компоненты общения.

 

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в  обмене информацией, а также в  восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых  живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться  осознанным, связанным вербальными  и невербальными актами31.

Общение триединый процесс, включающий в  себя коммуникацию, интеракцию и перцепцию32.

Перцептивный  компонент общения характеризует  его как восприятие человека другим человеком (социальная или межличностная  перцепция). Во многом это восприятие происходит под влиянием социальной личностной установки, которая формируется  на основе прошлого опыта, национальных и профессиональных стереотипов. В  социальной психологии под установкой понимается предрасположение индивида или группы определенным образом  реагировать на те или иные явления.

Социальная  установка – это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или  событии, совокупность связанных с  ними эмоциональных состояний, предрасполагающих  к определенным действиям. Под влиянием жесткой установки на восприятие человека иногда формируется так  называемый эффект ореола, когда существовавший ранее образ мешает увидеть истинные черты личности.

Обычно  в первый день общения влияние  социальных установок очень сильно; участники процесса общения находятся  в привычной оболочке своих социальных и профессиональных ролей, которая  мешает проявлению личностных моментов и может искажать представление  друг о друге.

Постепенно  коммуникативные барьеры снимаются, и по мере знакомства друг с другом и с правилами общения складываются доверительные и открытые отношения, когда каждый может высказать  то, что он думает, и чувствует.

Коммуникативный компонент общения включает в  себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Как уже говорилось, эти  средства можно разделить на две  группы: вербальные (языковые) и невербальные33.

Интерактивный компонент общения – это, прежде всего, особенности взаимодействия партнеров, которые определяются их личностными состояниями. Если говорить об интервью, то здесь ведущую роль играет личностная позиция интервьюера34.

Все три  компонента используются в процессе общения одновременно и выделяются лишь для удобства научного, экспериментального исследования. Но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные  построения.

Итак, что  мы делаем в процессе общения? Еще  до того, как произнести первые слова  приветствия, собеседники воспринимают друг друга зрительно. Часто не отдавая  себе отчета, мы бегло оцениваем  своего собеседника по его внешнему виду, типу лица, одежде, манере держаться  – многим неуловимым чертам поведения. Точно также собеседник оценивает  вас. Таким образом, еще не успев  начать общение с помощью слов, мы уже начали его с помощью  того самого перцептивного, т.е. чувственного компонента, о котором говорили выше.

Когда мы говорим об этой стороне общения, мы имеем ввиду общение, как восприятие людьми друг друга, межличностное восприятие. Восприятие человека человеком относиться к области социальной перцепции  – это процесс восприятия «социальных  объектов», под которыми подразумеваются  другие люди, социальные группы, большие  социальные общности.

2.3. Культура и этика  речевого общения.

 

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения  к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, "понимающего понимания" – настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В праздноречевых сферах общения в диалогах и полилогах интеллектуального, а также "игрового" или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора.

Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации  и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические  средства – мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении  беседы принадлежит взгляду. Таким  образом, речевая этика – это  правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

Этические нормы воплощаются в специальных  этикетных речевых формулах и  выражаются в высказываниях целым  ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словоформами, так и словами неполнознаменательных  частей речи (частицами, междометиями). 
Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием на всем протяжении разговора35.

1. Приветствие.  Обращение. Приветствие и обращение  задают тон всему разговору.  В зависимости от социальной  роли собеседников, степени близости  их выбирается ты-общение или  вы-общение и соответственно приветствия  здравствуй или здравствуйте, добрый  день (вечер, утро), привет, салют,  приветствую и т. п. Важную  роль играет также ситуация  общения.

Обращение выполняет контактоустанавливаюшую  функцию, является средством интимизации, поэтому на протяжении всей речевой  ситуации обращение следует произносить  неоднократно; это свидетельствует  и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам. В  фатическом общении, в речи близких людей, в разговорах с детьми обращение часто сопровождается или заменяется перифразами, эпитетами с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Национальные  и культурные традиции предписывают определенные формы обращения к  незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения  были гражданин и гражданка, то во второй половине XX века большое распространение  получили диалектные южные формы  обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко  в непринужденной разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине  употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово  господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Выработка одинаково приемлемого  обращения к мужчине и к  женщине – дело будущего: здесь  скажут свое слово социокультурные  нормы36.

Информация о работе Основные понятия культуры речи