Петр I для русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:53, реферат

Описание работы

Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной.

Содержание работы

Введение. 3
1 Культура России накануне вступления Петра на престол 4
2 Реформы Петра I и их влияние на русскую культуру. 5
2.1 Реформы в области политики. 5
2.2 Реформы в области науки и образования, культуры 5
2.3 Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи. 8
3 Быт Петровского времени. 13
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

дз по культурологии реферат.docx

— 58.10 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский  государственный технический  университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание по Культурологии

на тему

Петр I для русской культуры.

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы БД-112

А.И.Минжасова

Проверил:

Е.А.Мезенцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

 

Содержание

Введение. 3

1 Культура России накануне вступления Петра на престол 4

2 Реформы Петра I и их влияние на русскую культуру. 5

2.1 Реформы в области политики. 5

2.2 Реформы в области науки и образования, культуры 5

2.3 Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи. 8

3 Быт Петровского времени. 13

Заключение 15

Список использованных источников 16

Введение.

Процесс изменения  культуры России в эпоху Петра  Великого - наиболее противоречивая часть  Петровских реформ. Еще до Петра  были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с  зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская  академия - первое высшее учебное заведение  в России. И все же деятельность Петра была революционной.

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение  Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении  Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных  специальностей, главным образом  для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования  в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой  башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором  Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в  Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился  к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность  России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый  календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится  с 1 сентября на 1 января.

В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 г. в  Москву приглашается труппа Куншта для  создания театра.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга "Юности честное  зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти  преобразования исходили исключительно  сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для  низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел  к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать  Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

 

  1. Культура России накануне вступления Петра на престол

В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В  России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными  орудиями. Она не имела выхода к  морям — ни к Черному, ни к балтийскому, через которые могла бы развивать  внешнюю торговлю. Не имела поэтому  Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам  и состояла в основном из дворянского  ополчения.

Между старыми  родовитыми боярами и служивыми  людьми — дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили  непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые  не прочь были захватить и подчинить  себе Русские земли.

Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.

То, что в России грядут великие перемены, ощущалось  еще в царствование отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения.

Таким образом, предпосылками  петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого  столетия изменяется, становясь более  централизованной, система государственного управления. Предпринимались также  попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки  регулярной армии -полки   иноземного  строя. 0Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение. Русские начинают более тесно соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения Украины и Белоруссии (временно),  воспринявших идеи и новые традиции эпохи Возрождения. Знаменитая Немецкая слобода, оказавшая на юного Петра такое сильное воздействие, также переживала свой расцвет в конце XVII в.

 

  1. Реформы Петра I и их влияние на русскую культуру.
    1. Реформы в области политики.

Петровская эпоха  известна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России. Эпитеты “первый”, “впервые” часто употребляют  по отношению к Петровской эпохе.

Детство и юность Петра прошли среди иноземцев, и  у них было чему поучиться. Петр был  чрезвычайно любознателен, за какое  бы дело ни брался, он вникал во все  его тонкости. В первой своей заграничной  поездке в 1697-1698 гг., он сумел увидеть  многое. И это чрезвычайно поразило Петра. Европа и Россия конца 17 века разительно отличались во многих областях науки,  культуры, искусства, военного дела. Российская армия состояла из неграмотных крестьян, искусство развивалось под большим влиянием церкви: в архитектуре в основном преобладают церкви, в живописи – иконы. В ремеслах и науке также велико влияние церкви. “Ревнители древлего благочестия” всячески противились всему новому, и поэтому Россия отставала по многим показателям от ряда стран Западной Европы.                 

В Голландии царь побывал в музеях, госпиталях, воспитательных домах, театрах. В Англии осмотрел лондонский Тауэр, Гринвичскую обсерваторию, посетил  Английскую королевскую академию наук и Оксфордский университет. В  Дрездене ему показали королевскую  кунсткамеру, в Вене кунсткамеру  и библиотеку. За границей Петр начал  собирать различные произведения искусства  и раритеты.

С большим уважением  относился Петр к знаниям и  знающим людям. Петр понимал, что  без знаний, опыта и помощи Европы не обойтись, поэтому всячески старался привлечь западных специалистов для  работы в России, не скупясь ни на деньги, ни на щедрые посулы. Важное условие, которое Петр ставил приглашенным иностранцам  – обучение русских. Работа рука об руку с опытными иностранными мастерами  была отличной школой для русских  военных, ученых, архитекторов, скульпторов  и живописцев.

Россия конца 17 начала 18 вв.- вожделенна для иностранцев. Сотнями и тысячами стремились они  сюда в надежде разбогатеть, сделать  карьеру, реализовать свои творческие способности. Ехали архитекторы, художники, скульпторы, ювелиры, военные, инженеры, ученые и просто мастеровые. Приезжали  из Швейцарии, Германии, Англии, Голландии, Франции, Италии. Многие  находили в России вторую родину, заводили семью, а главное – трудились на благо России. Наверное,  не было во всей Европе места более благодатного для творчества, чем Россия.

Приглашая иноземцев  в Россию, царь-реформатор надеялся осуществить дерзкие планы –  расширить границы присоединением Сибири, подойдя к  побережью Ледовитого и Тихого океанов, и завоевать выход к Балтийскому морю.  Генетический сплав русского и иноземного на российской почве даст удивительный результат, изменит развитие России и породит впоследствии целую плеяду талантливых людей.

Изменение Петром 1 внутренней и внешней политики повлекло за собой колоссальные изменения  во внутренней жизни России,  и  затронуло все области науки,  культуры, искусства, а также  быт всех без исключения слоев населения.

    1. Реформы в области науки и образования, культуры

«Слово» стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Петр с большим уважением относился к наукам и учению. По некоторым сведениям, Петр 1 в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно. Во время второго заграничного путешествия в 1717 г. Ему было присвоено звание почетного члена французской Академии наук. Задумал Петр создать и Российскую академию. В 1724 г. он подписал указ о ее основании: «…учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги».

Что было особенно важным, что Российская академия находилась на содержании государства, в то время  как иностранные академии вынуждены  были сами изыскивать средства для  существования.  Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч рублей в год и обещал академикам “довольное жалованье”, квартиру, дрова, свечи. Самих же академиков приглашали из-за границы. В их числе были ученые с мировым именем – математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли. Впоследствии Эйлер, автор более 800 работ,  признавался: ”я всем обязан своему пребыванию в Петербургской Академии”. В состав Академии помимо научно-исследовательской части входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория, типография, анатомический театр, ботанический сад и граверная палата. Академический университет явился первым светским учебным заведением стремя факультетами: юридическим, медицинским, философским. Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России.

Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы  – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал  план создания морской школы в  России. В 1701 г. его указом открывается  в Москве Навигацкая школа. В составлении  программы принимал участие сам  царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное  заведение поступали неохотно, поэтому  приходилось их брать “с принуждением”. Около пятисот учеников школы  получали ”кормовые деньги”, а те,  кто победнее, еще и одежду. Школа просуществовала до 1715 г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской Академии.

В 1703 г. открылась  Немецкая школа, которую можно считать  первой российской гимназией. Обучались  в ней дети мелких царских чиновников. Возглавил школу немецкий пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во время  Северной войны. Любопытно, что до его пленения в его доме в Мариенбурге воспитывалась Марта Скавронская,  будущая русская императрица Екатерина 1 – жена Петра.

В 1714 г. Петр 1 подписал указы об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Стали  создаваться цифирные школы, где  помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. Время  от времени царь устраивал в Москве или Петербурге смотры служивших  и неслуживших взрослых дворян и  недорослей, и нередко сам распределял  их по полкам и школам, а также  определял, кому учиться в России, а кому за границей. При Петре  появился обычай посылать дворян учиться  за границу. Для многих это было тяжелым  испытанием: будущий известный дипломат Петр Толстой отправился учиться  в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой. Во Франции русские гардемарины  голодали, т.к.  жалованье приходило с большим опозданием. Царь был тверд  в своем намерении заставить дворян учиться.

В петровское время  юноши,  закончив учебу к пятнадцати годам,  обязаны были поступить на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с “фундаменту”, т.е. в армии и на флоте – рядовыми, в гражданском учреждении – низшим чиновником.

В 1722 г. была введена  “Табель о рангах”, в соответствии с которой различались три  вида службы : военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов или  классов. На военной службе низшим чином  считался фендрик, позже прапорщик  или корнет, высшим – генерал-фельдмаршал. На гражданской  – коллежский регистратор и действительный тайный советник,  или канцлер. Петр стремился пополнять ряды дворян за счет талантливых выходцев из других сословий. Недворянин,  дослужившийся до прапорщика в армии, автоматически получал потомственное дворянство. “Табель о рангах” уравняла старое родовитое дворянство, кичившееся своим происхождением, и новую, безродную знать.

При Петре 1 появился и первый российский музей – Кунсткамера. Ее экспонатами поначалу служили  различные древние предметы и  редкости, собранные царем во время  заграничного путешествия. Во время  второго путешествия царь приобрел в Данциге для Кунсткамеры коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых. Там же он приобрел уникальную анатомическую коллекцию. Собрание Кунсткамеры пополнялось также и отечественными редкостями. Петр издал указ с призывами к населению доставлять «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотския, рыбьи или птичьи, не такие , какие у нас ныне есть… старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно…”.  Присылавших диковины для музея поощряли солидным вознаграждением. Кунсткамера впервые была открыта для обозрения в палатах Кикина в 1719 году. Вскоре для Кунсткамеры на Васильевском острове выстроили отдельное здание. Здание Кунсткамеры венчает высокая башня, где размещалась одна из самых первых российских обсерваторий. По сей день в ней хранится Готторпский глобус диаметром в три с половиной метра. Сделан он был в Германии и подарен Петру 1 герцогом Голштинским. Снаружи глобус изображает Землю, а внутри – небесную сферу. Есть в нем дверца, через которую зрители проникали внутрь, и, усаживаясь на скамью, наблюдали за вращением. В движение глобус приводился водяным двигателем. Один оборот, как и в природе, совершался за сутки.  Понимая значение музея для просвещения россиян, Петр 1 велел сделать вход бесплатным, “…если кто придет с компанией смотреть редкости, то угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки”. На эти цели из казны выделялась немалая по тем временам сумма – 499 рублей в год.

Информация о работе Петр I для русской культуры