Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:52, контрольная работа
Морфология культуры представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия; это раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность. Существует множество концепций, делящих культуру по различным основаниям. Любая культура многогранна и многолика, ее содержание облечено в разные формы.
1. Морфология культуры 3
1.1. Материальная культура 3
1.2. Духовная культура 4
1.3. Социальная культура 4
1.4. Физическая культура 5
2. Культура и цивилизация: проблема взаимосвязи и взаимовлияния 6
3. Культура как система знаков 8
4. Культура и общество. культура и личность 10
5. Ценности и нормы культуры 13
6. Культура и глобальные проблемы современности 15
6.1. Причины возникновения глобальных проблем 15
6.2. Пути решения глобальных проблем 16
7. Особенности российского типа культуры в мировом контексте 17
Список используемой литературы 19
Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. В символах и знаках проявляется как внешнее «я» человека, так и внутреннее «я», бессознательное, данное ему от природы. К. Леви-Стросс утверждал, что нашел путь от символов и знаков к бессознательной структуре разума и, следовательно, к структуре Вселенной. Единство человека и Вселенной – одна из самых древних и загадочных тем в культуре.
Приближение к загадке, однако,
лишь увеличивает ее таинственность.
Но это ощущение таинственности и
есть «самое прекрасное и глубокое
переживание, выпадающее на долю человека».
Это переживание, по мнению А. Эйнштейна,
– лежит в основе религии и всех наиболее
глубоких тенденций в искусстве и науке.
Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется
ему «если не мертвецом, то во всяком случае
слепым». Загадочны цвет, звук, слово, число,
загадочно то, что они отражают – явления
природы и человеческого сознания.
Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культурами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами. И если понятие «общество» имеет отношение к системе взаимоотношений индивидов, принадлежащих к общей культуре, то понятие «культура» имеет отношение к образу жизни членов данного общества: к их привычкам, обычаям, материальным благам, которые они производят.
Система взаимоотношений
во многом складывается
Культура и общество находятся в постоянной, устойчивой взаимосвязи и постоянном взаимодействии. Культура – непосредственный атрибут общества, общество является одновременно продуктом развития культуры, творцом и двигателем ее развития. Общество – это совокупность представителей одного либо нескольких этносов, объединяемых общей историей и общественными связями и взаимодействующих на основе общности интересов.
Общественные связи
и общественные отношения
Субъектами культуры,
создателями культурных
Общество – это совокупность
социальных отношений,
Мотивируя свои поступки, человек опирается на приобретенный в процессе жизнедеятельности социальный и культурный опыт, ориентируется (осознанно или на подсознательном уровне) на свои потребности, как природные (биологические) так и социальные и культурные. То есть культура выступает одним из регуляторов общественных отношений и поведения людей в обществе.
Основной субъект культуры – это личность. Культура личности в системе той или иной общественной группы складывается в значительной мере стихийно: человек с детства подражает старшим, приучается выполнять определенные правила поведения, усваивает основополагающие для данной культуры понятия; то есть обретает ту ценностную систему, которая характерна для культуры данного социума. В настоящее время кардинально меняется содержание социализации за счет усложнения и увеличения информации, необходимой человеку для полноценного развития своих личностных качеств. Но ценностная вариативность сейчас является условием подвижности социокультурной системы, способствует дифференциации общества и создает предпосылки индивидуализации человека. Вот несколько характерных черт, отличающих способ мироотношения личности в современном мире: рост независимости от власти таких традиционных факторов как семья и религиозные догмы, отход от пассивности и фатализма, возрастание интереса к социальной и политической жизни, стремление быть в курсе новостей международного масштаба.
Личность выступает
как носительница культуры, но
она не может быть
В процессе социализации личностная,
или частная, и социальная сферы
находятся в постоянном взаимодействии,
взаимоопределении. Частная сфера (система
личностных взаимоотношений) выражает
общественное (публичное) мнение, вступая
с общественными институтами
в публичные диалогические
Следует всегда помнить, что процесс социализации, в конечном итоге, всегда становится процессом самоопределения. В каждом обществе и культуре постепенно формируется свой характер процесса социализации личности. Особенности типов социализации зависят от исторически-конкретной структуры общества и от типа культуры.
В современном мире социализация и инкультурация осуществляются в условиях культурных «расколов» и социокультурных кризисов, растущей роли нестабильности социальных процессов, столкновения и мутации культурных парадигм. Все это усугубляется катастрофизмом влияния на сознание человека информационных потоков, все более затрудняющих культурную самоидентификацию. В этих условиях едва ли не единственным средством спасения личности, ее выживания и развития становится приобщение к истокам родной культуры, понимание опасности потери культурной идентичности, критическое отношение к культурной глобализации. Изучение культурологии может оказать большую помощь в осознании ответственности личности, особенно молодого человека, за судьбу Родины, ее культуры.
Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.
Ценность – это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы. Однако надо заметить, что культура не состоит только лишь из позитивных ценностей, она включает и ненормативные аспекты фольклора, литературы, музыки, а также технологические и другие навыки; во-вторых, ценность и признанные образцы поведения могут не совпадать, например проституция в ряде культур является признанным образцом поведения, но не является ценностью.
Культурная жизнь без ценностей невозможна, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности.
В обыденном сознании понятие
«ценность», как правило, ассоциируется
с оцениванием предметов
Культурология же исходит из понимания того, что ценностью является весь мир культуры, что ценностные системы различных культур равноправны, что нет культуры своей или чужой, а есть своя и другая и что мир тем устойчивее, чем многообразней. Что лежит в основе универсального и специфического в природе ценностей? Существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит и от их идеи индивидуальных или групповых установок.
Нет культуры, где не оценивались бы отрицательно убийство, ложь или воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости ко лжи и воровству (в одних культурах в качестве наказания отсекают руку, в других – лишают свободы).
Ценности, распространенные повсеместно и одинаковые или весьма сходные по содержанию, усваиваются всеми культурами как необходимая часть; они вечны и обязательны для всех обществ и индивидов. Но «одеты» эти ценности в специфические культурные «одежды», т. е. конфигурация ценностной системы, соотношение и взаимодействие элементов внутри нее являются продуктами той или иной культуры.
Ценности как на уровне личности, так и на уровне социума, обнажаются в ситуации кризиса (индивидуального или группового – смерть, пожар, бедствие) или конфликта (семейного, военного, социального, политического и т. п.).
Ценности любой культуры
невозможно изменить ни доказательствами
их несостоятельности, ни демонстрацией
более привлекательных
Нормы – правила, регламентирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. В этом смысле они оказываются чем-то, что можно сравнить с картой или схемой культурной жизни. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации. Культурные нормы – это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы – некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.
Список культурных норм постоянно расширяется. К ним относятся традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, мода, вкус, верования и др.
Среди глобальных проблем современности выделяют три основных группы:
Глобальные проблемы порождены не только колоссально выросшими техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами.
Вследствие стремительной
интернационализации
Принципиальное преодоление
глобальных проблем является чрезвычайно
долгим и сложным делом. Многие исследователи
связывают преодоление
Информация о работе Особенности российского типа культуры в мировом контексте