Особенности российского типа культуры в мировом контексте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

Морфология культуры представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия; это раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность. Существует множество концепций, делящих культуру по различным основаниям. Любая культура многогранна и многолика, ее содержание облечено в разные формы.

Содержание работы

1. Морфология культуры 3
1.1. Материальная культура 3
1.2. Духовная культура 4
1.3. Социальная культура 4
1.4. Физическая культура 5
2. Культура и цивилизация: проблема взаимосвязи и взаимовлияния 6
3. Культура как система знаков 8
4. Культура и общество. культура и личность 10
5. Ценности и нормы культуры 13
6. Культура и глобальные проблемы современности 15
6.1. Причины возникновения глобальных проблем 15
6.2. Пути решения глобальных проблем 16
7. Особенности российского типа культуры в мировом контексте 17
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

Курсовая Культурология.docx

— 52.77 Кб (Скачать файл)

Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя  и наполняя смыслом. В символах и знаках проявляется как внешнее «я» человека, так и внутреннее «я», бессознательное, данное ему от природы. К. Леви-Стросс утверждал, что нашел путь от символов и знаков к бессознательной структуре разума и, следовательно, к структуре Вселенной. Единство человека и Вселенной – одна из самых древних и загадочных тем в культуре.

Приближение к загадке, однако, лишь увеличивает ее таинственность. Но это ощущение таинственности и  есть «самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека». Это переживание, по мнению А. Эйнштейна, – лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется ему «если не мертвецом, то во всяком случае слепым». Загадочны цвет, звук, слово, число, загадочно то, что они отражают – явления природы и человеческого сознания.  

  1. Культура и общество. культура и личность

Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной  деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культурами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами. И если понятие «общество» имеет отношение к системе взаимоотношений индивидов, принадлежащих к общей культуре, то понятие «культура» имеет отношение к образу жизни членов данного общества: к их привычкам, обычаям, материальным благам, которые они производят.

 Система взаимоотношений  во многом складывается объективно, под влиянием закономерностей  общественного развития. Поэтому  они не являются непосредственным  продуктом культуры, при всем  том, что осознанная деятельность людей влияет на характер и форму этих отношений самым существенным образом.

Культура и общество находятся  в постоянной, устойчивой взаимосвязи  и постоянном взаимодействии. Культура – непосредственный атрибут общества, общество является одновременно продуктом  развития культуры, творцом и двигателем ее развития.  Общество – это совокупность представителей одного либо нескольких этносов, объединяемых общей историей и общественными связями и взаимодействующих на основе общности интересов.

 Общественные связи  и общественные отношения являются  катализаторами человеческой деятельности и соответственно деятельности в культурной сфере. Культура – это способ деятельности людей, область их творчества, а общество – основа этой созидательной деятельности.

 Субъектами культуры, создателями культурных ценностей  могут выступать как отдельные индивиды, так и группы людей, их объединения, различные учреждения, государства и общества. Таким образом, культура создается не только отдельными личностями, но и социальными группами, являющимися частью общества и обществом в целом.

 Общество – это совокупность  социальных отношений, институтов, то есть средств и способов  социального воздействия на человека, а культура в обществе определяется  формами социальной регламентации.  Культура позволяет развивать человеку внутренний мир, осознавать необходимость тех или иных действий, требуемых от него обществом, принимать обоснованные решения, делать нравственный выбор.

Мотивируя свои поступки, человек  опирается на приобретенный в  процессе жизнедеятельности социальный и культурный опыт, ориентируется (осознанно или на подсознательном уровне) на свои потребности, как природные (биологические) так и социальные и культурные. То есть культура выступает одним из регуляторов общественных отношений и поведения людей в обществе.

Основной субъект культуры – это личность. Культура личности в системе той или иной общественной группы складывается в значительной мере стихийно: человек с детства подражает старшим, приучается выполнять определенные правила поведения, усваивает основополагающие для данной культуры понятия; то есть обретает ту ценностную систему, которая характерна для культуры данного социума. В настоящее время кардинально меняется содержание социализации за счет усложнения и увеличения информации, необходимой человеку для полноценного развития своих личностных качеств. Но ценностная вариативность сейчас является условием подвижности социокультурной системы, способствует дифференциации общества и создает предпосылки индивидуализации человека. Вот несколько характерных черт, отличающих способ мироотношения личности в современном мире: рост независимости от власти таких традиционных факторов как семья и религиозные догмы, отход от пассивности и фатализма, возрастание интереса к социальной и политической жизни, стремление быть в курсе новостей международного масштаба.

 Личность выступает  как носительница культуры, но  она не может быть отождествлена  лишь с культурой определенной  общности. Она вмещает в себя  ее часть, оставляя простор  для поиска новых смыслов и  путей взаимопонимания культур. Это условие создает предпосылки решения глобальных проблем современности.

В процессе социализации личностная, или частная, и социальная сферы  находятся в постоянном взаимодействии, взаимоопределении. Частная сфера (система  личностных взаимоотношений) выражает общественное (публичное) мнение, вступая  с общественными институтами  в публичные диалогические отношения (Ю. Хабермас).

Следует всегда помнить, что  процесс социализации, в конечном итоге, всегда становится процессом самоопределения. В каждом обществе и культуре постепенно формируется свой характер процесса социализации личности. Особенности типов социализации зависят от исторически-конкретной структуры общества и от типа культуры.

В современном мире социализация и инкультурация осуществляются в условиях культурных «расколов» и социокультурных кризисов, растущей роли нестабильности социальных процессов, столкновения и мутации культурных парадигм. Все это усугубляется катастрофизмом влияния на сознание человека информационных потоков, все более затрудняющих культурную самоидентификацию. В этих условиях едва ли не единственным средством спасения личности, ее выживания и развития становится приобщение к истокам родной культуры, понимание опасности потери культурной идентичности, критическое отношение к культурной глобализации. Изучение культурологии может оказать большую помощь в осознании ответственности личности, особенно молодого человека, за судьбу Родины, ее культуры.

 

 

 

 

 

 

  1. Ценности  и нормы культуры

Ценность понимается как  общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

Ценность – это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы. Однако надо заметить, что культура не состоит только лишь из позитивных ценностей, она включает и ненормативные аспекты фольклора, литературы, музыки, а также технологические и другие навыки; во-вторых, ценность и признанные образцы поведения могут не совпадать, например проституция в ряде культур является признанным образцом поведения, но не является ценностью.

Культурная жизнь без  ценностей невозможна, так как  они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности.

В обыденном сознании понятие  «ценность», как правило, ассоциируется  с оцениванием предметов человеческой деятельности и общественных отношений  с точки зрения добра и зла, истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого  или несправедливого и т. д. При  этом оценивание происходит с позиции  своей культуры, следовательно, собственная  система ценностей и воспринимается как «подлинная», как точка отчета для хорошего и плохого.

Культурология же исходит  из понимания того, что ценностью  является весь мир культуры, что  ценностные системы различных культур  равноправны, что нет культуры своей  или чужой, а есть своя и другая и что мир тем устойчивее, чем многообразней. Что лежит в основе универсального и специфического в природе ценностей? Существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит и от их идеи индивидуальных или групповых установок.

Нет культуры, где не оценивались  бы отрицательно убийство, ложь или  воровство, хотя существуют различия в  представлениях о границах терпимости ко лжи и воровству (в одних  культурах в качестве наказания  отсекают руку, в других – лишают свободы).

Ценности, распространенные повсеместно и одинаковые или  весьма сходные по содержанию, усваиваются всеми культурами как необходимая часть; они вечны и обязательны для всех обществ и индивидов. Но «одеты» эти ценности в специфические культурные «одежды», т. е. конфигурация ценностной системы, соотношение и взаимодействие элементов внутри нее являются продуктами той или иной культуры.

Ценности как на уровне личности, так и на уровне социума, обнажаются в ситуации кризиса (индивидуального или группового – смерть, пожар, бедствие) или конфликта (семейного, военного, социального, политического и т. п.).

Ценности любой культуры невозможно изменить ни доказательствами их несостоятельности, ни демонстрацией  более привлекательных ценностей. «Мутация» ценностей происходит сравнительно медленно даже при целенаправленном мощном воздействии, а исчезают они только вместе с исчезновением самой культуры.

Нормы – правила, регламентирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. В этом смысле они оказываются чем-то, что можно сравнить с картой или схемой культурной жизни. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации. Культурные нормы – это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы – некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.

Список культурных норм постоянно  расширяется. К ним относятся  традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, мода, вкус, верования и др.

  1. Культура  и глобальные проблемы современности

Среди глобальных проблем  современности выделяют три основных группы:

  1. Проблемы общественно-политического характера. К ним относятся: предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между передовыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.
  2. Проблемы, связанные с взаимоотношениями между человечеством и обществом. Речь идет о ликвидации нищеты, голода и неграмотности, о борьбе с болезнями, о прекращении роста населения, предвидении и предотвращении отрицательных последствий научно-технической революции и рациональном использовании ее достижений на благо общества и личности.
  3. Экологические проблемы. Они возникают в сфере отношений между обществом и природой. К ним относятся: охрана и восстановление окружающей среды, атмосферы, почвы, воды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии.

Глобальные проблемы порождены  не только колоссально выросшими  техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами.

    1. Причины возникновения глобальных проблем

  1. Это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Например, война.
  2. Кризис мировой цивилизации связан с выросшей экономической мощью человека. Воздействие человека на природу по своим последствиям сопоставимы с самыми грозными стихийными силами.
  3. Глобальный кризис связан с неравномерностью развития стран и культур. Люди, живущие в разных странах, с различным политическим строем, по достигнутому уровню развития они обитают в исторически разных культурных эпохах.
    1. Пути  решения глобальных проблем

Вследствие стремительной  интернационализации хозяйственной  деятельности глобальные проблемы приобрели планетарный характер и на наших глазах стали объединять людей всей планеты перед лицом общей опасности и во имя общих ценностей, главной из которых является сама жизнь. Не будет преувеличением сказать, что возникновение и обострение глобальных проблем нанесло чувствительный удар по классовым и националистическим стереотипам в политике и культуре, способствуя преодолению «кланового» и «блокового» мышления и расколу мира на два враждующих лагеря и множество ревниво охраняемых и вооружаемых национальных «квартир». В самом деле, если на терпящем экологическое бедствие космическом корабле с атомной «начинкой», каким является наша Земля, будет продолжаться межнациональная и межклассовая грызня, то его шансы на выживание катастрофически понижаются. Роль гуманистической культуры в такой обстановке – культуры, выступающей против любых видов ненависти, – неизмеримо возрастает. Можно выделить три аспекта (направления), которые помогут преодолеть внутренний кризис человека и разрешить затем кризис человечества нового гуманизма: это – понимание глобальности, как основы жизни на планете; безусловное стремление к справедливости по отношению к жизни; отвращение к насилию как способу разрешения конфликтов.

Принципиальное преодоление  глобальных проблем является чрезвычайно  долгим и сложным делом. Многие исследователи  связывают преодоление глобальных кризисов с формированием и укреплением в массовом сознании новой этики, с развитием культуры и ее гуманизацией. Первым шагом на пути преодоления общечеловеческих проблем связан с формированием нового мировоззрения, в основе которого должен быть положен новый гуманизм, включающий в себя чувство глобальности, нетерпимость к насилию и любовь к справедливости, проистекающую из признания основных прав человека.

Информация о работе Особенности российского типа культуры в мировом контексте