Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:39, контрольная работа
Мир мифа всегда целостен, он есть мир, мир непрерывный и мир целый, где каждое воздействие на любую из составляющих влечёт за собой изменение всех других элементов. В то же время миф дискретен. Любой эпос говорит лишь о значимых событиях, опуская события малозначащие и маловажные. Точно так же география мифа дискретна, так как все события в мире Мифа происходят в опорных точках пространства, прочие же места для Мифа значения не имеют. Эту особенность мифологического сознания можно считать источником некоторых анахронизмов в мифе. Например, друид Мирддин Эмрис может жить раньше легендарного короля Артура, одновременно с ним и быть учителем этого героя, и жить через сотню лет после смерти Артура.
1. Особенности мифологического сознания. 3-6
2. Миф в понимании а.Ф.Лосева. 6-13
3. Художественная, политическая и социальная мифология в современной культуре. 13-15
4. Используемая литература
План
Особенности мифологического сознания
Мир мифа всегда целостен, он есть мир, мир непрерывный и мир целый, где каждое воздействие на любую из составляющих влечёт за собой изменение всех других элементов. В то же время миф дискретен. Любой эпос говорит лишь о значимых событиях, опуская события малозначащие и маловажные. Точно так же география мифа дискретна, так как все события в мире Мифа происходят в опорных точках пространства, прочие же места для Мифа значения не имеют. Эту особенность мифологического сознания можно считать источником некоторых анахронизмов в мифе. Например, друид Мирддин Эмрис может жить раньше легендарного короля Артура, одновременно с ним и быть учителем этого героя, и жить через сотню лет после смерти Артура. То же происходит и с другими историческими личностями — бардом Талиесином. Нас это может коробить, но эти анахронизмов естественны для мифа. В конце концов, миф живёт по своим собственным законам, и, поскольку некоторая историческая личность органично вписывается в ткань Мифа, постольку она, эта личность, обязана пребывать там, а не в тех местах и временах, которые им назначили историки.
Всякий человек, живущий в Мифе, относится к миру как к единому целому. Такова основная черта, отличающая сознание мифологическое от нашего, обыденного и прагматичного. Вне мира не существует ничего. Следовательно, и человек не существует вне мира. Однако мир человека — не только всё окружающее, это ещё и род, и земля, где он рождён. Человек вне рода — не человек. Он даже не животное, ибо всякое животное тоже существует внутри своего рода. Человек, не способный перечислить своих предков до четвёртого колена, достоин осмеяния. Человек, не гордящийся своими славными предками, не достоин доброго слова. Род человека неотделим от мира. Род человека — это и славные предки тоже, но главное — это родовая удача, это все те, кто стоят за спиной героя и поддержат его в трудное время. Поэтому любой человек Мифа, отвечая на вопрос “Как тебя зовут?”, скажет: “Люди зовут меня таким-то из рода таких-то, из земли такой- то”. Мир действует на человека не только непосредственно, через физические воздействия типа зимних морозов или летней жары. Воздействие мира Мифа существенно шире, поскольку всякое проявление внешнего мира содержит, кроме видимых явлений (ворон уселся на ветку священного дуба, собака лает на пустое место) ещё и некий тайный смысл. Отсюда следует твёрдая убеждённость человека Мифа в том, что по полёту птиц можно предсказать будущее, что уроненное с пиршественного стола подбирать никак нельзя и так далее. Отсюда следуют личные и массовые видения, которые посещали людей слишком часто для того, чтобы рассказы о них можно было считать пустой выдумкой малограмотных хронистов. В свете вышесказанного представляется интересным, каковы реальные отличия мифологического сознания от сознания современного человека
Человек мифа и магия
Какова была внешняя форма магического в мире, представленным “Мабиногионом”?
Отличительная особенность зверей из потустороннего мира - белая шкура и красные уши (например, собаки потустороннего короля Арауна в “Пуйле, короле Дифеда”). Другим цветом потустороннего мира является золотой.
В тексте “Мабиногиона” магические явления представлены как чудесные, удивительные, но не как неестественные и исключительные. Он органично вплетаются в ткань реальности, они - её неотъемлемая часть: сон императора Максимилиана (“Видение Максена Вледига”), восьмидесятилетний отдых Манавидана (“Бранвен, дочь Ллира”), волшебные песни Талиесина (“История Талиесина”).
Почему это так? Почему отношения человека в мифе и магического так органичны?
По мнению известного культуролога
М.Элиаде, секрет мифологического сознания
в цикличности времени в
Здесь мы видим совершенно
необоснованный подход к пониманию
сущности сознания человека мифа. Исследователь
пытается не только изучить предмет
с научной точки зрения, но и
понять его “по-научному”, в то время
как сущность предмета требует особого
подхода. Вполне возможно описать музыкальное
произведение с помощью акустических
выкладок. Но реальную его суть такое
исследование отражать не будет. То же
мы видим и в случае с изучением
мифа.
Примечательно, что это
явно магическое ритуализированное
для современного человека действие
не выставляется как магическое. Ллевелис
- не маг, а “муж великого ума”. Истинные
мотивы применения этих ритуалов - понимание
целостности мира, взаимосвязанности
его элементов. Середина, в которой
нужно сконцентрировать усилия, - не
символ, а точка преткновения, общая
для всех мировых процессов. Недаром
в игре гвиддвилл, в которую часто
играют герои “Мабиногиона” (например,
в “Видении Максена Вледига”), король
стоит в центре. Центр - точка, из
которой возможно управление законами
мира. То есть сущность магических действий
и ритуалов заключается не в имитации
каких-либо сакральных явлений. Эти
действия носят осмысленный
Человек мифа и пространство мира
Осознавая себя частью мира, человек сопереживает ему. Гроза в сознании древнего человека вызывала значительно больше эмоций, чем у современного человека. Всякое же переживание предполагает отождествление себя с объектом переживания, поэтому “Я” распадается, так како постоянно отождествляет себя то с одной знаковой системой, то с другой.
Здесь, казалось бы, можно отождествить явление мифологическое сознания с явлением сознания массового, когда такое сознание характеризуется не наличием мнения, чёткого осознания действительности, а поверхностным схватыванием, а калейдоскопом. Массовое сознание, характерное для людей кризисных исторических эпох, исследователи пытаются отождествить с мифологическим, как это делает, например, В.Н.Сыров.и Н.В.Поправко в “Генезисе массового сознания”. Однако такое объединение неверно, поскольку для мифологического сознания характерна, наоборот, целостная картина мира. “Я” человека мифа распадается по числу наблюдаемых элементов, но за счёт отождествления себя и мира, оно сохраняет гармоничность: “Я был книгой и буквой заглавной в этой книге” (“Кад Годдеу”). Логика мифа здесь вступает в противоречие с формальной логикой, где часть не может быть равна целому. В пространстве мифа это возможно. Человек ощущает себя настолько включённым в ткань мира, что существование мира без него невозможно: он сам и есть мир. Отсюда распространённая тема самовосхваления (в том же “Кад Годдеу” у Талиесина, в “Килох и Олвен” у Килоха и в других местах). Так человек закрепляется в мире.
Включённость человека в течение общемировых законов подразумевает веру в понятие судьбы. Но из той же включённости вытекает возможность управления ею. Судьба не персонифицируется, как в славянских мифах. Взаимодействие с ней заключено в толковании знамений (по сути - все явления в мире являются знамениями, ведь всё взаимосвязано) и корректировки своих планов через обычные действия и через магические, через принятие кинеддивов (обетов о каких-либо об ограничениях) - своеобразных сделок с судьбой.
Заключение
Таким образом? отличительной особенностью мифологического сознания нужно признать осознание целостности мира в противоположность стремления современного человека к аналитическому рассмотрению явлений мира, то есть стремления к разделению мира. Человек мифа осознавал себя включённым в жизнь всего мира и чувствовал свою значимость. Люди мифа, как нам их представляет “Мабиногион”, всегда герои, среди них нет незначительных личностей. Возможно предположить, что такое положение дел является объективным следствием вышеописанного сознания. В современном мире же мире человек обособляет себя от действительности и в результате теряет над ней контроль.
Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира.
Миф в понимании А.Ф.Лосева
1. Мифология
По мнению отечественного
философа А. Ф. Лосева, миф — это
отнюдь не только и не просто продукт
прошлого развития общества. Как любая
форма освоения мира, миф является
«законным» элементом сознания в
любую эпоху людей. Миф (как сказание
о жизни в слове) позволяет
воссоздать целостное представление
о мире на основе синтеза рационального
и иррационального без
Миф характеризуется сплавом чувственного и логического, рационального и иррационального. И, наконец, миф обеспечивает функциональность группового сознания, формирует общественную психологию во все времена и в любом обществе.
Анализ культуры мифа и
знакомство с дальнейшей историей человечества
косвенно свидетельствует, что Вселенная
создала человека, чтобы его глазами
посмотреть на себя и при необходимости
отредактировать
В своем становлении человек
столкнулся как с силами Космоса,
так и с силами Хаоса. Чтобы
противостоять Хаосу, он встраивает
себя в некую системную
Ограждая себя от хаоса, человек
приходит к необходимости системы
запретов, организует свое поведение
через ритуалы, обряды, церемонии. Но
на этом этапе хаос не исчезает. Отступив,
он неявно продолжает пронизывать бытие
человека, проникая в структуры упорядоченности,
угрожая разрушить их. Человек
вынужден сосуществовать и бороться
с силами хаоса, призывая на помощь
мертвых, ибо дух предков был
превыше всего. Живые лишь исполняли
их волю, соблюдая табу и исполняя ритуалы,
а ответственность возлагалась.
Но пантеон, как, впрочем,
и любой посредник, в силу относительной
самостоятельности, опираясь на внутреннюю
логику развития, спешит трансформироваться
из системы обеспечения регламента
жизнедеятельности людей в
Для мифологического мировоззрения характерно особое единство жизни и смерти, созидания и разрушения. Земля (Гея) становится тем пространством, из которого все возникает и куда все исчезает. Человеку остается лишь свидетельствовать об этом процессе.
Способность к рефлексии, самокритическое сознание, чувство любви к другому приходят позже, по мере эволюции антропогенеза. А пока что бал правит культура страха, а не стыда. И эта культура страха будет постоянно закрепляться через институт ритуала.
Ритуал — это не театральное
действо, а пропедевтика самой жизни,
начало ее упорядочения. Ритуал выступал
средством против зла. Но практика демонстрировала
всепроникающую силу зла. Зло происходит
от всего и от каждого, а посему
спасение от него может быть только
одно — в совместном принятии необходимости
ритуала и неукоснительном