Особенности российского типа культуры в мировом контексте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

Морфология культуры представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия; это раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность. Существует множество концепций, делящих культуру по различным основаниям. Любая культура многогранна и многолика, ее содержание облечено в разные формы.

Содержание работы

1. Морфология культуры 3
1.1. Материальная культура 3
1.2. Духовная культура 4
1.3. Социальная культура 4
1.4. Физическая культура 5
2. Культура и цивилизация: проблема взаимосвязи и взаимовлияния 6
3. Культура как система знаков 8
4. Культура и общество. культура и личность 10
5. Ценности и нормы культуры 13
6. Культура и глобальные проблемы современности 15
6.1. Причины возникновения глобальных проблем 15
6.2. Пути решения глобальных проблем 16
7. Особенности российского типа культуры в мировом контексте 17
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

Курсовая Культурология.docx

— 52.77 Кб (Скачать файл)
  1. Особенности российского типа культуры в мировом  контексте

Исторически Россия оказалась  на перекрестке двух мировых культур, религий, миропонимании – Востока и Запада, вбирая в себя влияние того и другого, одновременно переплавляя в себе традиции, культуры, религии многочисленных народов, входящих в ее состав. История нашей страны является частью мировой истории и не может рассматриваться вне ее контекста.

В целом, русская история  может быть понята как поиск русским  народом своей национальной идентичности. В разные периоды своего развития русские перенимали обычаи и традиции разных народов в следующей последовательности: языческие божества скандинавского происхождения, затем, в 10 веке – Византийское христианство (Православие); далее, после трех столетий Татарского ига изменилась сама внешность светловолосых и высоких славян: среди них появились темноволосые, с высокими скулами, невысокие люди. Гораздо позднее, в 18 столетии Российское дворянство восприняло язык и обычаи немцев, в 19 веке – французского и английского дворянства.

Культура России представляет собой самобытное, уникальное явление  в пределах более крупной европейской  общности. Россия несет в себе много специфического. «Одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, в некоторых отношениях более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени», – писал русский мыслитель с ярко выраженным философским складом ума Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Он подчеркивал, что наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы растем, но не созреваем, мы продвигаемся вперед, но по линии, не приводящей к цели. Мы существуем словно лишь для того, чтобы преподать великий урок миру.

 

Важная специфика цивилизации России видна в ее культуре. Культура России – «двувозрастная». Старая русская культура вся пронизана религиознымонтологнизмом. Историки искусства с изумлением констатировали гениальное своеобразие русской архитектуры, живописи. Эллинская культура ищет свое продолжение в православной Руси, подобно тому как культура римская имеет продолжение на Западе, в странах романских. С Петром Великим в России брошены семена новой культуры, Западной, и вот в этом втором культурном созидании русский народ действительно молод.

 Западная культура, врываясь  в исконно русский ритм жизни,  вызывает огромное «возмущение» духа. Российской цивилизации удалось соединить православно-христианскую Европу и тюрко-мусульманский Восток. Именно евразийский путь – естественный для России и потому в ближайшем будущем Россию ждет не столкновение культур, а их разнообразие и сотрудничество в рамках единой цивилизации.

Итак, русская культура, безусловно, великая европейская культура. Она является самостоятельной и самобытной национальной культурой, хранительницей национальных традиций, отражением особенностей национального характера. Она в процессе своего становления и развития испытала на себе влияние многих культур, впитала в себя некоторые элементы этих культур, переработала и переосмыслила их, они вошли в состав нашей культуры как ее органическая составная часть.

Русская культура не является ни культурой Востока, ни культурой Запада. Можно сказать, что она представляет собой самостоятельный тип культуры. Россия – срединное место между Европой и Азией, цивилизационно неоднородное общество, включающее различные народы. Русский народ – не чисто европейский или азиатский народ. Россия – целая часть света – востокозапад, соединяющий два мира, и всегда в русской душе боролись два начала – восточное и западное (Н.А.Бердяев).

 

Список используемой литературы

  1. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. [Текст] – М.: АСТ, 1998.-298с.
  2. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Учебно-метод. пособие. [Текст] – М.: ЮнитиДана, 2006.-279с.
  3. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь.[Текст] – М.:«Феникс», 2001г.
  4. Культурология.  Под ред. Солонина Ю. Н., Кагана М. С.[Текст] – М.: Высшее образование, 2007-134-142с.  
  5. Культурология Суперека С. В. [Текст] – М., «Юриспруденция», 2007г.
  6. Культурология. Учебное пособие под редакцией доц. Н. Н Фомина, доц. Н.О. Свечниковой. [Текст] – СПб: СПбГУ ИТ-МО, 2008.-25-26с, 35-38с
  7. Мамонтов С. П. Основы культурологии.Учеб.пособие /Ун-т Рос. акад. образования. – 2-е изд., доп.[Текст] – М.: Изд-во РОУ, 1996.-271с.
  8. Мареева Е. В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе.[Текст] – М.: «Экзамен», 2002г.
  9. Морфология культуры. Структура и динамика: учебное пособие для вузов. Ред. Г. А. Аванесова, В. Г. Бабаков, Э. В. Быкова и др.[Текст] – М.: Наука, 1994.-17-20с.
  10. Мысли о России. Степун Ф. А. Новый мир.№ 6.[Текст] – М.: Директ-Медиа, 2008.-223с.
  11. Ревская Н. Е. Культурология. Конспект лекций.[Текст] – М.: «Альфа», 2001г.
  12. Розин В. М. Введение в культурологию.[Текст] – М.: Международная педагогическая академия, 1994г.
  13. Чумаков А. Н. Глобальные проблемы человечества. [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2006.-288с.

Информация о работе Особенности российского типа культуры в мировом контексте