Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:48, статья
В середине XX.века автор классического труда по географии Латинской Америки Престон Джеймс пришел к любопытному выводу: этот регион столь пестр и неоднороден, что вряд ли может считаться единым целым, а преобладание на большей его части населения с нелатинскими корнями не оставляет права на существование и самому его названию. Пестрая география и немыслимое переплетение культур переселенцев из разных концов света не могли не отразиться на культурных традициях. Перефразируя Престона Джеймса, можно сказать, что единой латиноамериканской кухни нет и в помине.
Позднне, с развитием скотоводства, мясные блюда стали доступнее, и ломо – говяжья или телячья вырезка – превратились в повседневную еду многих горожан, в то время как за городом, в индейсеих селениях, все еще парило вегетарианство поневоле.
Коронными блюдами креольской кухни – пищи испанцев, родившихся в Новом Свете, - считают супы и жареные в масле пирожки эмпанадас. И состав этих супов, и начинка пирожков, для которой использовали все, что росло на земле и даже плавало под водой, в полной мере отражали процесс «скрещивания» двух культур – европейской и американской. Настоящими «метисами» можно назвать и излюбленные блюда погонщиков мулов в Андах и на просторах Бразилии.
Стремясь поплотнее заправиться на привале, они клали в тарелку много мяса, жареное яйцо, рис, бобы, маниок, жареные бананы, обильно приправляя специями. Подобное блюдо – бандеха-пайса – до сих пор в почете в Колумбии, а в Бразилии обычную еду тропейрос – перегонщиков скота – теперь готовят и в дорогих ресторанах.
Пища рабов.
Начиная с XVII в. в португальские и испанские колонии стали прибывать крупные партии африканских невольников. Первыми решили таким способом проблему нехватки рабочей силы португальцы: они залезли в свои новые колонии из Индии сахарный тростник, а поскольку в Бразилии в отличии от принадлежавших испанцам Центральной и андийской частей Южной Америки, не было развитых земледельческих цивилизаций, то и работать на плантациях оказалось не кому.
Труд
на плантации под палящим
Так родились жирные блюда из риса, фасоли и свиных костей и обрезков. Это прежде всего знаменитая фейджода – тушеная фасоль со свиным рагу, сдобренная рисом и щедро приправленная перцем. И хотя рабство в этой стране было отменено в XIX столетии, фейджода остается в почете у простого люда: тем, кто трудится физически лишние калории не помеха. Отличная дань национальной традиции, раз в неделю едят фейджоаду и вполне обеспеченные бразильцы. Туристы же, часто не подозревая о происхождении блюда, считают его экзотическим лакомством.
Похожее кушание есть на Кубе. Это знаменитое морос-и-кристианос, как метко окрестили здесь кашу из белого риса с черной фасолью на свином сале, приправленную кусочками сала. Если же фасоль красная, такая еда называется – «конгри». Приверженцам вегетарианской диеты подойдет другая разновидность риса по-латиноамерикански – рис с кокосом (аррос-кон-коко).
Мясное изобилие.
Не все любители стейка – куска говядины, зажаренного на углях, знают, что задолго до техасских ковбоев, когда и сам Техас являлся частью территории Мексики, подобное жаркое было обычным болюдом в испанских гасиедах. Огромные безлесные пространства, обнаруженные в новом Свете конкистадорами, - мексиканские прерии, льянос долины Орионко, серрадус Бразилии, пампа Аргентины и Уругвая – еще в XVII-XVIII вв. были поделены на огромные поместья, где на бескрайних пастбищах пасли крупный рогатый скот.
Освоение саванн и прерий не закончилось до нашего времени. В Бразилии, например, ежегодно вовлекается в оборот по несколько сотен тысяч гектаров земли, в основном под пастбища. Пасут скот местные ковбои, иногда пересаживающиеся с лошадей даже на вертолеты и небольшие самолеты, - столь велики пространства и огромны стада.
Естественно, что мясо стало важной частью рациона и основой традиционных блюд в Бразилии, Аргентине и других странах, обладающих обширными пастбищами. Среднестатистический Аргентинец в год съедает больше 90, а бразилец около 80 кг мяса. Меньше века назад, до появления судов-рефрежираторов, его буквально не куда боль девать, а заготовленные по старому рецепту мореходов солонина и мясо, вяленое на солнце, не отличались изысканным вкусом. Поэтому путешественники, делившие трапезу с латиноамериканцами скотоводами, еще недавно изумлялись нерациональному, с точки зрения европейца, отношению к скоту. Так, и наш соотечественник биолог, оказавшийся в 1949 г. в Бразилии, сокрушался, что от целиком зажаренного на углях быка бразильцы съедают только вырезку, все остальное достается птицам и зеленью.
И в
наши дни поход в самый
В испаноязычных странах Латинской Америки – с поправкой на лингвистические отличия – такое жаркое называют «чурраско». И готовить его могут не много по-другому. Например, в льянос Колумбии над углями ставят треугольную железную «пирамиду» с торчащими наружу крючьями, на которых мясо удерживается во время жарки. Похожий принцип используется при приготовлении традиционной аргентинской парильяды. Куски мяса, а иногда целые бараньи и телячьи туши «распинают» на специальном приспособлении – парилье и устанавливают вокуг костра. Кстати, по аргентинскому обычаю перед мясом принято подавать так де жаренные на углях внутренности: печень, почки, сердце, кишки.
Кофе, какао, мате.
Точно так же, как в начале любой трапезы к столу обязательно получают лимонад – чаще не из магазина, а домашний, из сока маленьких зеленых лаймов, подслащенный кустарного производства бурым сахаром, неизменным ее завершением в подавляющем большинстве латиноамериканских стран служит чашечка крепкого черного кофе. Но кофе, мировым лидером которого уже полтора века считается Бразилия, а второе место еще совсем недавно занимала другая страна региона – Колумбия, не латиноамериканский по своему происхождению напиток.
Влажный
тропический лес латинской
А в Аргентине, Уругвае, Парагвае и в южных районах Бразилии предпочитают свой особенный напиток – матэ, или йерба-матэ. Его готовят из листьев веточе дерева Ilex paraguariensis который часто ошибочно называют парагвайским чаем, однако к настоящему чайному кусту матэ никакого ботанического отношения не имеет.
«Я достиг привада к закату и, выпив немало матэ, вскоре изготовил себе на ночь постель, Ветр был очень силен и холоден, но я никогда не спал в таком комфорте», - писал в своем дневнике Чарльз Дарвин, посетивший Аргентину в 1836 году во время плавания на «бигале». Обычай заваривать этот крепкий напиток европейские переселенцы переняли у индейцев гуарани. Да и сама манера его питья напоминает индейские поседелки у костра. Матэ заваривают в специальном сосуде округлой формы, сделанным из любого подручного материала – тыквы или каких-то других крупных местных плодов, дерева, даже мягкого камня. Затем его пьют, передавая сосуд по кругу и потягивая через одну и ту же металлическую трубочку с фильтром не конце – бомбилью. Иногда она бывает изготовлена из серебра и даже украшена самоцветами.
Церемония приготовления матэ.
Для того чтобы заварить матэ нужно заполнить сосуд примерно на 1/3 измельченными листьями, лучше перемешанными с палочками, что придает напитку особый вкус и даже отмечается на этикетке пакета с заваркой. Затем умять их так, чтобы сбоку осталось место для воды, и залить горячей водой, но ни в коем случае не кипятком. Теперь можно потягивать матэ через трубочку бомбилью, доливая в заварку воду по мере ее убывания. Иногда пьют и холодный настой матэ.
Первоначально для приготовления матэ использовались листья дикорастущих деревьев. Ежегодно с марта по ноябрь в леса на юге бразилии и по другую сторону реки Параны, в Парагвае, уходили сборщики матэ. Листья высушивали над слабым огнем, паковали и доставляли в города. Возросший спрос на этот поистине национальный для аргентинцев напиток заставил перейти к более продуктивному способу производства, и матэ теперь выращивают на плантациях, расположенных в провинции Мисьонес.
Десерт.
Португальцы впервые завезли сахарный тростник в Бразилию в XVI в., до его распространения в Америке сладостей почти не знали. Поэтому сладкоежки появились здесь только с приходом конкистадоров, и даже те лакомства, для приготовления которых используются туземные растения, - арахисовая халва, тыквенное пирожное сапальо – «местными» считаться не могут.
Скудный
солдатский быт и походная жизнь
испанских конкистадоров
По сравнению с этими простыми, «деревенскими» сладостями маленькие круглые кокалас и молочный флан с карамелью кажутся просто изысканными лакомствами. Ну а если и они не устраивают, следует поискать арабские, итальянские или швейцарские кондитерские, где можно купить самые разнообразные восточные сладости или европейские пирожные. Кстати, итальянцам приписывают главную роль в распространении на территории Латинской Америки сливочного мороженного. Для тех, кто победнее или избегает лишних калорий, подойдет упрощенный тропический вариант мороженого – распало: мелко нарезанный лед, политый фруктовым сиропом.
Гукамоле (мексиканское блюдо)
Мелко порубить лук и помидор. Авокадо очистить от кожуры, вынуть кисточки и размять вилкой, чтобы получлась однородная масса с мелкими кусочками мякоти. Пожарить бекон до образования хрустящей корочки и нарезать мелкими кусочками. Смешать все компоненты.
Вирадо из цыпленка (бразильское болюдо)
Мясо цыпленка потереть чесноком, луком и солью, сбрызнуть лимонным соком. Обжарить в оливковом масле до золотистого цвета. Положить лавровый лист, зелень и помидоры. Потушить под крышкой. Добавить кукурузную муку, сливочное масло, помешивая довести до готовности.
Чили-кон-карне (мексиканское блюдо)
Поварить прцы в течении 15 мин в воде, очистить и растереть до состояния пюре. Разогреть в кастрюле масло, положить мелко нарезанное мясо и готовить 5-7 минут, помешивая. Добавить пре, пряности, помидоры, обжаренные лук и чеснок. Довести до кипения, положить горошек и варить на медленном огне под крышкой 25 мин. Посолить по вкусу.
Пюре из фасоли (бразильское блюдо)