Отношение человека к смерти как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:11, реферат

Описание работы

Обыкновенный фильм, не относящийся к разряду фильмов ужаса. И что же? На протяжении полутора часов в нем совершается множество убийств и притом с легкостью необыкновенной. Такое впечатление, будто не людей убивают, а семечки щелкают или консервные банки вскрывают. Жутко становится на душе. Неужели жизнь человека и в самом деле -- копейка? Демонстрируемые в фильмах многочисленные сцены насилия и убийства вольно или невольно воспитывают зрителя в духе философии “бытие перед лицом смерти”, т.е. постоянной обращенности сознания к смерти.

Содержание работы

1. Отношение человека к смерти как феномен культуры

2. Менталитет русской культуры

Список литературы

Файлы: 1 файл

смерть человека как феномен культуры.docx

— 39.17 Кб (Скачать файл)

 

Борьба за вселенность - основная черта иоанновского, мессианского человека. Вместе с тем, стремясь к бесконечному и всеобъемлющему, он боится определений, отсюда - гениальная перевоплощаемость русских людей.

 

Иоанновскому, мессианскому типу, сложившемуся в России, противостоит прометеевский, героический человек Запада (В. Шубарт). Он видит в мире хаос, который должен оформить своей организующей силой. Героический человек полон жажды власти, он удаляется все дальше и дальше от бога и все глубже уходит в мир вещей. Секуляризация - его судьба, героизм - его жизненное чувство, трагика - его конец.

 

От русского человека иоанновского типа отличается и восточный человек. Мессианству и одухотворенности русского человека, героизму и экспрессивности  западного восточный человек  противопоставляет «универсальность» («безвкусность»).

 

В восточной культуре «безвкусность» - пример мироощущения, ориентированного на сохранение гармонии мира, обладающего  внутренним динамизмом развития, поэтому  не требующего произвола человеческого  вмешательства. В морально-религиозном плане «безвкусность» - это признак совершенного вкуса, его универсальности, это высшая добродетель, ибо «вкус» есть предпочтение, а любая актуализация - ограничение. В культурной традиции Востока «безвкусность» является положительным качеством. Это - ценность, которая в жизни реализуется в практике неосознанного социального оппортунизма, что означает принятие или устранение от дел с максимальной гибкостью и ориентацией исключительно на требование момента. Поэтому если добродетелями западного человека являются энергичность и интенсивность, мода и сенсация, восточного человека - точная середина и посредственность, бесшумность и увядание, то добродетели русского человека - пассивность и терпеливость, консерватизм и гармония.

 

Список литературы

 

1. Балакина Т.И. Мировая  художественная культура. Россия IX - нач. XX века -М., 2000.

 

2. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской  культуры. - М., 1990.

 

3. Ильина Т.В. История  искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.

 

4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. -.М., 1997.

 

5. Культура: теории и проблемы. - М., 1995.

 

6. Культурология / Под  ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2000.

 

7. Семенникова Л.И. Россия  в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.

 

8. Скворцова Е.М. Теория  и история культуры. - М., 1999

 

9. Антышев А.Н. О стратификации  этносоциумов и взаимодействии  их культур и языков // Россия  и Запад: диалог культур. М., 1996. С. 367-373.

10. Аутлева Ф.Т. Ценностно-нормативные  ориентиры русской ментальности: социально-философский анализ. Автореф. дис. ... канд. филол. наук, М., 1996. 23 с.

11. Богатова Г.А. Историко-культурный  аспект лексикографического описания  русского языка и проблемы  менталитета // Этническое и языковое  самосознание. М., 1995. С. 22.

12. Дубов И.Г. Феномен  менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 20-29.

13. Ерохина Е.А. Влияние  мировоззренческих ценностей русского  этнического сознания на характер  восприятия иноэтнических культур  Западной Сибири: ХVII - сер. ХIХ вв. // Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. Новосибирск, 1998. С. 5-15.

14. История ментальностей,  историческая антропология. М., 1996. 255 с.

15. История ментальностей.  К реконструкции духовных процессов  // История ментальностей, историческая антропология. М., 1996. С. 38-66.

16. Колесов В.В. Язык  как действие: культура, мышление, человек  // Разные грани единой науки.  СПб., 1996. С.58-69.

17. Огурцов А.П. Трудности  анализа менталитета // Российская  ментальность. Вопросы философии. 1994. № 1. С.50-53.

18. Павиленис Р.И. Проблема  смысла: Современный логико-функциональный  анализ языка. М.: Мысль, 1983. 286 с.

19. Пантин И.К. Национальный  менталитет и история России // Российская ментальность. Вопросы  философии. 1994. № 1. С. 29-33.

20. Петренко О.А. Этнический менталитет и язык фольклора. Курск, 1996. 118 с.

21. Пименова М.В. Языковая  ментальность: сопоставительный аспект // Семантика и прагматика текста. Барнаул, 1998. С.12-15.


Информация о работе Отношение человека к смерти как феномен культуры