Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:52, контрольная работа
Морфология культуры представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия; это раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность. Существует множество концепций, делящих культуру по различным основаниям. Любая культура многогранна и многолика, ее содержание облечено в разные формы.
1. Морфология культуры 3
1.1. Материальная культура 3
1.2. Духовная культура 4
1.3. Социальная культура 4
1.4. Физическая культура 5
2. Культура и цивилизация: проблема взаимосвязи и взаимовлияния 6
3. Культура как система знаков 8
4. Культура и общество. культура и личность 10
5. Ценности и нормы культуры 13
6. Культура и глобальные проблемы современности 15
6.1. Причины возникновения глобальных проблем 15
6.2. Пути решения глобальных проблем 16
7. Особенности российского типа культуры в мировом контексте 17
Список используемой литературы 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Факультет инновационных технологий обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
КуЛЬТУРОЛОГИЯ
Выполнил студент группы |
Э-Т-12-3
__________Сысолятина Елена подпись | |
Иркутск
2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Морфология культуры 3
1.1. Материальная культура 3
1.2. Духовная культура 4
1.3. Социальная культура 4
1.4. Физическая культура 5
2. Культура и цивилизация: проблема взаимосвязи и взаимовлияния 6
3. Культура как система знаков 8
4. Культура и общество. культура и личность 10
5. Ценности и нормы культуры 13
6. Культура и глобальные проблемы современности 15
6.1. Причины возникновения глобальных проблем 15
6.2. Пути решения глобальных проблем 16
7. Особенности российского типа культуры в мировом контексте 17
Список используемой литературы 19
Морфология культуры представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия; это раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность. Существует множество концепций, делящих культуру по различным основаниям. Любая культура многогранна и многолика, ее содержание облечено в разные формы.
В рамках деятельностной концепции культуры она может быть структурирована на основе главных, присущих всем культурам, видов человеческой жизнедеятельности в обществе, иногда называемых сферами культурного творчества. С этой точки зрения формальная структура культуры может быть представлена единством духовной и материальной культур. В дидактических целях удобно отделять от собственно материальной (хозяйственной) физическую и социальную культуры. Таким образом, морфологический «срез» культуры может быть представлен четырьмя элементами.
Под материальной культурой понимается совокупность вещей, устройств, сооружений, т.е. искусственно сотворенный человеком предметный мир, который иногда называют «второй природой». Но артефакты – лишь одна из сторон материальной культуры, а именно продуктивно-предметная грань. К ней относят, прежде всего, вещественные плоды материального производства, предназначенные для человеческого потребления, а также технические сооружения, оснащающие материальное производство: орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежду, плоды сельскохозяйственного, ремесленного, промышленного производства.
Также выделяют
К духовной культуре относят идеологию, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство), мифологию, религию, философию. Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Однако при определенных условиях, будучи объективированной, закрепленной в механизмах социальной памяти, духовная культура как устойчивая матрица духовной жизни, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества может играть на различных этапах развития общества ведущую роль.
Духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей - образов общественного сознания. Предметными формами духовной культуры являются результаты духовной деятельности и отношения между людьми, развитие и реализация способностей человека.
Социальная культура представляет собой производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Эта культура характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное «тело» общественного бытия, то, что обычно называют социальной материей. Общественная практика, сокрушающая устаревшие институты, организаторская деятельность, устанавливающая новые порядки, принадлежат именно этой области культуры.
Социальная культура
раскрывается в социальных
В физической культуре принято выделять четыре сферы.
Первая – культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений. Сфера естественнородового отношения мужчины и женщины в известной мере характеризует ступень общей культуры человека. Несмотря на то, что отношения по поводу «детопроизводства» окрашены множеством общественных, групповых, индивидуальных психологических и духовных оттенков, их нельзя исключить из сферы материальных отношений. И сам исходный момент «детопроизводства», и тем более становление подрастающего поколения – все это опосредовано физической культурой во всех ее проявлениях, от интимных до наглядно демонстрируемых.
Вторая сфера – физкультура и спорт, включающие развитие физических способностей человека, его телесных проявлений, двигательных навыков и умений. Формы физкультуры многообразны, включают в себя народные виды спорта, гимнастику, массовую физическую культуру, профессиональный спорт.
Третья сфера – здоровый образ жизни.
Наконец, к физической культуре можно отнести и деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовные потенции человеческого организма.
Можно по-разному оценивать те или иные формы культуры, видеть различные достоинства в культуре территориальных и национальных образований, но степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека, а также теми возможностями, которые она в состоянии предоставить для творческой самореализации человека как личности.
Существенное место в теории культуры занимает вопрос о соотношении понятий культура и цивилизация. Понятие «цивилизация» появилось ещё в античности для отражения качественного отличия древнеримского общества от варварского окружения. Но, как установил французский языковед Э. Бенвенист, в европейских языках слово цивилизация укоренилось в период с 1757 по 1772 гг. Оно тесно связывалось с новым образом жизни, сущностью которого были урбанизация и возрастание роли материально-технической культуры. Именно тогда сложилось актуальное до сих пор понимание цивилизации как определенной формы состояния культуры, межэтнической культурно-исторической общности людей, имеющих общий язык, политическую независимость и сложившиеся, развитые формы социальной организации.
Однако до настоящего времени не выработано единого взгляда на соотношение понятий культура и цивилизация. Трактовки разнятся от их полной идентификации до категорического противопоставления. Философы эпохи Просвещения, как правило, настаивали на неразрывной позитивной связи этих понятий: только высокая культура рождает цивилизацию, а цивилизация соответственно является показателем культурной развитости и состоятельности. Исключением был, пожалуй, лишь Жан-Жак Руссо. Хорошо известен выдвинутый им призыв: «Назад к природе!». Руссо не только в цивилизации, но и в самой культуре находил немало негативного, искажающего природу человека. Цивилизованному человеку XVIII века он противопоставлял «естественного человека», живущего в гармонии с миром и с самим собой. Идеи Руссо нашли сторонников среди романтиков. На рубеже XVIII-XIX вв. противоречия, имевшиеся между культурой и цивилизацией, стали очевидны для многих: культура легко превращается в свою противоположность, если в ней начинает преобладать материально-вещественное, массовое, количественное начало.
Для немецкого философа-
Его соотечественник Н. Бердяев в работе «Воля к жизни и воля к культуре» резко дифференцирует эти понятия: «Культура есть живой процесс, живая судьба народов. Во всяком сложившемся историческом типе культуры обнаруживается срыв, спуск, неотвратимый переход в такое состояние, которое не может уже быть наименовано культурой... Культура бескорыстна в своих высших достижениях, цивилизация же всегда заинтересована. Когда просвещенный разум сметает духовные препятствия для использования жизни и наслаждения жизнью, …тогда кончается культура и начинается цивилизация…». Перечень примеров, отражающих сложную взаимосвязь понятий культура и цивилизация, можно продолжить, но и приведённых выше примеров вполне достаточно, чтобы понять сколь разнообразно отношение к этой проблеме. «Культура и цивилизация – не одно и то же... Культура благородного происхождения... В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь... В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Её происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой вне храмов и культа. Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия», – отмечает Бердяев. Коротко и точно высказал своё мнение о культуре и цивилизации замечательный русский писатель М. Пришвин: «Культура – это связь людей, цивилизация – это сила вещей».
Культура представляется как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры рассматриваются как система знаков. Знак – это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т. д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, охоты или другого вида деятельности, ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и много другого. Язык культуры – это совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передается культурно-значимая информация.
Вся совокупность этих знаковых средств может быть представлена следующими типами;
- знаки-обозначения, являющиеся, например, основанием естественного языка. Единица языка – слово, обозначающее предмет, действие, свойство и другие характеристики окружающего человека мира. К знакам-обозначениям относятся также знаки-признаки (приметы, симптомы), знаки-копии (репродукции), знаковое поведение (имитация);
- знаки-модели. Они также
являются заместителями
- символы – такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл. Когда речь идет о символах, о знаках, всегда возникает вопрос: знак – чего, символ – чего? Этот вопрос означает, что раскрыть смысл этих понятий можно лишь в том случае, если анализировать их отношение к чему-то третьему, к оригиналу, который может не иметь (и чаще всего не имеет) ничего общего по физическим, химическим и иным свойствам с носителем отражения.
Человеческая культура начинается там и тогда, где и когда появляется способность сознания к символизации. Знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
Символ – одно из самых многозначных понятий в культуре, универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится «прозрачным», смысл как бы просвечивает сквозь него. «Я называю символом всякую структуру значения, – писал Поль Рикер, – где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. Этот круг выражений с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле».
Информация о работе Особенности российского типа культуры в мировом контексте