Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа
Основной целью курса «Основы управления интеллектуальной собственностью» является формирование у студентов базовых представлений об интеллектуальной собственности.
Задачами курса является изучение основных положений, связанных с правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности в экономике, таких как:
- основы международного права и национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности;
- принципы предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности в Республике Беларусь и за рубежом;
- способы введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот и распоряжения правами на эти объекты;
- основы экономики интеллектуальной собственности;
Введение
Тема 1. Введение в интеллектуальную собственность
1. Определение интеллектуальной собственности.
2. Система объектов интеллектуальной собственности.
3. Роль интеллектуальной собственности в развитии общества
Тема 2. Авторское право и смежные права
1. Авторское право
1.1. Понятие и признаки произведения.
1.2. Произведения, охраняемые авторским правом.
1.3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права.
1.4. Авторы произведений. Соавторство.
1.5. Служебные произведения.
1.6. Содержание авторского права.
1.6.1. Личные неимущественные авторские права.
1.6.2. Имущественные авторские права.
1.7. Срок охраны авторского права.
2. Смежные права
2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания.
2.2. Смежное право исполнителей.
2.3. Смежное право производителей фонограмм.
2.4. Смежное право организаций вещания.
Тема 3. Право промышленной собственности
I. Патентное право
1. Объекты патентного права.
1.1. Понятие изобретения. Объекты изобретения. Условия патентоспособности изобретения.
1.2. Полезные модели. Понятие и условия патентоспособности.
1.3. Промышленные образцы. Понятие и условия патентоспособности.
1.4. Сорта растений. Понятие и условия патентоспособности.
1.5. Топологии интегральных микросхем. Понятие и условия предоставления охраны.
2. Субъекты патентного права
2.1. Авторы объектов промышленной собственности.
2. 2. Патентообладатели.
2. 3. Служебные объекты промышленной собственности.
2.3.1. Основания признания объектов промышленной собственности служебными.
2.3.2. Права и обязанности работника и нанимателя при получении патентов на служебные объекты промышленной собственности.
2.3.3. Право авторов служебных объектов промышленной собственности на вознаграждение.
3. Патентование объектов промышленной собственности.
3.1. Патент и его функции.
3.2. Понятие и виды приоритета.
3.3. Содержание прав патентообладателей.
3.4. Системы патентования.
3.5. Процедура выдачи патентов.
3.6. Право преждепользования и право послепользования.
3.7. Прекращение действия патента.
II. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров, работ и услуг
1. Правовая охрана фирменных наименований.
2. Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания.
2.1. Понятие и функции товарного знака.
2.2. Виды товарных знаков.
2.3. Порядок регистрации товарного знака. Абсолютные и иные основания для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака.
2.4. Содержание права на товарный знак.
2.5. Прекращение охраны товарного знака.
3. Географические указания.
3.1. Использование географических указаний для индивидуализации товаров.
3.2. Наименование места происхождения товара.
3.3. Указание происхождения товара.
III. Правовая охрана нераскрытой информации.
1. Понятие нераскрытой информации и условия ее охраны.
2. Правовая охрана секретов производства (ноу-хау).
Тема 4. Патентная информация и патентные исследования
1. Патентная информация. Состав патентной информации.
2. Официальные издания патентного органа.
3. Электронные патентно-информационные ресурсы и базы данных.
4. Международные классификации.
5. Патентные исследования.
Тема 5. Использование объектов интеллектуальной собственности
1. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности
1. Оценка рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности. Методы оценки.
2. Использование объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов.
2. Распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности
2.1. Формы распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности
2.2. Договор уступки прав на объекты интеллектуальной собственности.
2.3. Лицензионный договор.
2.4. Авторский договор.
Тема 6. Рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности. Защита прав Интеллектуальной собственности.
1. Досудебное урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности
2. Судебное рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности.
3. Гражданско-правовая защита прав интеллектуальной собственности.
4. Административная и уголовная ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности.
Тема 7. Инфраструктура интеллектуальной собственности
1. Система государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь. Национальный центр интеллектуальной собственности.
2. Патентные поверенные.
3. Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами
Тема 8. Международная охрана интеллектуальной собственности
1. Роль Всемирной организации интеллектуальной собственности в осуществлении международного сотрудничества государств в сфере охраны интеллектуальной собственности.
2. Международные соглашения в области охраны авторских и смежных прав.
2.1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.
2.2. Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
2.3. Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.
3. Международные соглашения в области охраны прав промышленной собственности.
3.1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности.
3.2. Договор о патентной кооперации.
3.3. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.
4. Региональные патентные системы.
Самостоятельными
К производным произведениям относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Все они признаются объектами авторского права, поскольку деятельность по их созданию носит творческий характер. Авторское право переводчиков и авторов иных производных произведений имеет зависимый характер: автор производного произведения может осуществлять свое авторское право только в том случае, если использование его произведения не влечет нарушения прав автора произведения, положенного в основу производного произведения. Авторское право переводчика и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.
К составным произведениям относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и иные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Творческая деятельность составителя выражается в том, что он по своему усмотрению отбирает материал и (или) располагает его по своей оригинальной системе. Результатом творческой работы составителя является сама разработанная им система расположения материалов, поскольку авторское право составителя не распространяется на произведения, включённые в составное произведение, а авторское право составителя на составное произведение в целом не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же материалов для создания своих составных произведений. Поэтому, предметом охраны применительно к составным произведениям является оригинальный подбор и (или) оригинальное расположение подобранных материалов. Если в составное произведение включены охраняемые авторским правом произведения, составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включённых в составное произведение.
Любой результат творчества,
отвечающий установленным
Охрана произведений авторским правом возникает в силу факта их создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Используемый для оповещения об исключительных авторских правах знак охраны авторского права (знак копирайта) и состоящий из трех элементов - латинской буквы «С» в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав и года первого опубликования произведения – выполняет сугубо информационную функцию. Само по себе отсутствие на экземпляре произведения знака охраны авторского права не означает, что данное произведение не охраняется авторским правом.
Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности или права владения каким-либо материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторского права на произведение, выраженное в этом объекте.
1.3. Произведения,
не являющиеся объектами
Понятия «произведение»
и «объект авторского права» не тождественны.
Первое понятие шире, поскольку законодательство
называет несколько категорий
- официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
- государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);
- произведения народного творчества, авторы которых не известны.
Авторское право также не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.
1.4. Авторы произведений. Соавторство.
Авторское право по общему правилу возникает у автора. Автором произведения признается физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.
Если произведение создано несколькими лицами, такие лица признаются соавторами. Соавторство – это правовые отношения, возникающие в силу факта совместного создания произведения несколькими лицами.
Закон называет два условия возникновения соавторства: 1) произведение должно быть создано совместным трудом двух или более лиц; 2) труд всех участвующих в создании произведения лиц должен носить творческий характер.
Совместный характер труда должен оцениваться не по совместному процессу работы, а по совместно достигнутому результату; важно не то, как и в какой форме трудились соавторы, а то, что произведение явилось результатом их совместных усилий. Поэтому для возникновения соавторства имеет значение совместный труд, понимаемый как деятельность нескольких лиц, направленная на достижение согласованного результата, каковым является создание произведения. При этом совместная деятельность не означает её единство во времени и пространстве, а лишь то, что авторы трудятся над произведением сообща, и каждый из них вносит свой вклад в его создание.
Соавторами могут признаваться только те, кто внес творческий вклад в создание произведения. Лицо, которое не внесло творческий вклад в создание произведения, а оказывало только техническую помощь (набор рукописи, составление библиографии, прорисовка эскизов и т.п.) не может признаваться соавтором. Принципиально важным представляется то, что основанием возникновения соавторства являются фактические, а не договорные отношения лиц, и любое соглашение, в том числе оформленное в письменной форме, не имеет юридического значения, если соавторами в действительности не была проделана совместная творческая работа.
Различают два вида произведений, созданных в соавторстве: произведения, образующие одно неразрывное целое, и произведения, состоящие из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей произведения. Соответственно, различаются два вида соавторства – раздельное и нераздельное. Раздельное соавторство имеет место тогда, когда коллективное произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение и при этом известно, кем из соавторов эти части созданы. В этом случае каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя или более соавторами, либо представляет собой единое неразрывное целое, либо вклад конкретного соавтора в коллективное произведение невозможно выделить. Поэтому авторское право на коллективное произведение, созданное в нераздельном соавторстве, осуществляют все соавторы совместно. Законодатель, пытаясь обеспечить интересы всех соавторов, устанавливает, что в том случае, если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить использование произведения.
Принцип совместного распоряжения произведением не препятствует авторам заключить между собой соглашение, определяющее порядок осуществления прав в отношении коллективного произведения. По своей правовой природе соглашение соавторов является одной из разновидностей договоров о порядке пользования правом, аналогичной договору собственников о порядке использования имущества.
1.5. Служебные произведения
Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» определяет служебное произведение как произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей.
Закон не содержит четкого определения
сферы, в которой применяются
нормы о служебных
Первым возможным основанием признания
объекта авторского права служебным
является то, что его создание входит
в служебные обязанности
Закон «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает в отношении служебных произведений особый правовой статус. Личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное.
Как следует из нормы ст.14 Закона, презумпция принадлежности имущественных прав на служебное произведение нанимателю может быть опровергнута условиями заключенного между ним и автором договора. Наниматель и автор в трудовом договоре (контракте) могут установить, что имущественные права на служебное произведение в полном объеме возникают у автора; в этом случае его правовой режим не будет отличаться от правового режима произведения, созданного вне рамок трудовых отношений, и нанимателю, заинтересованному в его использовании, необходимо будет заключить с работником авторский договор. Имущественные права в соответствии с соглашением будут разделены между работником и нанимателем (по способам использования произведения или территории, на которой будет осуществляться право).
Закон ограничивает автора служебного произведения в возможности воспользоваться принадлежащими ему личными неимущественными правами. В том случае, если обладателем имущественных прав на служебное произведение является наниматель, автор не вправе препятствовать обнародованию такого произведения. Кроме того, автор служебного произведения не может также осуществить право на отзыв.
Признание имущественных авторских прав на служебное произведение за нанимателем лишает автора такого произведения права на получение вознаграждения как самим нанимателем, так и третьими лицами.
1.6. Содержание авторского права
Авторам произведений
науки, литературы, искусства принадлежат
личные неимущественные и имущественны
1.6.1. Личные неимущественные авторские права.
Составляющие авторское право личные неимущественные права характеризуются тесной связью с личностью автора. Это предопределяет их особенности, выражающиеся в непередаваемости и неотчуждаемости. Непередаваемость личных неимущественных прав означает невозможность их передачи на ограниченный период времени, неотчуждаемость – невозможность полной и безвозвратной передачи другому лицу. Законодатель особо оговаривает, что личные неимущественные права сохраняются за автором даже в случае уступки исключительных имущественных прав. Еще одной особенностью личных прав автора является их неимущественный (нетоварный) характер, выражающийся в отсутствии у этих прав какого-либо экономического содержания – реализация личных неимущественных прав не связана с приобретением материальных благ.
Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» признает за автором произведения следующие личные неимущественные права:
- право авторства;
- право на имя;
- право на защиту репутации;
- право на обнародование;
- право на отзыв.
Право авторства определяется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и связанная с этим возможность требовать признания данного факта от всех остальных лиц. Право авторства позволяет индивидуализировать результаты творческого труда и обеспечить интересы создателя произведения путём общественного признания связи его личности с произведением.
Право автора на имя означает право автора избирать, каким образом созданное им произведение будет связано с его личностью – путём указания собственного имени, вымышленного имени (псевдонима) или без указания имени (анонимно), и этот выбор может сделать только сам автор.
Информация о работе Основы управления интлектуальной собственностью