Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:44, курсовая работа
Глобализация охватывает весь мир, все страны, при этом глобализированными становятся не только лишь позитивные факторы, но и столь негативные события в развитии мирового сообщества как конфликты, которые затрагивают безопасность огромного количества стран. Примером может послужить палестино - израильский конфликт, который можно отнести к ряду локальных, но все же сложно указать государство, интересы которого прямо или косвенно не были бы им затронуты.
Проблема взаимоотношений Израиля и Палестины с самого начала выходила далеко за пределы ближневосточного региона. По мере ее нарастания в течение более чем 50 лет начали отражаться важнейшие тенденции мирового развития. Палестино - израильский конфликт превратился неотъемлемую часть политики в мире.
Введение………………………………………………………………………….3
1. История конфликта……………………………………………………………6
2.Современность……………………………………………………………..…..11
3.Способы разрешения конфликта…………………………………….………14
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………….23
Палестино-израильский конфликт, динамика развития
Введение…………………………………………………………
1. История конфликта………………………………………………………
2.Современность………………………………………
3.Способы разрешения конфликта…………………………………….………14
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
В современном мире наблюдается процесс формирования особого нового типа мирового сообщества всепланетарного масштаба. Самое видимое проявление и основная черта названного процесса - это глобализация, предполагающая, что ряд политических, экономических, культурных, и других отношений и связей приобретут всемирный характер.
Глобализация охватывает весь мир, все страны, при этом глобализированными становятся не только лишь позитивные факторы, но и столь негативные события в развитии мирового сообщества как конфликты, которые затрагивают безопасность огромного количества стран. Примером может послужить палестино - израильский конфликт, который можно отнести к ряду локальных, но все же сложно указать государство, интересы которого прямо или косвенно не были бы им затронуты.
Проблема взаимоотношений Израиля и Палестины с самого начала выходила далеко за пределы ближневосточного региона. По мере ее нарастания в течение более чем 50 лет начали отражаться важнейшие тенденции мирового развития. Палестино - израильский конфликт превратился неотъемлемую часть политики в мире.
В данный момент времени по логике исторического развития нужны новые подходы в оценке событий, которые происходят на Ближнем Востоке в из-за палестино - израильского противостояния на рубеже XX и ХХI веков. Особо интересно это становится в процессе образования новой системы международных отношений, которая характеризуется относительной неустойчивостью и нестабильностью связей между государствами. Ближний Восток – это один из самых неспокойных регионов мира. Это зависит во многом от того, что практически столетие евреи и арабы противостояли друг другу. Их конфликт был одним из самых долгих и сложных по своей структуре, имел ярко отраженную тенденцию к росту, что вызвало высокую степень конфликтогенности всего ближневосточного региона.
Сущность палестино - израильского конфликта можно свести к решению его основных проблем. Это вопрос о территориях и границах палестинского государства в будущем, гарантии безопасной жизни обоих государств, планирование будущего еврейских поселений, судьба беженцев в палестине и их потомков, проблема религиозных святынь иудаизма, христианства и ислама, вопрос о статусе Иерусалима.
Территориальная проблема может считаться одной из главных причин конфликта. Здесь Израилем преследуются вполне конкретные цели. Им проводится политика, направленная на свое полное закрепление на оккупированном Западном берегу реки Иордан, в секторе Газа, а также на уже официально аннексированных Голландских высотах.
Стержень палестино - израильского конфликта - это вопрос о национальных правах более чем четырехмиллионного народа и, самое главное, его праве на самоопределение и создание своего государства.
Для полного осознания самой проблемы ближневосточного конфликта нужно изучать его в хронологических рамках, при этом учитывать религию, и, кроме того, экономическую и политическую сферу. Сионистская идеология государства Израиль сыграла довольно важную роль в конфронтации с арабским миром, в которой значительную роль играет культурно-религиозный фактор, и это проявляется на политическом и идеологическом уровнях, но при этом нетерпимость характеризует обе стороны.
Цель работы заключается в определении причин палестино - израильского конфликта и анализе отношений между Израилем и Палестиной.
Реализация названных целей исследования будет происходить путем решения нескольких конкретных задач:
- анализ истории палестино - израильского конфликта, выделение основных конфликтогенных факторов и проблем арабо-израильских отношений в историческом развитии;
- анализ современного состояния конфликтной ситуации;
- анализ путей и методов урегулирования палестино - израильского конфликта;
Объект исследования - этнополитические конфликтные отношения Израиля и Палестины, предстающие в историческом развитии и современном состоянии сложным и специфическим феноменом региональной и мировой политики.
Предмет исследования - историко-хронологический аспект палестино - израильского конфликта, являющийся существенным фактором его исторической природы и состояния в настоящее время. Это определяет специфику современного состояния и противоречия его развития.
Научная новизна исследования состоит в подробном изучении палестино - израильских отношений, в четком анализе предпосылок его возникновения, развития и способов возможного предотвращения. Кроме того, практическая ценность имеется в рассмотрении отношений Палестины и Государства Израиль в современной геополитической ситуации на Ближнем Востоке.
Есть разная научная и методическая литература, учебные пособия по различным аспектам палестино - израильского конфликта. Работы исследуют предпосылки противостояния, исторические аспекты, развитие и институциализация, способы регулирования конфликта.
Палестина - это территория, которая находится на Ближнем Востоке у берегов Средиземного моря, имеющая многовековую сложно сложившуюся историю.
С древних времен территории Восточного Средиземноморья, которые соединяли Евразию с Африкой, из-за благоприятного климата и выгодного геостратегического положения стали самым важным центром обитания человека. Как раз эта часть Азии уже после появления самых древних очагов цивилизации была центром транзитных взаимоотношений между ними и играла важную роль во взаимовлиянии культур - древнеегипетской, месопотамской, древнегреческой, не считая уже о хеттов, ассирийцев и других представителей вторичных цивилизаций и государств ближневосточного региона. Средиземноморские территории стали ареной торговли, что помогало их быстрому развитию, сложению на их основе больших государственных комплексов. Города отличались тенденцией к укреплению и расширению с помощью прилегающей к ним периферии, отвоевания и включения соседних земель [1, с. 129].
Район Средиземноморья в Западной Азии, которому дано название Ханаан, был одной из наиболее развитых по экономическому и культурному уровню территорий, через эту территорию прошли значимые торговые пути, которые соединяют древние цивилизации. Стремление получить выгоду, связанное с возможностью держать под контролем торговлю в регионе, столкнуло державы Древнего Востока, желавшие получить господство над Палестиной. Она постоянно была территорией для сражений Древнего Египта, Финикии, Месопотамии, Ассирии, Хеттского царства.
В конце II тысячелетия до н.э. в юго-западные территории Ханаана пришли филистимляне, которые двигались из Малой Азии. Место, где они были поселены, наиболее плодородные земли Средиземноморья, были названы Пелешет, а позже и полностью земля Ханаан была названа Палестиной. Почти в одно время с филистимлянами, в 1800 г. до н. э., в Палестине образовались и древние евреи, которые были западносемитскими скотоводческими племенами, которые были вытеснены из Месопотамии. Перед переселением евреев в Палестину, Месопотамия была конгломератом небольших городов и протогосударств, которые активно враждовали друг с другом. А когда появились на палестинских землях евреи, филистимляне стали жестоко бороться против них. Все это сильно накалило положение в Восточном Средиземноморье. И в 1600 г. до н. э. евреи переселились в Египет [2, с. 48].
Придя в Палестину около XIII - XII вв. до н.э., евреи долго борясь с местным населением отвоевали себе лучшую ее часть, закрепились там и сделали древний Иерусалим своим политическим и религиозным центром, образовали племенной союз, который получил именование Израиль. Став оседлыми земледельцами, евреи со временем ассимилировали огромную часть древнего населения. В данном случае войны с городами - государствами других жителей Палестины являлись важной частью их работы, во время которой были выделены и укреплены первейшие цари Израиля: Саул, Давид, Соломон. Позже, во время борьбы с филистимлянами, в 995г. до н. э. появилось Израильское Царство, которое занимало большую часть палестинских территорий, и которое распалось в итоге на два самостоятельных царства - Израильское на севере Палестины и Иудейское с центром в Иерусалиме на юге (928г. до н. э.). Распад страны пришелся на наступление на Палестину больших держав по соседству, которое окончилось плохо для евреев. В 722 г. до н. э. ассирийским царем Саргон II была захвачена столица Израиля Самария и он увёл в Ассирию огромную часть населения. Израильское Царство навсегда ушло с арены истории, а евреи абсолютно растворились в населенив Ассирии. Иудея долго была независимой и получила определенное могущество. Но в 586 г. до н. э. нововавилонским царем Навуходоносор II была завоевана Иудея и разрушен Иерусалим. Иудеи, которые были переселены в Вавилонию, не потеряли своей национальности, как это произошло с израильтянами, в-первых потому, что изгнание не стало длительным. В 538г. до н. э. Иранский царь Кир II после того, как взял Вавилон, позволил иудеям уйти обратно на родину [3 с. 347].
Вся дальнейшая история еврейского народа - это долгая жестокая борьба за свободу. Палестина время от времени входила в состав империи Александра Македонского, государств Ахеменидов, Птолемеев и Селевкидов, являлась и провинцией Рима и Византии. В данный период начался процесс рассеивания еврейского населения по иным странам в Средиземноморье. Большие поселения евреев находились в Вавилоне, Египте, Александрии, Риме; диаспорой ббыла охвачена и Греция, Киренаика и Македония. Национальные и религиозные чувства, которые обострились трагической судьбой их родины, связали евреев прочными узами и не позволяли раствориться в народах, к которым бросала их жизнь.
Позднее, в 638 г. Палестина была завоевана арабами, она стала одной из провинций халифата, которая называется Фаластин (аль-Фаластын). Именно в то время территория страны стала населяться арабами, а в последствии они составляли огромную часть современной Палестины. Господство мусульман в Палестине проходило около 1000 лет. В 1260--1516 гг. Палестина была провинцией мамлюкского Египта. С 1516 г. эта территория начала входить в состав Османской империи, она являлась частью вилайетов Дамаск, Бейрут. С 1874 г. в Османской империи стала выделяться область Иерусалим, которая управлялась именно из Стамбула. Уже в те времена в Палестине, которая была значительно перенаселена и испытывала недостаток свободных земель и водных ресурсов, начали разгораться конфликты между укоренившимися здесь полторы тысячи лет назад арабами и евреями [4, с. 235].
Его невозможно считать и лишь межрелигиозным конфликтом. Религиозный фактор, который и разделял противоборствующие стороны, существенного влияния в возникновении и развитии конфликта, по крайней мере на первых его этапах, не оказывал, так как еврейская иммиграция в Палестину происходила под лозунгами сионизма - светской идеологии, а палестинских арабов отличала религиозная терпимостью и на протяжении ряда веков мирно уживались с местными евреями. Религиозная составляющая конфликта, который возник в Палестине, показала себя на следующих этапах его развития, начиная с 30-х годов, не без влияния и англичан. Но социально-экономическая составляющая конфликта прибывающих евреев-иммигрантов и местного населения была абсолютно ясна с самого начала. Иммигранты старались контролировать над все сферы экономической жизни Палестины, вытесняя местных арабов [7, с. 401].
Многие, в особенности арабские исследователи, обращают особое внимание на религиозный характер арабо-израильского конфликта, представляют его как вражду между евреями и мусульманами. Но внимательное рассмотрение содержания этого конфликта на различных этапах его развития дает основания сделать вывод о том, что этнический момент в нем намного более явственен, чем момент религиозный.
Хоть и арабы, и евреи являются семитами, этнический характер конфликту между ними дает в первую очередь сионистская идеология, исходящая из идеи национального первенства евреев над иными народностями, их богоизбранности, проповедуется непримиримость с другими народами и арабам, в частности. С иной стороны, у части арабской политической элиты, особенно у той, которая стоит на позициях крайней идеологии, один из аргументов непримиримости к Израилю - это утверждение, что он создан "чужаками, которые прибыли из множества стран мира" [4, с. 161].
Таким образом, на политику правительства Израиля по отношению к арабским странам, на его положение в ближневосточном мирном процессе особое влияние оказывают радикальные еврейские религиозные организации и движения. Поэтому, важно заметить, что арабо-израильский конфликт имеет особый этнорелигиозный оттенок, который усиленно эксплуатирует пропаганда сторон. Следует заметить, что арабский национализм и сионизм, которые возникли в конце ХIХ века, с самого начала не имели направленности друг против друга. Лишь после того, как ликвидация долго существовавшего османского господства освободила путь британскому мандату и возникли перспективы самоопределения Палестины, арабы и евреи, многие поколения которых жили друг с другом в мире, стали бороться не на жизнь, а на смерть за политическое будущее данной земли. Конфликт был, в первую очередь, политическим отношением двух или нескольких сторон, он воспроизводил в острой форме лежащие в основе этого отношения экономические, политические, идеологические, территориальные, национальные, религиозные или другие противоречия между его участниками. Именно этими противоречиями и составляется в самом общем виде содержание столкновения евреев и палестинских арабов.
Информация о работе Палестино-израильский конфликт, динамика развития