Особенности античной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 05:36, реферат

Описание работы

Слово античность происходит от лат. antiguus - древнее. Античность представляет собой образец, эталон, модель и классику для европейской культуры. А также детство человечества. В античном обществе культура воспринималась как совокупность навыков и умений, а также результатов человеческой деятельности. Культура была выделена в качестве предмета осмысления. Протагор считал, что возникновением материальной культуры, а также упорядоченным развитием общественным жизни люди обязаны богам.

Файлы: 1 файл

Реферат1111.docx

— 45.25 Кб (Скачать файл)

1. Введение

Слово античность происходит от лат. antiguus - древнее. Античность представляет собой образец, эталон, модель и классику для европейской культуры. А также детство человечества. В античном обществе культура воспринималась как совокупность навыков и умений, а также результатов человеческой деятельности. Культура была выделена в качестве предмета осмысления. Протагор считал, что возникновением материальной культуры, а также упорядоченным развитием общественным жизни люди обязаны богам.

По мнению Демокрита, творцом культуры выступает человек, он создает культуру, подчиняясь своим потребностям и, подражая природе, то есть вторую природу. Древнегреческие мыслители различали природное и нравственное начала как два противостоящих друг другу. Нравственное, то есть культурное было присуще только людям, в частности лишь грекам.

Древнегреческая пайдейя (культура), сделав человека мерой всех вещей, избегала всего, что не сообразовывалось с человеком и его понятиями. Даже греческие боги человекоподобны, не только по облику, но и по поведению.

Греческие храмы также соотнесены с человеком. Направленность на человека, присущая греческой культуре позволила ей стать духовной ценностью в полном смысле этого слова, поскольку именно греческая культура лежит в основе европейской культуры. Греческая культура открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство разума и свободы.

Древнегреческая цивилизация одарила современную цивилизацию мифами о Прометее, Аполлоне и Дионисе и др., которые стали символами разных культурных традиций, а также заложила основы развития науки и техники в западноевропейских странах.

 

2. Периодизация

Этапы:

Греция: Крито-микенская → Гомеровская → Архаика → Классический → Упадок → Эллинизм

Рим: Этрусская → Ранней империи → Республики → Второй империи → Христианство

Крито-микенская культура. (Остров Крит и город Микены – рубеж 111 – 11 тыс. до 1200 г. до н.э.) Критская культура складывается вокруг дворцов. Игры с быками. Почитание Великой богини, теократия. Разрушение происходит в результате извержения вулкана Фера (Санторин) плюс к этому стоит добавить вторжение ахейцев. После этого центр цивилизации смещается на материковую Грецию.

Хотя бы в нескольких словах необходимо упомянуть предшественницу античной Греции – крито-микенскую, или эгейскую, цивилизацию. Ее центром был остров Крит, где, как известно, сохранились останки грандиозного Кносского дворца, знакомого нам по мифу о Минотавре. Именно на этом острове родился Зевс. Вероятно, после разрушительного землетрясения XVI века до н.э. и последовавшего за ним наводнения центр этой цивилизации переместился на южную часть Балканского полуострова, в города Микены и Тиринф. Жителями этой части Греции были ахейцы, о походе которых на Трою сообщает в “Илиаде” Гомер. Возвратившиеся в малом числе после Троянской войны герои не смогли дать достойный отпор диким племенам дорийцев, хлынувшим с юга и уничтожившим древнюю культуру. Однако большинство античных мифов своими глубокими корнями связаны с той эпохой.

Расцвет микенской культуры приходится на 1700 г. до н.э. Заметно влияние критской культуры, но есть и собственные достижения (строительство гробниц, посмертные золотые маски). Развитие происходит около дворцов. Переняли минойскую письменность и имели свою письменность. Около 1300 г. до н.э. в Грецию пришли племена дорийцев, принесшие открытие железа.

Гомеровский период. (1200 г. до н.э. – первая половина 8 века до н.э.) Бесписьменная эпоха.

Гомеровский период занимает особое место в истории древнегреческой культуры. Основными источниками изучения этого периода (а по существу всей жизни эллинов со второй половины II до первых веков начала I тысячелетия) является греческий героический эпос, то есть “Илиада” и “Одиссея” Гомера и поэмы “Труды и дни” и “Теогония” Гесиода. Оба поэта ведут свое повествование от имени муз, давая понять тем самым, что опираются на вполне надежные авторитеты.

К временам Гомера и Гесиода греческая мифология в основном сформировалась. Следует отметить, что уже на уровне мифологического сознания Греция избрала совершенно иной путь, нежели культуры других стран античного мира. В мифологии и религиях древнего Востока божественное начало чаще всего представало в виде некой абстракции, весьма далекой от обыденной жизни человека. В Индии, у брахманов, – умозрительный “брахман – атман”; у джайнистов, – недосягаемый Джайн; у буддистов, – отрешенный Будда, который чаще всего олицетворяет не столько бога, сколько выступает в качестве «пророка», учителя. В Китае, у Конфуция, – “небо вообще”; у даосов, – непознаваемое Дао. В Финикии, – владыка неба Ваал. В Египте, самый очеловеченный бог – Осирис – весьма расплывчат: он символизирует Нил, жизнь и увядание, он же судья в Царстве мертвых. Иное дело у греков. Роли богов распределены по профессиям (Гера – покровительница рожениц, Посейдон – бог моря, Аид – бог подземного мира, Аполлон – бог солнца и музыки, Артемида – богиня охоты, Арес – бог войны, Афродита – богиня любви, Гефест – бог огня, Гермес – бог торговли, Дионис – бог виноделия, Афина – богиня мудрости и ремесел и т.д.). Каждый из них имеет свой собственный характер, они живут как люди и ничто человеческое им не чуждо. Зевс обитает на высоком Олимпе. Сюда он собирает богов на роскошные пиршества и на советы. Характерно, что даже местонахождение богов – не небо и не космос, а Олимп, нечто близкое и вполне реальное, гора, на которую, в случае чего, всегда можно просто показать пальцем. Своего наивысшего расцвета категории и принципы древнегреческой культуры достигли во времена классического периода.

Архаика. (8 – 6 в. до н.э.) Появление письменности заимствованной у финикийцев. Великая колонизация. Заимствование у окружающих народов различных знаний. Из родовых общин происходит формирование античных полисов: Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Являющие городами государствами. Однако появляются понятия «Эллины» и «Эллада», охватывающие весь греческий мир в целом. Возникновение общегреческих святилищ – единый пантеон богов.

Политеизм. Олимпийские Игры в Олимпии с 776 г. до н.э. раз в 4 года посвященные Зевсу. Пифейские спортивные и музыкальные, в четь Аполлона в Дельфах раз в 4 года. Истмийские в четь Посейдона под Коринфом раз в 2 года. Появление философии. Она возникла в Ионии как натурфилософия. Осмыслить мир как единое целое. Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – беспредельное, то есть первоматерию с противоположным началом твердым и жидким, теплым и холодным.

Пифагор и пифагорейцы стали основой всего число и числовые отношения. Искусство характеризует поиски формы, выражающий идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. Обнаженный юноша «курос», задрапированная девушка «кора» для которых характерна «архаическая улыбка. Появление архитектурных ордеров: дорического, ионического. Керамика.

Классический период. Центром культуры становятся Афины, особенно времен правления Перикла (444 – 429 гг.). Появление софистов. Сократ. Учение Демокрита об атомах. Появление театра: комедия и трагедия.

Немецкий философ Георг Гегель определял термин “классический”, как гармоничное единство общественного и индивидуального. Действительно, во многом именно такое сочетание и позволило создать культуру, которую называли образцовой, и величайшие произведения искусства, на которые оглядывались многие столетия спустя.

Культура античной Греции значительно отличается от предшествующих: грек классического периода чувствовал себя очень свободным внутренне и внешне, хотя к концу классики это ощущение болезненно утрачивается. Основными составляющими этой свободы явились благосклонная к человеку природа Балканского полуострова (естественный фактор) и созданная человеком культура (искусственный фактор). Греки были, возможно, первой цивилизацией, которая сознательно стала формировать вокруг себя и в себе культуру. Греки впервые, как они считают, противопоставили себя миру без культуры, варварскому миру. Ярким примером этого культурного самосознания может служить античный город – государство, или полис.

Среди критериев, позволявших грекам отделять себя от окружающих народов, было и чувство свободы. Можно сказать, что эллины были в достаточной степени высокомерны по отношению к другим народам, ибо считали себя культурным народом, а всех остальных – варварами. Впрочем, они не были одиноки в осознании исключительности своей культуры. Известно, что в период, предшествующий античной Греции, многие народы обладали четким осознанием различий между своей и чужой культурами; так, еще древние египтяне делили весь известный им мир на “людей”, к которым относили себя и свою культуру, и “не – людей”. Персия или Египет были странами, не менее культурными, но эллины полагали, что те не знали свободы, их существование в большой степени бессознательно, они живут как часть природы. А это варварство. Культ свободы был грандиозным, можно говорить о целой философии духовной свободы.

Одним из важных принципов существования греческой культуры была агональность (состязательность), в которой главную роль играли состязания художественные (соревнования поэтов-трагиков, музыкантов, аэдов и рапсодов) и спортивные (Олимпийские игры). Следует, однако, отметить, что, участвуя в соревнованиях, свободный грек проявлял себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности города – государства. Даже в том случае, когда в честь победителя сооружали статую, в ней отсутствовали индивидуальные черты. Это был типический образ победителя. Состязания, как правило, приурочивали к праздникам в честь богов – покровителей того или иного полиса. Так, например, раз в четыре года отмечался праздник в честь боги мудрости Афины – Большие Панафинеи. Широкую известность приобрели празднества, посвященные богу вина и виноделия Дионису, ставшие в эпоху архаики основой, на которой сформировалось древнегреческое театральное искусство. Перед нами вырисовывается мир, в котором человек чувствовал себя уверенно, свободно. Этому способствовало и то, что греки понимали важность изучения окружающего мира, именно в Греции появились первые зачатки науки. Весь мир представлялся древнему греку в форме космоса, упорядоченной, гармонизированной, уравновешенной, эстетически прекрасной структуры, обладающей четко установленными границами, в пределах которых человек ощущал себя очень безопасно. Космос мыслился как соразмерный человеку. И в этом плане полис был микрокосмом, малой моделью космоса. Специфика познания космоса греками состояла в том, что они хорошо понимали, как важно не нарушить устоявшиеся взаимосвязи, и свою задачу видели в том, чтобы органично вписаться в этот мир. К слову сказать, римляне развивали иную концепцию, полагая, что призваны достроить космос, поэтому древнеримская культура пошла по пути экспансивного расширения своих границ. Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве. Речь идет о красоте, мере и гармонии.

Говоря о древнегреческой культуре нельзя не упомянуть философию, которая занимала важное и почетное место в системе древнегреческой культуры. Греческая философия касается многих религиозных проблем, она также воздействует на искусство, создавая различные каноны и своды эстетических правил. Философы Древней Греции в чем-то опередили свое время – многие их открытия были подтверждены многие столетия и даже тысячелетия спустя. Для древнегреческой философской мысли характерно сочетание удивительной, почти детской, наивности, с гениальными, поразительными для того времени открытиями. В отличие от индийской и китайской, греческая философия с самого начала пошла по пути поиска первоначала всего сущего. Для грека первый вопрос, который занял его ум, звучал следующим образом: что лежит в основе мироздания, какова субстанция (первооснова) мира?

После временного завоевания ионийского побережья персами, когда центр античной культуры перенесся на юг Аппенинского полуострова и на остров Сицилия, возникает оригинальная италийская метафизика, к которой относят, в частности, Пифагорейский союз и Эмпедокла.

Теперь несколько слов о древнегреческом искусстве, ведущими направлениями которого являлись: архитектура, скульптура, вазопись и театр.

Архитектура была основана на ордерной системе, где ордером называлось определенное пропорциональное и гармоничное сочетание несомых и несущих частей здания. Существовали три типа ордеров: дорический, ионический и коринфский. Скульптурное искусство представлено именами Мирона, Поликлета (ранняя классика), Фидия (высокая классика), Праксителя, Лисиппа, Скопаса (поздняя классика).

Театральное искусство было чрезвычайно популярно в Древней Греции и его важность признавали все, так что во времена Перикла (V век до н.э.) неимущим гражданам даже выделялись деньги на покупку входных билетов в театр. Проводились настоящие театральные соревнования.

В наибольшей степени особенности античной полисной культуры выразил жанр трагедии, яркими представителями которого явились Эсхил, Софокл и Еврипид. Первый показал в своём творчестве людей-героев, борющихся с неумолимой судьбой. Второй изобразил людей такими, какими они должны быть, а третий – такими, какие они есть на самом деле. Становление и закат древнегреческой трагедии напрямую связаны с развитием и упадком полисной системы.

Эсхил: «Прометей прикованный», «Орестейя», Софокл «Эдип», Еврипид «Медея», «Федра». Аристофан. Историография Геродот (отец истории) написал историю греко-персидских войн. Фукидид «История Пелопоннесской войны». Попытка раскрыть связь событий.

Искусство: развитие скульптуры Фидий, Мирон, Поликлет. Появление коринфского ордера. Ансамбль Акрополя.

Эпоха кризиса. (4 в. до н.э.) кризис полиса, проявившийся еще в эпоху Пелопонесской войны между Спартой и Афинами, которые потерпели поражение. Кризис способствовал тому, что каждый сосредоточивался исключительно на себе. Появляется философия киников. Антисфен и Диоген, Платон и Аристотель. Появление литературы. Ораторское искусство Исократа и Демосфена. Греческая история Ксенофонта. Скульпторы Скопас, Лиссип.

Эпоха эллинизма. Данный период связан с походом А. Македонского (356 – 323 г. до н.э.) Создал державу от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Происходит распространение греческой культуры. Появление ряда эллинистических государств после распада империи. Деятельность Архимеда, Евклида. Наука. Появление библиотек. В искусстве господствует эклектизм. Эпикурейство. Стоицизм. Эллинистическую культуру захватывает идея реставрации: переписывались, собирались и переиздавались все произведения классической древности, к ним составлялись комментарии.

Информация о работе Особенности античной культуры