Первичные и вторичные тексты книжных стилей: жанровое своеобразие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 19:51, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение первичных и вторичных текстов книжных стилей.
Задачи работы:
- раскрыть понятие научного (книжного) стиля речи;
- дать характеристику первичным и вторичным научным текстам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО (КНИЖНОГО) СТИЛЯ РЕЧИ……………………4
2. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ……………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………23

Файлы: 1 файл

Рреферат по РЯиКР 2014 год.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Одной из важных научных работ в вузе для студента является курсовая работа. Курсовая работа пишется на старших курсах. Это студенческое научное исследование. Первыми ступенями на пути к ней являются практические работы, отчеты, выполнение расчетно-графических заданий.

Ее цель – выявить навыки самостоятельной научной работы студента. Она защищается на кафедре и является репетицией дипломной работы, иногда курсовая работа переходит в дипломную работу.

Требования к курсовой работе: актуальность тематики, изучение и анализ научной литературы по предмету исследования, изучение и анализ истории проблемы, проведение самостоятельного исследования, характеристика, описание анализа опытов, обобщение результатов исследований, обоснование выводов и практических рекомендаций, культура оформления.

Объем курсовой работы – 35-40 печатных страниц. Из этого объема около 10 % занимает вводная часть, от 5 % до 10 % - заключение.

При написании курсовой работы выделяют три этапа: подготовка к исследованию, проведение опытов, оформление. Курсовая работа должна содержать глубокое и четкое изложение поставленных вопросов простым литературным языком с употреблением терминов. Очень важны ссылки на материал исследований. Возможно включение цитат.

Для курсовой работы обязательна ее защита на кафедре: студент делает краткое сообщение (7-10 минут), в котором излагает мотивы, цели, актуальность, предмет исследования, останавливается на практической части и результатах исследований, затем делает вывод.

       Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, главы, заключение, литература, список приложений (возможны варианты).

Правила оформления курсовой работы:

цитаты указываются со ссылкой на источник и берутся в кавычки;

таблицы нумеруются арабскими цифрами;

каждая новая глава начинается с новой страницы;

текст состоит из трех частей – вводной, основной и заключения.

Критериями оценки служат: актуальность выбранной темы, глубина освоения материала, качество подбора и использования источников, степень самостоятельности выводов, общая культура изложения материала.

Самый главный труд, итог всех лет обучения – это дипломная работа, экзамен на зрелость и заявка на будущие профессиональные успехи. Ее написание – последний, завершающий этап обучения в вузе. Она является формой итогового контроля знаний и умений студента. Оценка, полученная на защите дипломной работы, рассматривается как окончательный результат всего периода учебы. Поэтому для студента имеют очень большое значение качество дипломной работы, степень ее самостоятельности, аргументированность, логическое изящество защиты.

Структура дипломной работы: титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения. Аннотация – это текст будущего выступления на защите перед комиссией. Ее объем – около одной печатной страницы.

Все виды работ должны быть написаны правильным литературным языком, по нему судят об уровне профессиональной и общекультурной подготовки студента. Поэтому важно на только раскрыть тему, но и правильно использовать стилистику, писать логично и грамотно.

Речевые клише, употребляющиеся в научных текстах.

В современных условиях вырастает роль.

В своей работе автор установил, доказал, выдвинул гипотезу, внес уточнения, ставит задачу, решает проблему, высказал мнение, соображение.

В статье рассматриваются вопросы, анализируются факты, дается обзор.

В тексте уделяется внимание, освещается.

Целью данного исследования является.

Автор приводит множество интересных фактов.

В труде даются обоснования предложенной теории.

В результате проведенных исследований доказано.

Имеются все основания предполагать.

Полученные результаты наводят на мысль о том.

Данные исследования не утратили своего значения.

Значение исследований заключается в том.

Правильно оформить научную работу помогает рубрикация. Рубрикация текста – это его членение на логически самостоятельные составные части. Рубрикация подчинена раскрытию темы и выделяет введение, основную часть, заключение. В свою очередь, основная часть тоже, как правило, подвергается рубрикации. Деление на главы и параграфы значительно облегчает понимание, делает текст более логичным.

Рубрикация текста выражается в нумерации. Она может быть различной: с использованием прописных и строчных букв, римских и арабских цифр. В студенческих работах обычно используются римские и арабские цифры: номера глав обозначаются римскими цифрами, номера параграфов – арабскими.

В научной работе принято ссылаться на источник информации, т.е. цитировать. Существует цитирование точное, косвенное, ссылка. Точное цитирование предусматривает обязательное указание источников с указанием страниц. Косвенное цитирование – соотношение текста оригинала и косвенной цитаты такое же, как соотношение между прямой и косвенной речью. Ссылка представляет собой упоминание автора и источника.

Цитируемый текст должен приводиться в кавычках, точно по цитируемому тексту, в той грамматической форме, в какой он дан в источнике.

Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием.

Цитирование должно быть полным, без искажения мысли автора.

Цитата должна быть неразрывно связана с текстом и служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений.

При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая сноска).

При цитировании не по первоисточнику следует указывать «Цит. по:…».

Важное место в научной работе отводится библиографическому описанию.

Библиография – это список использованной литературы, он помещается после заключения на отдельном листе. Все источники приводятся в алфавитном порядке, каждый располагается на отдельной строке и значится под своим порядковым номером. Каждый источник должен быть описан согласно ГОСТу.

Если книга написана одним автором или авторским коллективом до трех человек, библиографическое описание строится следующим образом: сначала следует фамилия автора, далее его инициалы, затем указывается полное наименование источника, ставятся точка и тире. Далее идет название города, где вышла книга, ставится двоеточие, после него – название издательства, выпустившего книгу, без кавычек, запятая, год издания, точка, тире, количество страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Все многообразие текстов можно разбить на две большие группы: первичные и вторичные. Первичные тексты создаются как самостоятельные произведения, вторичные же представляют собой результат переработки исходного (первичного) текста и являются в определенной степени реакцией на прочитанное, ответом на сказанное и, в конечном счете, результатом процесса восприятия и интерпретации первичного текста. Научные тексты бывают первичными и вторичными. Первичные тексты – это первоисточники, оригиналы. К ним относятся, например, научная статья, монография.

   Научные тексты оформляются  в виде отдельных законченных  произведений, структура которых  подчинена законам жанра. Можно  выделить следующие жанры научной  прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т.д.), диссертация, научный отчет.

К вторичным текстам, то есть, текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объема текста.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Изд. 19-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.

2. Панова, М. Н. Русский язык и культура речи : учеб.-метод. пособие / М.Н. Панова, А.Ю. Иванова, Ж.В. Ларионова ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 2008. – 265 с.

3. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / под ред. В.И. Максимова, А.В.Голубевой.-2-е изд. перераб и доп.- М.: Юрайт – Издат, 2010. – 325 с.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / А.И. Дунев, В.А. Ефремов, В.Д. Черняк; под ред. В.Д. Черняк.- М.; СПб.; ФОРУМ: САГА, 2010. – 243 с.

5. Русский язык и культура речи: учеб./ под ред. Н.А. Ипполитовой.- М.: Проспект, 2009. – 301 с.

  1. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова.- 3-е изд.- М.: ФОРУМ, 2010. – 412 с.

6. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. / И.Б. Голуб.- М.: Логос, 2010. – 376 с.

7. Русский язык и культура речи: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. проф. О.Я. Гойхмана.- М.: ИНФРА – М, 2010. – 176 с.

8. Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи: учебное пособие / А.И. Дунев, В.А. Ефремов, Е.В. Сергеева и др.; под ред. В.Д. Черняк.- СПб, М.: САГА: ФОРУМ, 2009. – 109 с.

 

 


 



Информация о работе Первичные и вторичные тексты книжных стилей: жанровое своеобразие