Особенности руского этноса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 09:31, реферат

Описание работы

Изучение российской цивилизации в отечественной науке только начинается. К наиболее часто выделяемым ее признакам относят самодержавную форму государственной власти или, как определил этот тип власти историк М. Довнар-Запольский, «вотчинное государство»; коллективистскую ментальность; подчинение общества государству» (или «дуализм общества и государственной власти»), незначительный объем экономической свободы.

Содержание работы

1. Введение
2. Культура российской цивилизации, ее становление
3. Существенные особенности русской национальной культуры
4. Культурный архетип, менталитет и этнос
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по культорологии.docx

— 46.12 Кб (Скачать файл)

     Новгородская  субкультура была нацелена на партнеров  по ганзейскому союзу, представлявших торговые островки европейской цивилизации. Если новгородцы и прибегали к  наемникам, то, как правило, ими становились  варяги. Новгородская субкультура, сохранившаяся  в период татаро-монгольского ига  и усилившая свое европейское  своеобразие, деградировала после  присоединения Новгорода к Москве в XV в. 

3. Существенные особенности русской национальной культуры 

     Ментальными характеристиками культуры называются такие глубинные структуры, которые  определяют на протяжении длительного  времени ее этническое или национальное своеобразие. Мы уже отмечали, что  как правило, черты, представляющие ментальные характеристики той или  иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных факторов, отличаются большой  стабильностью и не изменяются столетиями. Более того, ментальные характеристики культуры, даже претерпевая некоторые  изменения в ходе истории, все  же остается в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути - от зарождения до расцвета. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо  и на стадии Крещения Руси, и в  период монголо-татарского ига, и в  царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при  жизни Пушкина, и в серебряный век, и при советской власти, и  в эмиграции, и на современном  этапе развития России.

Среди основных ментальных характеристик культуры выделяются духовные ценности как главный  элемент культуры, а опыт жизнедеятельности  людей напрямую влияет на них. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия человека. Концептуальный анализ идей и подходов к проблеме ценностей и ценностных ориентаций личности показывает, что в сложной  системе этих важнейших детерминант  человеческой жизнедеятельности достаточно весомое место занимают религиозно-духовные и традиционные ценности. Традиционные ценности - это представление, о том, что привычный образ жизни, образ  мышления, привычные цели существования  и способы поведения предпочтительнее других. В качестве примера можно  привести такие русские ментальные характеристики как сострадание  и любовь к другим, вера, духовность, мудрость, психологическая и интеллектуальная восприимчивость, чувство национального  самосохранения, правда, истина и красота.

     Русская культура характеризуется целым рядом специфических особенностей, которые обусловлены тем, что любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное - эти и подобные пары противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени. Двоеверие, двоемыслие, двоевластие, раскол - это лишь немногие из значимых для понимания историк русской культуры понятий, выявляемых уже на стадии древнерусской культуры. Подобная стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, - периодически обостряющуюся конфликтность. внутренне присущую самой культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностыо (с лат. двойственность).

Бинарность в  строении русской культуры - несомненный  результат пограничного геополитического положения Руси-России между Востоком и Западом. Россия, по всей своей  истории и географии, столетиями являлась евразийским обществом, то стремившимся сблизиться со своими европейскими соседями, то тяготевшим по всему строю  жизни к азиатскому миру.[ № 6, с 246.]

Это была (со времен Золотой Орды) страна пограничной  цивилизации. Деятелями культуры Запада Россия воспринималась как страна иного, неевропейского порядка. Так, Г. Гегель даже не включал русских в свой перечень христианских народов Европы. Многие наблюдатели приходили к  выводу, что Россия - некий евразийский  гибрид, в котором нет четких признаков  ни той, ни другой части света. Освальд  Шпенглер утверждал, что Россия - кентавр  с европейской головой и азиатским  туловищем. С победой большевизма  Азия отвоевывает Россию, после того как Европа аннексировала ее в  лице Петра Великого

     Выделяют  специфические черты русской  культуры от древнейших времен до XX века:

1. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты,  процессы, тенденции, свидетельствующие  о длительном и сложном развитии  как в географическом пространстве, так и в историческом времени.  У замечательного представителя  европейского Возрождения Максима  Грека, переехавшего в нашу  страну на рубеже XVI века, есть  поразительный по глубине и  верности образ России. Он пишет  о ней, как о женщине в  черном платье, задумчиво сидящей  «при дороге». Русская культура  тоже «при дороге», она формируется  и развивается в постоянных  поисках. Об этом свидетельствует  история.

2. Большая часть  территории России заселена позднее,  чем те регионы мира, в которых  сложились основные центры мировой  культуры. В этом смысле русская  культура - явление относительно  молодое. Мало того, Русь не  знала периода рабовладения: восточные  славяне перешли непосредственно  к феодализму от общинно-патриархальных  отношений. В силу своей исторической  молодости русская культура оказалась  перед необходимостью интенсивного  исторического развития. Конечно,  русская культура развивалась  под влиянием различных культур  стран Запада и Востока, исторически  опередивших Россию. Но воспринимая  и усваивая культурное наследие  других народов, русские писатели  и художники, скульпторы и архитекторы,  ученые и философы решали свои  задачи, формировали и развивали  отечест-венные традиции, никогда  не ограничиваясь копированием  чужих образцов.

3. Длительный  период развития русской культуры  определялся христианско-православной  религией. На многие века ведущими  культурными жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значительный вклад в мировую  художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной  деятельностью, связан-ной с христианством.

Вместе с тем, влияние христианства на русскую  культуру - процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного  славянофила А С. Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии  Русская культура вышла из-под  влияния религиозных догматов и  переросла границы православия.

4. Специфические  черты русской культуры определяются  в значительной степени тем,  что исследователи назвали «характером  русского народа» Об этом писали  все исследователи «русской идеи»  Главной чертой этого характера  называли веру. Альтернатива «вера-знание»,  «вера-разум» решалась в России  в конкретные исторические периоды  по-разному, но чаще всего в  пользу веры. Русская культура  свидетельствует: при всем разночтении  русской души и русского характера  трудно не согласиться со знаменитыми  строчками Ф. Тютчева: «Умом  Россию не понять, аршином общим  не измерить: у ней особенная  стать - в Россию можно только  верить»

     Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить  и приумножить их. 

4. Культурный архетип,  менталитет и этнос 

Чаще всего  в обыденной речи понятия «этнос»  и «нация» употребляют как  синонимы, как равнозначные понятия. Так говорят о польском народе и  о нем же говорят как о нации, немецкий народ – это этнос, народ, он же является и нацией. Возникает естественный вопрос: можно ли между ними поставить равенство?   Если говорить о политической практике, то слово «нация» и производное от него «национальность» употребляется в смысле «народ» и все население страны. И сегодня «нацией» называют граждан государства. Четкости в использовании данного понятия не было и в ХХ веке, в том числе и в отечественной науке. Дискуссии вокруг употребления понятий «этнос» и «нация» возникают с периодическим постоянством. Последние десятилетие ХХ века показательно по накалу страстей  вокруг этой проблемы.   Другая точка зрения, которой придерживаются исследователи, заключается в различии этих социально-исторических организмов, какими являются этнос и нация. Такова, например, позиция Ю. И. Семенова. Он считает  что эти понятия относятся к разным социальным сферам и отражают разные процессы. Этносы возникли в глубокой древности, в период разложения первобытного общества. Нации начали формироваться в период зарождения буржуазного общества. Когда рассматривают этнос, то обращаются к анализу его этнокультурных особенностей – таких как язык, традиции, обычаи, умственный и духовный строй народа (менталитет), этнические стереотипы и т.д. Сущность нации наиболее четко проявляется в национальных движениях, относящихся к политической сфере. Национальные движения – это огромная общественная сила – направлены на достижение определенных целей, и, как правило, политических. Нация означает совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Отечество  это та территория на которой поживает население страны, а нация в этом случаи является соотечественниками. Такое сознание может родиться только в борьбе за создание единственного централизованного государства. В результате борьбы дискриминируемый этнос становится нацией, противопоставляющей себя остальному населению. Так начинается процесс «национизации» этноса, ведущий к отделению и образованию самостоятельного государства.

     Культурные  архетипы - это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», с величайшим трудом поддающиеся  изменениях Характерные черты культурных архетипов - устойчивость и неосознанность. [№ 2, c. 458]

     Люди, как правило, не рефлектируют по поводу собственных культурных архетипов, которые «работают» на сохранение культурного  генотипа того или иного народа.

     Культурные  архетипы дают о себе знать во всех сферах жизнедеятельности человека, но более всего они проявляются  в его повседневной жизни. При  этом, как отмечал Юнг, «когда представляется ситуация, которая соответствует  данному архетипу, архетип активизируется, и развивается принудительность, которая, подобно силе инстинкта, прокладывает себе дорогу, вопреки разуму и воле».

Если культурные архетипы складываются «in factum» и  носят неосознанный и устойчивый характер, то менталитет как осознанная система символов и смыслов - «post factum», и поэтому обладает тенденцией к диверсификации.

     Ментальные  характеристики русской культуры исторически  закономерно складывались как сложный, дисгармоничный, неустойчивый баланс сил интеграции и дифференциации противоречивых тенденций национально-исторического  бытия русского народа, как то социокультурное  равновесие (нередко на грани национальной катастрофы или в связи с приближающейся ее опасностью), которое заявляло о  себе в наиболее решающие, кризисные  моменты истории России и способствовало выживанию русской культуры в  предельно трудных для нее, а  подчас, казалось бы, просто невозможных  общественно-исторических условиях и  обыденных обстоятельствах как  высокая адаптивность русской культуры к любым, в том числе прямо  антикультурным факторам ее более чем  тысячелетней истории.

     Русскому  менталитету присущ абсолютизм - что  находит отражение даже в русском  языке: частотность таких слов, как  «абсолютно», «совершенно» - так же, как синонимичных им «ужасно», «страшно» - более чем в десять раз выше в русском языке, чем, скажем, в  английском. И сама синонимичность тех и других понятий рисует образ  глобальных, потрясающих и экстремальных  перемен. Порой они выходят за рамки рационального и разумного, поскольку коллективный разум, как  и идеология, есть сохранение существующего - и ради радикального изменения  требуется опрокинуть и его тоже.

Постоянная потребность  в принципиально новом дает стремление активно перенимать чужое (столь  же быстро предавая забвению свое: пренебрегая  им как отжившим). Русской мысли  нередко ставили в вину обращение  к иностранному наследию, за отсутствием  своего собственного. Однако при этом не указывали обратную сторону медали: способность усвоения и воплощения чужих идей как общечеловеческих. Именно постоянное стремление к принципиально  иному, новому, как и восприятие универсализма (объективности) идей дает возможность  взращивать их на своей почве.

     Второй  русской чертой является выход за рамки своего: не только на уровне общества, но прежде всего на уровне личности, что проявляется в преодолении  межличностных барьеров. Эта черта  ярко видна всем, кто был за границей: русские стремятся объединять своих  и чужих, в любых условиях организуя  коллективное взаимодействие. Им легко  удается это сделать, в отличие  от представителей других наций, и это  связано с отсутствием страха и наличием привычки вторгаться в  самую суть чужой жизни, переступая личностный барьер и преодолевая  изолированность индивидуальности. Обычно это качество обозначают как  «русскую душевность». Иностранцы же нередко  воспринимают его как агрессию: нападение  на личность. Для подавляющего большинства  наций границы личности святы, и  психологический барьер между душами непреодолим.

     Понятие нравственности неразрывно связано  с очень значимым для русского менталитета понятием правды - что  подтверждает русский язык. Русское  слово «правда» не только имеет высокую  частотность в русском языке  по сравнению с другими, но и эпитет «мать» (правда-матка, правда-матушка), живописующий кровную близость правды человеку, его изначальное лоно и  прибежище. А также и синоним  «истина», означающий высшую правду: правду в духовном смысле, что смыкает  его с понятием истока нравственности и идеала.

     Можно смело сказать, что стремление к  объединению людей/народов идеалом  или некоей универсальной идеей  является типичным для нашего характера. Исполняя такую роль, Россия (русский  человек) имеет лицо перед другими  народами (людьми).

Также важны  для русского менталитета понятия  души: как особого внутреннего, значимого  мира - и судьбы, соотносящейся со смирением и выражением «ничего  не поделаешь». Такие понятия души и судьбы как уникальные: присущие только русскому языку.

     Эта черта характера в физическом отношении подтверждается более  чем полугодовой спячкой природы  и внешней пассивностью в этот период - на фоне которой происходит внутреннее, бессознательное брожение психики, предрасполагающее к глубинно-религиозному восприятию (в последнее время  появились исследования, доказывающие, что краткость светового дня  способствует медитации, хотя также  и депрессии). Следствием этого становится философская глубина душевной жизни, проявленная в первую очередь  даже не у философов, а у писателей, чьи произведения завоевали мировую  известность (Толстой или Достоевский). Когда умолкает ясный разум, говорят  образы. На то, что русская философия  выражает себя в художественной литературе ярче, чем в рационально-логических концепциях, неоднократно указывали  историки русской философии, среди  них Э.Л.Радлов и А.Ф.Лосев.

Информация о работе Особенности руского этноса