Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 09:31, реферат
Изучение российской цивилизации в отечественной науке только начинается. К наиболее часто выделяемым ее признакам относят самодержавную форму государственной власти или, как определил этот тип власти историк М. Довнар-Запольский, «вотчинное государство»; коллективистскую ментальность; подчинение общества государству» (или «дуализм общества и государственной власти»), незначительный объем экономической свободы.
1. Введение
2. Культура российской цивилизации, ее становление
3. Существенные особенности русской национальной культуры
4. Культурный архетип, менталитет и этнос
5. Заключение
6. Список литературы
Новгородская
субкультура была нацелена на партнеров
по ганзейскому союзу, представлявших
торговые островки европейской цивилизации.
Если новгородцы и прибегали к
наемникам, то, как правило, ими становились
варяги. Новгородская субкультура, сохранившаяся
в период татаро-монгольского ига
и усилившая свое европейское
своеобразие, деградировала после
присоединения Новгорода к
3.
Существенные особенности
русской национальной
культуры
Ментальными характеристиками культуры называются такие глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Мы уже отмечали, что как правило, черты, представляющие ментальные характеристики той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных факторов, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями. Более того, ментальные характеристики культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе истории, все же остается в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути - от зарождения до расцвета. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при жизни Пушкина, и в серебряный век, и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития России.
Среди основных
ментальных характеристик культуры
выделяются духовные ценности как главный
элемент культуры, а опыт жизнедеятельности
людей напрямую влияет на них. Ценность
является не свойством какой-либо вещи,
а сущностью и одновременно условием
полноценного бытия человека. Концептуальный
анализ идей и подходов к проблеме
ценностей и ценностных ориентаций
личности показывает, что в сложной
системе этих важнейших детерминант
человеческой жизнедеятельности достаточно
весомое место занимают религиозно-духовные
и традиционные ценности. Традиционные
ценности - это представление, о том,
что привычный образ жизни, образ
мышления, привычные цели существования
и способы поведения
Русская культура характеризуется целым рядом специфических особенностей, которые обусловлены тем, что любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное - эти и подобные пары противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени. Двоеверие, двоемыслие, двоевластие, раскол - это лишь немногие из значимых для понимания историк русской культуры понятий, выявляемых уже на стадии древнерусской культуры. Подобная стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, - периодически обостряющуюся конфликтность. внутренне присущую самой культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностыо (с лат. двойственность).
Бинарность в строении русской культуры - несомненный результат пограничного геополитического положения Руси-России между Востоком и Западом. Россия, по всей своей истории и географии, столетиями являлась евразийским обществом, то стремившимся сблизиться со своими европейскими соседями, то тяготевшим по всему строю жизни к азиатскому миру.[ № 6, с 246.]
Это была (со времен
Золотой Орды) страна пограничной
цивилизации. Деятелями культуры Запада
Россия воспринималась как страна иного,
неевропейского порядка. Так, Г. Гегель
даже не включал русских в свой
перечень христианских народов Европы.
Многие наблюдатели приходили к
выводу, что Россия - некий евразийский
гибрид, в котором нет четких признаков
ни той, ни другой части света. Освальд
Шпенглер утверждал, что Россия - кентавр
с европейской головой и
Выделяют специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века:
1. Русская культура
- понятие историческое и
2. Большая часть
территории России заселена
3. Длительный
период развития русской
Вместе с тем,
влияние христианства на русскую
культуру - процесс далеко не однозначный.
По справедливому замечанию
4. Специфические
черты русской культуры
Русская
культура накопила великие ценности.
Задача нынешних поколений - сохранить
и приумножить их.
4.
Культурный архетип,
менталитет и этнос
Чаще всего в обыденной речи понятия «этнос» и «нация» употребляют как синонимы, как равнозначные понятия. Так говорят о польском народе и о нем же говорят как о нации, немецкий народ – это этнос, народ, он же является и нацией. Возникает естественный вопрос: можно ли между ними поставить равенство? Если говорить о политической практике, то слово «нация» и производное от него «национальность» употребляется в смысле «народ» и все население страны. И сегодня «нацией» называют граждан государства. Четкости в использовании данного понятия не было и в ХХ веке, в том числе и в отечественной науке. Дискуссии вокруг употребления понятий «этнос» и «нация» возникают с периодическим постоянством. Последние десятилетие ХХ века показательно по накалу страстей вокруг этой проблемы. Другая точка зрения, которой придерживаются исследователи, заключается в различии этих социально-исторических организмов, какими являются этнос и нация. Такова, например, позиция Ю. И. Семенова. Он считает что эти понятия относятся к разным социальным сферам и отражают разные процессы. Этносы возникли в глубокой древности, в период разложения первобытного общества. Нации начали формироваться в период зарождения буржуазного общества. Когда рассматривают этнос, то обращаются к анализу его этнокультурных особенностей – таких как язык, традиции, обычаи, умственный и духовный строй народа (менталитет), этнические стереотипы и т.д. Сущность нации наиболее четко проявляется в национальных движениях, относящихся к политической сфере. Национальные движения – это огромная общественная сила – направлены на достижение определенных целей, и, как правило, политических. Нация означает совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Отечество это та территория на которой поживает население страны, а нация в этом случаи является соотечественниками. Такое сознание может родиться только в борьбе за создание единственного централизованного государства. В результате борьбы дискриминируемый этнос становится нацией, противопоставляющей себя остальному населению. Так начинается процесс «национизации» этноса, ведущий к отделению и образованию самостоятельного государства.
Культурные архетипы - это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», с величайшим трудом поддающиеся изменениях Характерные черты культурных архетипов - устойчивость и неосознанность. [№ 2, c. 458]
Люди, как правило, не рефлектируют по поводу собственных культурных архетипов, которые «работают» на сохранение культурного генотипа того или иного народа.
Культурные
архетипы дают о себе знать во всех
сферах жизнедеятельности человека,
но более всего они проявляются
в его повседневной жизни. При
этом, как отмечал Юнг, «когда представляется
ситуация, которая соответствует
данному архетипу, архетип активизируется,
и развивается
Если культурные архетипы складываются «in factum» и носят неосознанный и устойчивый характер, то менталитет как осознанная система символов и смыслов - «post factum», и поэтому обладает тенденцией к диверсификации.
Ментальные
характеристики русской культуры исторически
закономерно складывались как сложный,
дисгармоничный, неустойчивый баланс
сил интеграции и дифференциации
противоречивых тенденций национально-
Русскому
менталитету присущ абсолютизм - что
находит отражение даже в русском
языке: частотность таких слов, как
«абсолютно», «совершенно» - так же,
как синонимичных им «ужасно», «страшно»
- более чем в десять раз выше
в русском языке, чем, скажем, в
английском. И сама синонимичность
тех и других понятий рисует образ
глобальных, потрясающих и экстремальных
перемен. Порой они выходят за
рамки рационального и
Постоянная потребность в принципиально новом дает стремление активно перенимать чужое (столь же быстро предавая забвению свое: пренебрегая им как отжившим). Русской мысли нередко ставили в вину обращение к иностранному наследию, за отсутствием своего собственного. Однако при этом не указывали обратную сторону медали: способность усвоения и воплощения чужих идей как общечеловеческих. Именно постоянное стремление к принципиально иному, новому, как и восприятие универсализма (объективности) идей дает возможность взращивать их на своей почве.
Второй
русской чертой является выход за
рамки своего: не только на уровне общества,
но прежде всего на уровне личности,
что проявляется в преодолении
межличностных барьеров. Эта черта
ярко видна всем, кто был за границей:
русские стремятся объединять своих
и чужих, в любых условиях организуя
коллективное взаимодействие. Им легко
удается это сделать, в отличие
от представителей других наций, и это
связано с отсутствием страха
и наличием привычки вторгаться в
самую суть чужой жизни, переступая
личностный барьер и преодолевая
изолированность
Понятие нравственности неразрывно связано с очень значимым для русского менталитета понятием правды - что подтверждает русский язык. Русское слово «правда» не только имеет высокую частотность в русском языке по сравнению с другими, но и эпитет «мать» (правда-матка, правда-матушка), живописующий кровную близость правды человеку, его изначальное лоно и прибежище. А также и синоним «истина», означающий высшую правду: правду в духовном смысле, что смыкает его с понятием истока нравственности и идеала.
Можно
смело сказать, что стремление к
объединению людей/народов
Также важны для русского менталитета понятия души: как особого внутреннего, значимого мира - и судьбы, соотносящейся со смирением и выражением «ничего не поделаешь». Такие понятия души и судьбы как уникальные: присущие только русскому языку.
Эта
черта характера в физическом
отношении подтверждается более
чем полугодовой спячкой