Первичные и вторичные тексты книжных стилей: жанровое своеобразие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 19:51, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение первичных и вторичных текстов книжных стилей.
Задачи работы:
- раскрыть понятие научного (книжного) стиля речи;
- дать характеристику первичным и вторичным научным текстам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО (КНИЖНОГО) СТИЛЯ РЕЧИ……………………4
2. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ……………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………23

Файлы: 1 файл

Рреферат по РЯиКР 2014 год.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский институт государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

Предмет: Русский язык и культура речи

 

Тема: «Первичные и вторичные тексты книжных стилей: жанровое своеобразие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса группа С12

Ткачев Д.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж, 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО (КНИЖНОГО) СТИЛЯ  РЕЧИ……………………4

2. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ НАУЧНЫЕ  ТЕКСТЫ……………………...8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22

СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Научный стиль обслуживает  сферу науки, то есть, сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое осмысление объективных знаний о действительности. Как способ освоения действительности наука отличается стремлением к максимально обобщенному, объективному, обезличенному знанию. Науку характеризует интеллектуально-понятийный образ мышления.

   Эти особенности научного  познания воплощаются в содержании  и отражаются в языковой форме  научных произведений. Содержанием научных произведений являются идеи и факты, законы и категории, открытые учеными.

   Ранние научные произведения  создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений и даже  поэтических произведений (оды и  поэмы).

Речевой жанр - это исторически сложившийся в определенной сфере общения устойчивый тип текста, для которого характерно единство специфической формы и содержания, обеспечивающее целенаправленное социальное взаимодействие людей в типических ситуациях общения.

Современными формами научных текстов являются монографии статьи, доклады, сообщения, рецензии, описания (очерки), рефераты, авторефераты, тезисы докладов и сообщений, отчеты о научно-исследовательской работе, диссертации.  

Целью реферата является изучение первичных и вторичных текстов книжных стилей.

Задачи работы:

- раскрыть понятие научного (книжного) стиля речи;

- дать характеристику первичным  и вторичным научным текстам.

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО (КНИЖНОГО) СТИЛЯ РЕЧИ

 

Книжный стиль речи относится к научным стилям. Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров.

Научный стиль - функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья).

Особенности научного стиля

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Логичность - это, по возможности, наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.

Лексика научного стиля речи

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии. Однако это не означает его стилистической нейтральности. Термину, также как и многим другим лексическим единицам, присуща стилистическая окрашенность (научного стиля), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях. Значительная часть терминов является интернациональными словами.

Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: «солнечное сплетение», «прямой угол», «наклонная плоскость», «глухие согласные», «деепричастный оборот», «сложносочиненное предложение», а также различного рода клише: «заключается в …», «представляет собой …», «состоит из …», «применяется для …» и пр.

Морфологические особенности научного стиля речи

Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: «волк — хищное животное из рода собак»; «липа начинает цвести в конце июня». Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят — перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: «при раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения»; «углерод составляет самую важную часть растения». В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: «Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80 % составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: «рассмотрим…», «уравнение примет вид». Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: «Металлы легко режутся».

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания — они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

 

 

 

 

 

 

2. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ  НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ

 

Работая с научными текстами, необходимо помнить, что научные тексты бывают первичными и вторичными.

Первичные тексты – это первоисточники, оригиналы. К ним относятся, например, научная статья, монография.

 Научная статья – сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

 Монография – научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса. Это первичные жанры собственно научного стиля, то есть, они пишутся специалистами для специалистов. В эту группу жанров можно включить курсовую и дипломную работы. Тексты этих жанров должны отвечать требованиям логичности и точности, характеризоваться отвлеченностью и обобщенностью. Язык отличается строгой терминологичностью, сложным и ясным синтаксисом.

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.

Для научных текстов (первичных и вторичных) характерна стройная композиция. В каждом тексте выделяют следующие части: заголовок, вводная часть (формулируется цель работы и обосновывается выбор темы исследования, описываются методы исследования), основная часть, заключение.

Заголовок (название) научного произведения – это информативная единица; он обычно отражает тему данного текста и должен соответствовать содержанию этого текста.

Можно выделить несколько типов заголовков:

- названия общего характера (Теория  групп; Беседы о механике; Мир  ценности; Язык и картина мира);

- названия, конкретизирующие вопросы  теории, непосредственно разрабатываемой  автором (Биосфера как планетарная  организация жизни; Образный потенциал  наименований нравственных качеств  в русском языке);

- названия, отображающие специфику  авторской постановки вопроса (Коммуникативно-прагматический аспект изучения терминов; Русская орфография: культурологический и лингвистический аспекты).

Работа над текстом начинается с введения. Это не просто часть работы, это документ, характеризующий работу. Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее необходимо показать знакомство автора с имеющимися источниками, его способность к критической оценке сделанного предшественниками. Отсюда логически вытекает цель работы. Следующий этап работы – рассказ о методике исследования проблемы. Формулировка целей и задач исследования должна быть четкой и краткой, логически корректной. Если цель может быть одна, то задач должно быть несколько, они представляют собой тактику реализации цели. Часто формулировки задач совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Задачи даются в форме перечисления. При формулировке цели можно использовать стереотипы.

Цель работы:

· раскрыть специфику;

· выявить закономерности (выявление закономерностей);

· создать типологию (создание типологии);

· объяснить явление;

· описать функции (описание функций);

· разработать модель (разработка модели);

· охарактеризовать систему;

· обобщить факты;

· систематизировать элементы (систематизация элементов).

Основная часть текста курсовой, дипломной работы членится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац. Названия параграфов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием главы. Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить ее раскрытием. Изложение должно быть аргументированным, логическая канва – продуманной.

Важную функцию выполняет заключение. В нем воспроизводится весь путь исследования. Необходимо сформулировать выводы. Выводы должны соотноситься с поставленными вначале задачами. Заключение – это своеобразный отчет о проделанной работе, где показываются реальные достижения, указывается практическая польза.

Информация о работе Первичные и вторичные тексты книжных стилей: жанровое своеобразие