Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 09:31, реферат
Изучение российской цивилизации в отечественной науке только начинается. К наиболее часто выделяемым ее признакам относят самодержавную форму государственной власти или, как определил этот тип власти историк М. Довнар-Запольский, «вотчинное государство»; коллективистскую ментальность; подчинение общества государству» (или «дуализм общества и государственной власти»), незначительный объем экономической свободы.
1. Введение
2. Культура российской цивилизации, ее становление
3. Существенные особенности русской национальной культуры
4. Культурный архетип, менталитет и этнос
5. Заключение
6. Список литературы
План:
1. Введение
2. Культура российской цивилизации, ее становление
3. Существенные особенности русской национальной культуры
4. Культурный архетип, менталитет и этнос
5. Заключение
6. Список литературы
1.
Введение
Исторически
сложившаяся совокупность этнокультурных
норм и ценностей не только образует
культуру этнической общности, но она
становится главным звеном национального
своеобразия этноса, его национального
самосознания. Иногда национальное своеобразие
ограничивают понятием психического склада
нации. Например, говорят о лукавстве
молдаван, мягком юморе и романтизме
украинцев, широте и удали русских,
гостеприимстве кавказцев и т.д.
Известно, что природное, генетически
приобретенное составляет часть
самосознания этноса, его психологии.
Этнос не есть лишь биологическая
популяция. Его образование, вероятно,
не только результат "пассионарного
толчка" или "эффекта воздействия
природы на поведение этнических
сообществ". Существуют также и
социокультурные факторы
Существует множество определений понятия «этнос», в которых фиксируются такие моменты, как общность норм и ценностей, общность языка и самосознания, укладка жизни, общность происхождения и межпоколенная связь. Этнос подвергаю анализу в качестве субъекта межнациональных отношений, его рассматривают как социопсихологическую ауру, внутри которой складываются межличностные отношения. В социологии принято, что «этнос» - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, что выражается в названии этноса (этнониме). Целесообразно различать объективные факторы, обусловливающие само зарождение этноса, и признаки, возникающие в процессе формирования этнических общностей. К этнообразующим факторам относятся: единство территории, природные условия, экономическая связь и т.п., но это не этнические категории. К этническим признакам в узком смысле этого слова, отражающим реальные различия между этническими общностями, относятся особенности в области этнического самосознания и культуры этноса. Важнейшим этническим признаком является этническое самосознание. Оно представляет системой, содержащие элементы двух видов – устойчивые образования (отношение к ценностям и идеалам), а также подвижные, социально-психологические моменты (чувства, эмоции, настроение, вкусы, симпатии). Итак, этническое самосознание имеет сложную структуру: в него входят как когнитивные компоненты – представление об образе своего этноса, так и эмоциональные, а также поведенческие. Этническое самосознание включает суждение членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях. В самосознание этноса мы найдем представления об историческом прошлом своего народа, о его территории, языке, культуре, мироздании, и обязательно суждения о других этносах. Необходимо подчеркнуть, что сопоставления себя с другим народом, а порой противопоставление выступает необходимой социально-психологической основой для осознания этносом своих особенностей.
Наша культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к правосла-вию.
Большое
влияние на формирование этого типа
культуры оказывал геополитический
фактор - срединное положение России
между цивилизациями Запада и
Востока, служившее основой ее маргинализации,
т.е. возникновения таких
Изучение
российской цивилизации в отечественной
науке только начинается. К наиболее
часто выделяемым ее признакам относят
самодержавную форму
Что
касается стадий развития российской
цивилизации, то существуют различные
точки зрения. Одни ученые считают,
что с IX в. и по настоящее время
в том ареале, который называется
Россией, была одна цивилизация. В ее
развитии можно выделить несколько
этапов, различающихся особыми
Опора государства на новую религию прежде всего как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нравственному аспекту, обсуждаемому главным образом в церковных кругах) и сформировала тот особый тип русского массового
православия - формального, невежественного, синтезированного с языческой мистикой и практикой. Как говорил Н.Бердяев, - «православия без христианства».
В
первые века древнерусской
С традиционными обществами Европы того времени она имела целый ряд общих черт христианские ценности; городской характер «титульной», маркирующей общество в целом, культуры; преобладание земледельческого производства; «военно-демократический» характер генезиса государственной власти; отсутствие синдрома сервильного комплекса (поголовного рабства) при соприкосновении индивида с государством.
Вместе с тем Древняя Русь имела целый ряд общих черт с традиционными обществами азиатского типа:
* отсутствие в европейском смысле частной собственности и экономических классов;
* господство
принципа централизованной ре
дистрибуции, при которой
* автономность
общин по отношению к
* эволюционный
характер общественного
В
целом Древнерусская
Геополитический,
а также экономический факторы
предопределили появление в древнерусской
цивилизации нескольких субкультур:
южной, северной и северо-восточной.[№
1, c. 431]
2.
Культура российской
цивилизации, ее
становление
Оригинальную
концепцию происхождения и
Еще
одной исторической предпосылкой, обусловившей
специфику русского этноса, являлось
геополитическое положение
Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна «русско-европейская», или «славянско-европейская» цивилизация, а с XIV в. - другая: «евразийская», или «российская».
Смену
цивилизации связывают чаще всего
с тем, что, согласно «пассионарной»
концепции Л.Н.Гумилева, в XIV в. начинается
генезис русского народа и российского
супер-этноса. (Прежний, славянский по
характеру этнос к этому
О «славяно-европейском» характере древнерусской цивилизации говорят, исходя из предположения Б.А. Рыбакова о доминировании в ней славянского субстрата.
Древнерусские летописи, действительно, подчеркивают славянское и отчасти скандинавское происхождение населения Руси. Однако надо учитывать, что любая историческая хроника неизбежно проникнута подсознательным этноцентризмом.
Предпочтительнее
выглядит концепция, согласно которой
древнерусская народность складывалась
в смешении по меньшей мере трех
этнических компонентов - славянского,
балтского и финно-угорского, с
заметным участием также германского,
тюркского и северо-
О преобладании славянского элемента можно говорить лишь в отношении прикарпатского и приильменского районов (по данным археологии и антропологии).
На остальных территориях Древней Руси картина либо не поддается однозначной этнической идентификации (Приднепровье), либо свидетельствует о наибольшем распространении балтского (к северу от Припяти) или финно-угорского (к востоку от Валдая) компонентов.
Доминантной формой интеграции «русско-европейской» цивилизации было (как в Европе - католицизм) православие, которое хотя было принято и распространялось на Руси государством, но в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер.
Русская православная церковь долгое время находилась в зависимости от константино-польского патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность.
Само
древнерусское государство
Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которого был древнерусский язык.
Оно
захватило все слои общества, но
не всего человека: этим можно объяснить
весьма поверхностный (формально-обрядовый)
уровень христианизации «безмолвствующего»
большинства, его невежественность
в элементарных религиозных вопросах
и наивное социально-
Киевские
князья не могли опираться, как римские
или китайские императоры, на мощную
военно-бюрократическую
Опора государства на новую религию прежде всего как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нравственному аспекту, обсуждаемому главным образом в церковных кругах) и сформировала тот особый тип русского массового православия - формального, невежественного, синтезированного с языческой мистикой и практикой. Как говорил Н.Бердяев, - «православия без христианства».
В
первые века древнерусской
С традиционными обществами Европы того времени она имела целый ряд общих черт христианские ценности; городской характер «титульной», маркирующей общество в целом, культуры; преобладание земледельческого производства; «военно-демократический» характер генезиса государственной власти; отсутствие синдрома сервильного комплекса (поголов-ного рабства) при соприкосновении индивида с государством.
Южная субкультура была ориентирована на азиатскую «степь». Киевские князья предпочитали даже формировать дружинную гвардию из наемников племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников - печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось. В период татаро-монгольского нашествия киевская субкультура прекратила свое существование.