И еще есть одно понятие, близкое
к тактичности,— корректность. Это умение
владеть собой, держать себя в рамках общепринятых
приличий в любых ситуациях. Конечно,
следует учитывать и то, что поведение
человека в значительной степени зависит
от состояния его нервной системы,
характера, темперамента.
Любой человек может оказаться
в какой-то конфликтной ситуации
дома и на работе, в общественной жизни.
И часто корректность поможет ему достойно
выйти из любого положения. Жизненные
ситуации показывают, как во многом проигрывает
человек, не сумевший вовремя взять себя
в руки, удержаться от гнева, который часто
приводит к опрометчивым поступкам, запоздавшему
раскаянию и стыду. А какой неприятный
осадок остается на душе после этого. “То,
что начато в гневе, кончается в стыде”,—
говорил Лев Толстой. Исходя из жизненных
примеров, ученые и педагоги, писатели
и общественные деятели давно уже пришли
к выводу, что гнев есть признак слабости,
а не силы, и проявление его чаще всего
приносит самому человеку только вред.
Недаром народные пословицы говорят: “Вспылил
— дело погубил”, “Во
гневе — что юнец, что аксакал, как только
вспыхнул гнев — так ум пропал”.
Корректность нужна человеку.
Кем бы он ни был и где бы ни трудился, умение
владеть собой, выдержка и вежливость
создадут ему прочный
авторитет и уважение окружающих. На работе
она помогает устранить то, что мешает
интересам дела, в личных отношениях способствует
взаимопониманию людей, помогает сохранить
достоинство. Кстати, достоинство — одно
из личностных качеств человека, которое
тоже занимает свое место в культуре поведения
человека.
Если человек
всегда выполняет то, что обещает, если
он приходит в то время, которое назначено,
значит, на него всегда можно положиться.
Он никогда не подведет в служебных и других
делах. А его собранность, подтянутость
и точность могут служить примером для
окружающих. Обычно такой человек и пользуется
авторитетом среди знакомых и товарищей
по работе.
Наверное, придет время, и некоторые
из них, оглядываясь на себя в прошлом,
поймут, насколько не правы они были, какими,
может быть, смешными и заносчивыми казались
другим. Неприятно смотреть на тех, кто
зазнается и превозносит себя. Но и быть
скромным не всегда легко. Иногда ведь
так хочется, чтобы тебя заметили, похвалили,
оценили по достоинству, а окружающие
как будто этого и не делают. И все же скромность
редко остается неоцененной.
Давно уже подмечено, что чем
культурнее человек, тем он скромнее. И
как бы ни были велики его заслуги, он никогда
не будет хвастливо выставлять их напоказ,
без нужды выказывать все свои знания.
Напротив, это некультурный
человек часто высокомерен и чванлив.
Он снисходительно относится ко всем
окружающим, считая себя выше и умнее их.
К таким в полной мере относятся пушкинские
слова “мы почитаем всех нулями, а
единицами — себя”.
Светский этикет решительно
осуждает и нетерпимо относится к такому
поведению, которое говорит о том, что
человек думает только о себе, совершенно
игнорируя то, как окружающие реагируют
на его слова и поступки.
Случается, что человек, стремящийся
к сохранению собственного достоинства,
переоценивает себя, явно преувеличивает
или просто нескромно подчеркивает свои
заслуги или преимущества. И тогда вместо,
казалось бы, уважительного отношения
у окружающих людей могут возникнуть
совершенно противоположные чувства.
Всякая самооценка должна
предполагать, в первую очередь, знание
своих слабых сторон и недостатков, что
не позволит переоценить свои заслуги
или преимущества. Вот почему скромность
естественна для тех, кто умеет правильно
понять и оценить все качества собственной
личности, самокритично судить о себе,
не заявлять о своих достоинствах и преимуществах
громогласно, прилюдно.
Заключение
Говорить о культуре поведения
человека — значит говорить и о его манерах.
История культуры знает много документов,
которые содержали в себе различные правила
поведения. К их числу относят и “Письма
к сыну” английского лорда Честерфилда,
написанные в XVIII веке. Наряду с наивным
и смешным в них есть и кое-что поучительное
для людей, живущих в наше время. “Хоть...
вопрос о том, как вести себя в обществе,
и может показаться сущим пустяком, он
имеет всегда важное значение, когда цель
твоя — понравиться кому-нибудь в частной
жизни. А я знавал немало людей, которые
неуклюжестью своей сразу же внушали людям
такое отвращение, что все достоинства
их были потом перед ними бессильны. Хорошие
же манеры располагают людей в твою пользу,
привлекают их к тебе и вселяют в них желание
полюбить тебя”.
Как часто в те времена во многих
странах знание правил этикета и умение
практически их применять играли заметную
роль в судьбе светского человека. Бывало,
что перед ним закрывались двери влиятельных
домов только потому, что он, будучи на
званом обеде, показал свою неловкость
и неумение обращаться со столовыми приборами.
Говоря о манерах, не следует
забывать и об их социальном и
национальном характерах. Живописные
полотна и прикладное искусство, художественная
литература и кинофильмы — богатейший
материал,
который, отражая различные детали быта
людей, показывает и их различные манеры
как раз в этом плане, социальном и национальном.
Мы помним пушкинского Онегина,
представителя дворянского класса, который
имел “счастливый талант без принужденья
в разговоре коснуться до всего слегка,
с ученым видом знатока хранить молчанье
в важном споре и возбуждать улыбку дам
огнем нежданных эпиграмм”. Он “легко
мазурку танцевал и кланялся непринужденно”.
“И свет решил, что он умен и очень мил”.
Мы читаем про японцев и их манеру кланяться
помногу раз в день знакомым и даже незнакомым
людям, в зависимости от разных ситуаций.
Мы знаем про манеру сдерживать свои чувства
у англичан и выплескивать их наружу у
итальянцев.
И все же можно для людей всех наций говорить
о манерах, которые могут быть хорошими
или плохими. Встречаются люди, выступающие
чуть ли не противниками правил хорошего
тона, хороших манер. Они говорят: “Правила хорошего
тона — это лишь форма, ничего не говорящая
о содержании человека. Есть люди морально
испорченные, пустые, маскирующие свое
подленькое нутро мещанина хорошими манерами.
И поэтому, чтобы не ошибиться в человеке,
чтобы не принять внешнее, напускное за
его истинную сущность, лучше вообще отбросить
все эти правила. Пусть каждый человек
ведет себя так, как он хочет, тогда сразу
будет видно, кто хороший, а кто плохой”.
Конечно, главное — внутренняя суть человека,
но не менее важными являются и его
манеры поведения.
В основе всех хороших
манер лежит забота о том, чтобы
человек не мешал человеку, чтобы
все вместе чувствовали себя
хорошо. Надо уметь не мешать
друг другу. Воспитывать в себе
нужно не столько манеры, сколько
то, что выражается в манерах,
бережное отношение к миру, к
обществу, к природе, к своему
прошлому.
Не надо запоминать сотни правил, а запомнить
одно – необходимость уважительного отношения
к другим.
Список литературы:
Пурди
Ч.Этикет в большом городе. Изящные манеры
для современного мегаполиса; практ. пособие
/ Ч.Пудри ; СПб: Феникс, 2011 г.
Гост
Э.Деловое общение, этика и этикет; практическое
пособие /Э.Гост; Москва: НИМБ, 2008 г.
Гольдин
В.Е.Речь и этикет; книга для учащихся/
В.Е.Гольдин;Москва: ИНФРА-М, 2010 г.
Уитмор
Ж .Деловой этикет. Основы этикета, которые
помогут вам добиться успеха в бизнесе;
практическое пособие/ Ж.Уитмор; Москва:
ТетраСистемс, 2010 г.
Канке
В.А. Современная этика; учебник/ В.А.Канке;
Москва: Омега-Л, 2009 г.