Петр I для русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:53, реферат

Описание работы

Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной.

Содержание работы

Введение. 3
1 Культура России накануне вступления Петра на престол 4
2 Реформы Петра I и их влияние на русскую культуру. 5
2.1 Реформы в области политики. 5
2.2 Реформы в области науки и образования, культуры 5
2.3 Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи. 8
3 Быт Петровского времени. 13
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

дз по культурологии реферат.docx

— 58.10 Кб (Скачать файл)

Основной постулат линейной перспективы гласит: параллельные прямые, уходящие вдаль, пересекутся  в одной точке на линии горизонта. Любой из нас наблюдал этот эффект стоя на железнодорожных путях. Древнерусские художники не следовали этому правилу. Художники нового времени, взявшие на вооружение линейную перспективу, создавали на плоскости холста убедительную иллюзию глубины пространства.

Помимо линейной художники стали пользоваться и  световоздушной перспективой. Принято  считать, что первым этот прием открыл Леонардо да Винчи. Он обратил внимание на то, что по мере удаления от зрителя  предметы не только становятся все  менее различимы, но и погружаются  в дымку. Этот оптический эффект создается  благодаря толстому слою воздуха, насыщенного  пылью.

По-другому художники  стали относиться и к проблеме времени в живописи. В средние  века иконописец мог на одной иконе  изобразить два или три разновременных действия с одними и теми же персонажами. В новое время на картине изображают событие в момент его свершения, вместе  с тем живописец пытается преодолеть статичность средневековой живописи и создать иллюзию  движения. 

В петровское время  начали  формироваться жанры живописи, такие как батальный, портретный, пейзажный, бытовой, натюрморт. Сам Петр отдавал предпочтение морским пейзажам. Формально,  самым “высоким” среди жанров считается исторический, самым же распространенным портрет.

Изменяется и  техника письма, появились новые  материалы. Раньше иконописец писал  на доске. Теперь же картины выполняются  на холсте, темперу – краску,  замешанную на яичном желтке, сменяют масляные краски. Готовую картину,  в отличие от иконы,  вставляют в раму. Она играет важную роль в восприятии произведения.

Именно в петровское время появился в России выдающийся живописец, вставший  вровень с европейскими мастерами, - Иван Никитин. Петр заметил талантливого юношу и в 1716 г. отправил его вместе с братом учиться в Италию. Петр высоко оценил талант Никитина и по возвращении его в Россию подарил художнику дом близ Зимнего дворца, и назначил его “двора его величества живописцем”. Художник целиком посвятил себя портретной живописи, и выполнил много великолепных работ, которые донесли до наших дней характер изображенных личностей, их быт.

Реформы  в живописи в петровскую эпоху позволили перейти от иконописи к реальному изображению, живопись стала светской , жанровой, реальной, и сегодня мы имеем возможность увидеть портреты  не только самого царя Петра Алексеевича, но и многих его современников.

 

 

 

start="3"

 Быт Петровского времени.

. Самый устойчивый компонент жизни людей – это быт, но и он испытал серьезные изменения в петровскую эпоху.   Поставив целью сформировать породу новых людей,  Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание и образование.

С начала 18 в. многое изменилось как в устной, так и  в письменной русской речи. Издавались книги с правилами хорошего тона, рекомендациями по этикету, поведению  в различных сферах жизни. Появились  обращения на  “ Вы”, “ Милостивый государь”, “ Господин”. Письма заканчивали подписями:” Ваш покорный слуга”,  “ Остаюсь к услужению готовый”. Русский язык в петровскую эпоху обогатился множеством новых слов, преимущественно иностранного происхождения.

В царствование Петра в обиход вошел юлианский  календарь. Летоисчисление стали вести  от Рождества Христова. В связи  с этим событием началом года теперь считалось 1 января, а не 1 сентября : ” Указал великий государь впредь лета счислять  в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с числа 1 от Рождества Христова 1700 года “.  Таким образом, вместо 7208 года в России начался 1700 год. Отныне 1 января предписывалось поздравлять друг друга с Новым годом, украшать дома ветками и деревьями сосновыми, еловыми и можжевеловыми. В честь праздника устраивали пушечную пальбу и фейерверки. Впервые в России увидели фейерверки именно при Петре. Устраивались они по большим праздникам:  в новогоднюю ночь, в день рождения царя, в честь военных побед.

В январе 1700 г. выходит  царский указ  об упразднении старомодного русского платья, мужчинам и женщинам велено было переодеться в венгерское и немецкое платье. В городе на видных местах вывешены были образцы новой одежды, пошив и продажа старой запрещались. Новая мода приживалась трудно.

Не менее трудно было Петру заставить горожан  брить бороду, считавшиеся на Руси признаком мужественности и символом православия. Непокорным боярам царь стриг  бороды собственноручно.  Правда,  имея деньги можно было откупиться от принудительного бритья.

Во времена  Петра1 появились и первые модники.  Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол  и кафтан. Кафтан носили незастегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например “кюлоты” – короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.  Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты - с широкими раструбами в верхней части голенищ. В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру . Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.

Тогда же вошел  в моду и парик. При всем своем  неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.

Однако, как ни богаты и красивы были мужские  наряды, им было трудно тягаться с женскими. Дама, одетая в нарядное платье, напоминала изящную фарфоровую статуэтку.                           

По-новому стало  исчисляться и  время суток.  Куранты, установленные на Спасской башне в  начале 17 в. имели циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре количество часов в сутках стало неизменным – 24.  В начале 18 в. куранты в Кремле заменили голландскими,  с подвижными часовой и минутной стрелками,  и циферблатом с 12 делениями.

К концу 17 началу 18 вв. постепенно меняется быт как  простых, так и  знатных, зажиточных людей. Меняется на западный манер одежда , пища,  жилище . Бояре и дворяне стригут волосы и бороды, заводят иностранные книги и музыкальные инструменты, игрушки, входит в моду курение табака.            

 

 

 

Заключение

Реформы Петра  Великого касались различных сфер жизни  общества. В 1699 г. Петр издал указ о  изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского  образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был  начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала  большое недовольство, т.к. ранее  летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый  лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.

В новом 1700 году был издан указ о создании в  Москве первых аптек; другим указом запрещалось  ношение ножей под страхом  кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный  дух нового царствования был выражен  в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой , проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки  обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После  посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.

Радикально изменяется положение женщины в обществе. Петр попытался приобщить ее к  современной светской жизни, по примеру  Запада, обеспечить высшие круги к  новым формам обхождения.

Два с половиной  столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя  все сходятся в одном - это был  один из наиважнейших этапов истории  России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного  Петру по масштабам интересов  и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что  считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

 

Список  использованных источников

 

1. Ю.С. Рябцев   учебное пособие  “История русской культуры 18-19 веков”

2. А.Н. Сахаров   учебник   “История России с древнейших времен до конца 17 века”

3.  В.И.  Пилявский       История Русской архитектуры.

4.Соловьев С.М.  Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

5.Мальков В.В.  Пособие по истории СССР для  поступающих в вузы. М.:Высшая  школа,1985.

6.Анисимов Е.В.  Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

7.Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История.  Историк. Документ. - М.:МИРОС,1994.

8.Павленко Н.И.  Петр Великий. - М.:Мысль,1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Петр I для русской культуры