Первичные и вторичные тексты книжных стилей: жанровое своеобразие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 19:51, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение первичных и вторичных текстов книжных стилей.
Задачи работы:
- раскрыть понятие научного (книжного) стиля речи;
- дать характеристику первичным и вторичным научным текстам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО (КНИЖНОГО) СТИЛЯ РЕЧИ……………………4
2. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ……………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………23

Файлы: 1 файл

Рреферат по РЯиКР 2014 год.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Важными элементами являются также библиография и приложения.

Автор научного текста проводит аналитический обзор литературы и включает в текст чужую речь в форме точной цитаты или косвенной передачи мысли. В обоих случаях необходима точная ссылка (сноска) на соответствующий труд.

В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается в результате компрессии (лат. «сжатие»). С помощью компрессии текст становится меньше по объему, в нем легче выделить основные положения и наиболее значимые моменты. Последовательность действий при компрессии такова:

· чтение текста и выделение ключевых слов.

· написание вторичного текста с использованием соответствующих речевых клише.

· использование слов с обобщенно-абстрактным значением для того, чтобы передать основное содержание абзаца (задачи, точка зрения, выводы и т.д.).

Самый простой вид компрессии – план. Планы бывают вопросные, назывные и тезисные. В вопросном плане используются вопросительные слова (Какова роль информации в современном мире?). Назывной план определяет подтемы текста и использует назывные предложения (Роль информации в жизни человека). Тезисный план лекции включает ключевые предложения текста и использует также глагольные формы (Роль информации в жизни общества чрезвычайно велика, так как тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией).

В практике вуза, а также в профессиональной деятельности требуется умение написать тезисы. Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Они могут быть первичными и вторичными.

Первичные тексты – это краткое изложение содержания публичного выступления (для себя). Вторичные пишутся на основе работы другого автора (статьи, монографии, лекции).

Каждый тезис отделяется красной строкой, нумерацией. Логическое деление подчеркивается рубрикацией. Тезисы носят характер утверждающего суждения или умозаключения.

В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает микротему и составляет, как правило, отдельный абзац. Тезисы раскрывают решение проблем, вопросов, тогда как план лекции их только называет. В них отсутствуют цитаты и примеры. Как правило, предложения с тезисами строятся с употреблением отглагольных сказуемых, безличных предложений.

Аннотация (лат. «заметка») – краткая характеристика содержания (описание) статьи, книги. Она дает общее представление о статье (о чем идет речь), а не раскрывает сущность затронутых проблем. Аннотации бывают информационные (дается описание, но нет оценки), рекомендательные (дается характеристика и рекомендации для практического применения), групповые (характеристика нескольких произведений). В практике вуза аннотация используется при написании дипломного проекта.

Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания). Аннотация состоит из двух главных частей: в первой дается библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы или положения. В конце может указываться адресат. Используются следующие речевые клише:

· В книге исследуется (что?), показан (что?)

· Большое место занимает рассмотрение (чего?)

· В монографии дается характеристика (чего?)

· В книге приведены примеры, иллюстрации

· В книге анализируется (что?)

· Главное внимание обращается (на что?)

· В работе нашли отражение проблемы

· В заключении кратко разбирается (что?)

· Сборник рассчитан (на кого?)

· Статья рекомендуется, предназначена …

· Предназначается широкому кругу читателей.

 

Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и прилагательные).

Схема аннотации: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Она невелика по объему и состоит из простых предложений. Ее можно увидеть на обратной стороне титульного листа, например, учебников, справочников.

Реферат (лат. «доказывать, сообщать») – краткое изложение научной работы или нескольких научных работ, то есть, сообщение о том, какая информация содержится, что излагается. Основные требования к написанию реферата – объективность изложения и выявление нового, существенно важного. Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации. Такой реферат называется простым информационным. В России издаются специальные реферативные журналы, которые содержат рефераты из разных областей науки. Студенты пишут рефераты на определенные темы, т.е. тематические рефераты. Для их написания могут быть привлечены 2-3 научные работы. Такой реферат будет обзорным. Простой информативный реферат может содержать оценку положений, высказываемых автором работы. Это оценка обычно выражает согласие или несогласие с точкой зрения автора.

Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов или субъективной оценки. Реферат содержит иллюстративный материал в отличие от аннотации.

Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.

Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стиля речи.

Объем реферата колеблется от 5 до 15 листов через 1,5 - 2 интервала.

Основные требования к написанию реферата:

· реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста;

· реферативное изложение должно быть сжатым;

· цель реферирования – создать «текст о тексте»;

· следует избегать связок типа: в первом абзаце, во втором абзаце и т.д.;

· обильное цитирование превращает реферат в конспект, реферат не должен превращаться в «ползанье по тексту».

Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует … и др.).

При работе над рефератом потребуется:

а) разделить текст на смысловые части, выделить в них основную информацию;

б) опираясь на выделенную информацию, составить план реферата, перераспределив при необходимости данную в текстах информацию.

В реферате, как правило, информация излагается авторизованно, т.е. реферирующий описывает ее со своей точки зрения на последовательность действий автора.

В структуре реферата выделяют три главных компонента:

Вводная часть – библиографическое описание.

Собственно текст, состоящий из вступления, основной части и заключения.

Выводы, справочный аппарат.

Как правило, используются речевые клише, необходимые для создания реферата:

-библиографическое описание (в статье, помещенной в журнале, сборнике, статья носит название);

-тема статьи, книги (предлагаемая книга посвящена теме, проблеме, выбор темы закономерен, статья представляет собой изложение, обобщение);

-композиция (статья делится на три части);

-основное содержание (автор затрагивает, касается, останавливается, ставит вопрос о том…, автор доказывает справедливость утверждения, автор опровергает, в подтверждение своей точки зрения автор приводит факты, доказывающие справедливость…);

-заключение, выводы автора (автор подводит к выводам, несомненный интерес представляют выводы автора о том, что выполненные исследования показывают, на основании полученных данных был сделан вывод о том…);

-оценка референта (автор убедительно доказывает, к недостаткам работы можно отнести).

Критерии оценки реферата: соответствие содержания теме, глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников, использование речевых клише.

Реферат должен иметь титульный лист, план, введение, основную часть, заключение, библиографию. Титульный лист содержит следующие сведения: название вуза, кафедры, тема реферата, данные о студенте и руководителе, указание на место написания и год написания.

Еще одна разновидность реферата, который выполняют студенты, - это изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Преподаватель оценивает умение работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание правил оформления научного текста, ссылок, составления библиографии. Реферат часто путают с научным докладом. Доклад предназначен для устного выступления, поэтому надо различать письменный вариант и само выступление.

Рецензия (лат. «рассмотрение») – письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы (т.е. толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы).

В отличие от рецензии, отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации (анализируемый текст может быть принят к работе, в издательстве или на соискание ученой степени).

В структуру рецензии входят: введение, указывающее на проблемы и задачи (в последнее время появилось много работ на заданную тему; автор статьи - известный ученый), характеристика, краткое содержание (статья посвящена теме, проблемам…, в статье рассматриваются, автор описывает методы…), оценочная часть – достоинства и недостатки (к достоинствам работы относятся …, необходимо отметить творческий характер исследований…), выводы (оценивая работу в целом…, необходимо отметить …, следует подчеркнуть…).

План для написания рецензий.

· Предмет анализа (в рецензируемой работе).

· Актуальность темы (работа посвящена актуальной теме…).

· Формулировка основного тезиса (в статье на первый план выдвигается вопрос…).

· Краткое содержание работы.

· Общая оценка (таким образом, работа, бесспорно, раскрывает возможности…).

· Достоинства, недочеты (вместе с тем вызывает сомнение тезис о том, что… отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы).

· Выводы (работа оценена положительно, статья имеет важное значение для …, работа заслуживает высокой оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени…).

Конспект - письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. Конспект единственный из всех вторичных текстов не предназначен для публикации. Он предполагает свертывание информации текста первоисточника и представление ее в форме, удобной для того, чтобы составитель конспекта мог впоследствии эту информацию развернуть, восстановить исходное содержание.

Чтобы написать конспект, необходимо:

· выделить смысловые части, где собрана информация по теме;

· в каждой смысловой части сформулировать микросхему с опорой на ключевые слова и ключевые фразы;

· выделить в каждой части главную и дополнительную информацию.

После этого автор производит оценку вычлененной из первоисточника информации: «Насколько важна эта информация лично для меня? Как она соотносится с уже имеющимися у меня знаниями? Насколько подробно я должен ее изложить? Какие блоки информации, возможно, опустить, так как содержащаяся в них информация лично для меня никакой ценности не представляет, она мне известна?» Нужная информация фиксируется.

Существует несколько разновидностей конспектов.

По количеству конспектируемых источников конспекты подразделяются на монографические, составленные по одному источнику, и сводные, или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему.

В зависимости от объема выделяются конспекты краткие (отбираются лишь положения общего характера); подробные (общие положения дополняются доказательствами, пояснениями, другим иллюстративным материалом) и смешанные, допускающие изложение одних частей первоисточника подробно, других – более кратко.

Информация в конспекте фиксируется в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план, конспект-схема).

Конспект – настолько свободная форма, что его объем не может регламентироваться. Его устанавливает сам составитель в зависимости от степени значимости текста, от общего объема первоисточника, трудности его восприятия.

Мало того, конспект далеко не всегда обладает признаками текста, например, связностью. Он может выглядеть как план, схема или как собственно текст. В конспекте допускаются дополнительные пометы, замечания составителя, графические обозначения, выделение шрифтом и цветом, индивидуальные значки и т.д., а также сокращения цитаты, записи на полях, отражающие точку зрения составителя.

При конспектировании надо записать все выходные данные источника (год, место издания, автор, название). На странице выделить поля, лучше справа и слева. Слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы, формулируются основные проблемы. Справа записываются собственные выводы, ссылки на другие источники. В центральной части страницы записывается краткое изложение содержания текста. Оно включает в себя цитаты, факты, расчеты.

В высшем учебном заведении студенту приходится выполнять самостоятельную научную работу, проводить опыты, исследования, производить расчеты.

Информация о работе Первичные и вторичные тексты книжных стилей: жанровое своеобразие