Особенности античной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 05:36, реферат

Описание работы

Слово античность происходит от лат. antiguus - древнее. Античность представляет собой образец, эталон, модель и классику для европейской культуры. А также детство человечества. В античном обществе культура воспринималась как совокупность навыков и умений, а также результатов человеческой деятельности. Культура была выделена в качестве предмета осмысления. Протагор считал, что возникновением материальной культуры, а также упорядоченным развитием общественным жизни люди обязаны богам.

Файлы: 1 файл

Реферат1111.docx

— 45.25 Кб (Скачать файл)

 

3. Характеристики античного типа культуры

3.1. Древнегреческая античная культура

Греческая культура – морская, открытого типа. Отсюда быстрая колонизация окрестных земель и островов, любопытство к другим культурам. Греческой культуре были присущи заимствование и изменение.

Агональное – состязательное начало в культуре. Этим проникнуты все сферы жизни и деятельности, будь то публичное обсуждение законов или Олимпийские игры (в честь победы Зевса над Кроном). Погоня за славой. Возможна была от острого чувства скоротечности человеческой жизни и неумного желания преодолеть смерть. Преодолеть смерть путем увековечивания своего имени в памяти поколений. Это славное имя превосходит всякую материальную награду.

Приоритет нравственных духовных интересов над материальными. Мудрость «sophia» – вот высшая ценность. Это знание о предметах возвышенных, обычно бесполезных с точки зрения практической. Интеллектуальная игра. Знание ради знания. Бескорыстная любовь к истине. Именно в этой атмосфере рождается наука и философия. В частности диалектика как искусство доказывать и опровергать какой-либо тезис. То есть, греки не признавали авторитетов, не считались с предками и заветами старины (даже к Гомеру).

Однако дух состязательности соотносится с принципом меры во всем. Возможно, в реальной жизни они мало руководствовались этим принципом. Дух соперничества часто оказывался разрушительным. Постоянные войны, нет единого государства. Идеал греческого человека – мера, мера во всем, основанная на принципе гармонии, «золотой середины».

Личность человека не имеет такого колоссального и абсолютизированного значения как в европейской культуре после эпохи Возрождения. Личности в современном понимании этого слова в античности нет, она рассматривается как нечто нераздельное, она сводима к процессам, которые происходят между небом и землей. Человек смыкался со всей мировой материей, и был един со всем физическим миром и природой не выходя из круговорота материи, где все мыслилось вечным – и смерть и рождение. Жизнь человека управляется божеством, которое само играет без ярко выраженной цели. Это божество еще само неотделимо от мирового хаоса и вечно изменчивых стихий. Личность есть хорошо организованное и живое тело. Тело самодостаточный мир, движущийся в пространстве. Тело по Анаксагору содержит в себе зародыш всех вещей вообще. Оно является символом космоса в целом. Внутренняя смысловая жизнь и телесная есть одно и тоже. Греческие боги есть лишь человеческие тела, обобщающие смысловые принципы бытия.

Античная культура построена на принципе объективизма.

Понимание мира как космоса (от «космео» - придание формы), как чего-то упорядоченного, в него включен и человек. Мир завершен из хаоса - отсюда стремление к оформлению как основная интенция греческой культуры в целом. В этом поле и возникает философская мысль как стремление к упорядочиванию смыслов. Главная сила мышление. Мышление как особое бытие, подлинное (Парменид).

Космос для грека чувственно – материален, то есть он видим и слышим. Античный космос ограничен в пространстве, потому что таковым является вообще всякое человеческое тело обобщением, которого и был космос. Космос огромное живое тело, как в целом таки во всех своих частях. Космос единство противоположных начал фаталистического и героического, внеличностного и чувственного, разумного и т.д. Космос существует вечно, сам по себе, он сам для себя свой абсолют. Космос движется, но поскольку он ограничен, то ему остается только вечно вращаться, вокруг земли, которая и была центром.

Пантеизм, ибо космос есть абсолютное божество. Идеальные боги лишь обобщение соответствующих областей природы как разумной, так и неразумной. Природа есть абсолют. Только богам доступны законы природы. Человек живет в космосе, он дом для него, понятен и доступен ему. Человеку доступны космические ритмы через скульптурное воплощение космической гармонии, симметрии и меры.

Необходимость – это судьба, и нельзя выйти за ее пределы. Античная культура развивается под знаком фатализма. Героизм – фаталистически – героический. (Судьба Гектора в «Илиаде»).

Космос есть наилучшее и наисовершеннейшее произведение искусства. Т.е. художественное понимание космоса. Сам термин космос сопрягается с порядком, ладом, красотой. Человеческое искусство лишь его жалкое подобие. Античность скульптурна.

Представление о мире сводятся к тому, что это есть театральная сцена. Люди актеры, космос сам сочиняет пьесы, земля – сцена. Модели игры среди представлений греков о жизни космической и человеческой: во-первых, это стихийная неразумная игра вселенских сил, изливающая переизбыток своей энергии на человеческую жизнь, входящую в общий природный круговорот мировой материи. Во-вторых, жизнь человека и универсума есть ничто иное, как сценическая игра, строжайше продуманная и целесообразно осуществленная высшим разумом. Обе эти тенденции сосуществуют вместе.

Главное в античной культуре это зрение.

На первый план выступает «логос» (которое есть слово и мысль, но не личность как в христианстве). Это понятие логическое, языковое и в то же время натурфилософское, обозначающее нечто материальное связанное с воздухом. Огнем, землей, со всеми стихиями. «Идея» также начинается с видимости и чувственного, она восходит и к космосу.

Полис античная модель мира в социальной сфере. Человек есть «политическое животное». Патриархальное рабство. Свобода вот, что отличает греков от других народов. Внешним выражением внутренней свободы греков явилась их демократия.

Ф. Кессиди считал, что у греков были развиты оба полушария и правое и левое.

Одной из главных тенденций античного мышления: строить жизнь по модели природы, бытие которой ограничено вечным круговоротом материи, замкнуто в себе, а потому внеисторично. Даже в более поздние времена, когда утвердилось учение о самостоятельной ценности души человека и ее вечности, сам душа представлялась телесной и участвовала в мировом круговороте, воплощаясь в тела, переживая с каждым новым телом несколько жизней и возвращаясь, каждый раз снова на землю, пройдя путь испытаний и очищения.

Красота, особенно в классический период понимается греками как чувственно наглядная или созерцательная целесообразность. Последняя, приводит к тому, что порядок как объективная целесообразность, воспринимается и видится как прекрасное и является предметом восторга.

 

3.2 Древнеримская античная культура

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:

– царский (VIII - начало VI вв. до н.э.);

– республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.);

– период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти.

С V в. до н.э. начинается серьёзное влияние греческой культуры и религии, идущее через колонии греков в Италии. Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, главные из которых: Юпитер – бог неба, богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера – Юнона, Минерва – покровительница ремесла, Диана – богиня рощ и охоты, Марс – бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов. Примерно с IV в. до н.э. распространяется греческий язык, главным образом среди верхних слоёв населения. Получают распространение некоторые греческие обычаи: брить бороды и коротко стричь волосы, возлежать за столом во время еды и пр. В IV в. до н.э. в Риме вводится медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто куском меди. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства города Рима, который I – III вв. до н.э. насчитывал от одного до полутора миллионов жителей. После завоевания Римом западной части эллинистического мира в его пределы вошли такие крупные культурные центры, как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в Малой Азии, Коринфр и Афины в Греции и Карфаген на северном берегу Африки. Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями – храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, – особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских войн.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3 – 6 этажей.

Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.

Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I – II вв. географическим знаниям и истории. Особенно большой вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон и Клавдий Птолемей, историки Тацит, Тит Ливий и Аппиан. К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха. В эпоху империи достигла апогея своего развития литература древнего Рима. Во времена императора Августа жил Гай Цильний Меценат. Он собирал, поддерживал материально и опекал талантливых поэтов своего времени. Среди поэтов наибольшей славой ещё при жизни обладал Вергилий, член кружка Мецената и автор бессмертной эпической поэмы "Энеида". Другой поэт кружка Мецената – мастер совершенной формы стиха Гораций Флакк. Драматична судьба Овидия Назона – замечательного лирического поэта, автора поэмы "Искусство любви", которая вызвала гнев императора Августа и ссылку поэта в далёкий от Рима черноморский город Томы (Констанца), где он создал два сборника лирических стихов "Скорби" и "Послания с Понта". Писал стихи и знаменитый император Нерон. Поистине эпоха империи была золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством в этот период также сатирик Юний Ювенал, написавший 16 сатир, и писатель Апулей – автор своеобразного фантастического романа "Метаморфозы, или Золотой осёл" о превращении юноши Луция в осла и его приключениях.

Основные черты античного типа культуры проявились посредством нормы, классики и эстетической формы.

Понятие нормы как понятие культуры складывается уже в эпоху Древней Греции, но получает завершённость, целиком расцветает в римский период античности. Римская история переполнена историями назидательного характера, когда человек в интересах общества и государства поступался своими родственными чувствами. Нравственной нормой было прославление людей прежде всего за верную службу отечеству и государству. Не случайно нормой искусства риторики была такая форма речевой организации, в которой превалировало общезначимое над индивидуальным. Даже на надгробиях принято было писать социальные статусы человека и заслуги его перед Римом. Только со II в. н.э. появляются эпитафии лирического, личного и семейного содержания. Этика и эстетика подвига были нормой античного общества и античной культуры.

Понятие классики означает общественное состояние или тип искусства, в котором неповторимое, индивидуальное и общественное находятся в состоянии динамичного, неустойчивого, но реального равновесия. Классика как принцип общественного развития – это взаимодействие жизни и нормы. Например, рабовладение для Рима – естественное состояние : не развит внутренний рынок, нет такого количества потребителей, которые потребляли бы возможные производимые товары. Но это и противоестественное состояние общества, когда огромное количество населения не принадлежит к римскому обществу. Разрешение этого противоречия пошло в Риме по пути создания сословия вольноотпущенных. Конфликт таким образом постоянно разрешался (конечно, до определённого времени).

Другой пример – античная трагедия. Как художественное произведение она основывается на столкновении двух истин: общественно-значимой (нормы) и индивидуально-личной. Так, героиня трагедии Софокла "Антигона" стремится выполнить свой долг перед семьёй и близким человеком – похоронить брата, убитого за участие в заговоре. Гибель Антигоны – это гибель несвоевременного нравственного начала и торжества общественно-значимой нормы.

Для античного сознания важна эстетическая ясность форм. Отсюда и характерная эстетическая форма античного искусства. Цель искусства – сделать талант и дар внятным согражданам. Стихи всегда следуют чёткой норме. Театральное действо отвечает существующему канону: зрители заранее хорошо знают сюжет трагедии или комедии, неожиданностей не может быть, но для них важно другое – понятность и убедительность известного сюжета и образов, то есть определённая, принятая эстетическая форма.

Римская культура – это языческая культура. Но эпоха поздней Римской империи ознаменована широким распространением в её пределах нового вероучения – христианства, которое одержало окончательную победу в Риме при императоре Константине (324 – 330). Четвёртое столетие нашей эры было временем расцвета христианского красноречия. Обилие церковных споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу, созданную по всем правилам античной риторики. Особенную остроту идеологическая борьба между христианами и язычниками приняла в V в. н.э. - в последние десятилетия существования великой Римской державы.

Информация о работе Особенности античной культуры