Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:39, контрольная работа
Мир мифа всегда целостен, он есть мир, мир непрерывный и мир целый, где каждое воздействие на любую из составляющих влечёт за собой изменение всех других элементов. В то же время миф дискретен. Любой эпос говорит лишь о значимых событиях, опуская события малозначащие и маловажные. Точно так же география мифа дискретна, так как все события в мире Мифа происходят в опорных точках пространства, прочие же места для Мифа значения не имеют. Эту особенность мифологического сознания можно считать источником некоторых анахронизмов в мифе. Например, друид Мирддин Эмрис может жить раньше легендарного короля Артура, одновременно с ним и быть учителем этого героя, и жить через сотню лет после смерти Артура.
1. Особенности мифологического сознания. 3-6
2. Миф в понимании а.Ф.Лосева. 6-13
3. Художественная, политическая и социальная мифология в современной культуре. 13-15
4. Используемая литература
В связи с тем, что в современном литературоведении отсутствует термин «мифологические элементы», целесообразно дать определение этому понятию. Для этого необходимо обратиться к трудам по мифологии, в которых представлены мнения о сущности мифа, его свойствах, функциях.
Гораздо проще было бы определить
мифологические элементы, как составные
части того или иного мифа (сюжеты,
герои, образы живой и неживой
природы и пр.), но, давая такое
определение, следует учитывать
и подсознательное обращение
авторов произведений к архетипическим
конструкциям (как замечает В.Н.Топоров,
«некоторые черты в творчестве больших
писателей можно было бы понять как
порой бессознательное
Итак, чем же является миф, а вслед за ним - что можно назвать мифологическими элементами?
Мифология как наука о
мифах имеет богатую и
Представители различных
научных школ акцентируют внимание
на разных сторонах мифа. Так Рэглан
(Кембриджская ритуальная школа) определяет
мифы как ритуальные тексты, Кассирер
(представитель символической
Мифы - создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся реальными. В этом определении, пожалуй, и присутствуют те общие основные положения, по которым сходится большинство исследователей. Но, без сомнения, это определение не исчерпывает все характеристики мифа.
В статье А.В.Гулыги перечислены так называемые «признаки мифа»:
Фрейденберг отмечает сущностные характеристики мифа, давая ему определение в своей книге «Миф и литература древности»: «Образное представление в форме нескольких метафор, где нет нашей логической, формально-логической каузальности и где вещь, пространство, время поняты нерасчлененно и конкретно, где человек и мир субъектно - объектно едины, - эту особую конструктивную систему образных представлений, когда она выражена словами, мы называем мифом». Исходя из данного определения, становится понятным, что основные характеристики мифа вытекают из особенностей мифологического мышления.
Следуя трудам А.Ф.Лосева, В.А.Марков утверждает, что в мифологическом мышлении не различаются: объект и субъект, вещь и ее свойства, имя и предмет, слово и действие, социум и космос, человек и вселенная, естественное и сверхъестественное. В своих трудах разные исследователи отмечают следующие характеристики мифа: сакрализация мифического «времени первотворения», в котором кроется причина установившегося миропорядка (Элиаде); нерасчлененность образа и значения (Потебня); всеобщее одушевление и персонализация (Лосев); тесная связь с ритуалом; циклическая модель времени; метафорическая природа; символическое значение (Мелетинский).
Что же, исходя из этого, можно
назвать мифологическими
Таким образом, изучение мифологии
в литературе затрудняется тем, что
общеобразовательное
В книге «Поэтика мифа» Мелетинский говорит о двух типах отношения литературы 17-20 вв. к мифологии:
Третий вариант классификации представляет Шелогурова. В рамках русского символизма она выделяет два основных подхода к использованию мифов:
Используемая литература