Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:53, реферат
Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной.
Введение. 3
1 Культура России накануне вступления Петра на престол 4
2 Реформы Петра I и их влияние на русскую культуру. 5
2.1 Реформы в области политики. 5
2.2 Реформы в области науки и образования, культуры 5
2.3 Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи. 8
3 Быт Петровского времени. 13
Заключение 15
Список использованных источников 16
«Я хочу, чтобы люди смотрели и учились” - говорил Петр 1.
В конце 1702 г. (точная дата неизвестна) произошло событие , значение которого трудно переоценить: вышел первый номер первой русской печатной газеты “Ведомости”. Первый дошедший до нас номер, датированный 2 января 1703 г., вышел большим для своего времени, тиражом – около 1000 экземпляров. Номер содержал немало информации о внутренней жизни России. Петр сам выбрал известия для публикации в первом номере. Первая русская печатная газета мало чем походила на современную, и представляла из себя 4 небольших листка бумаги, собранные в тетрадь, размером чуть больше ладони взрослого человека. На Красной площади каждого прочитавшего номер “Ведомостей” угощали бесплатным обедом. Так власти пытались приобщить народ к чтению газет.
В 1708-1710 гг. в России перешли на новый шрифт, который с некоторыми изменениями по сей день используется. Петр 1 лично отобрал окончательный вариант нового шрифта. Нововведения коснулись и правописания. Из алфавита были изъяты некоторые буквы – омега, пси, ижица и другие. Числа , писавшиеся буквами, стали обозначать арабскими цифрами. В 1703 г. вышли первые книги с арабскими цифрами, среди них был и первый русский учебник “ Арифметика, сиречь наука числительная”, написанный Леонтием Магницким, преподавателем Навигацкой школы.
Петр прекрасно понимал, что без книг невозможно распространение знаний, поэтому всячески способствовал их печатанию. В 1700 г. была выдвинута целая программа издания книг. Петр часто сам указывал, какую книгу следует перевести на русский язык. При этом он давал такие рекомендации переводчикам: не столь важно придерживаться близости к тексту, сколь важно передать его главное содержание. В петровское время книги даже стали оформлять по-новому: нумеровать страницы цифрами, ввели титульный лист, оглавление, предметный и именной указатели, в книгах появились чертежи и иллюстрации. Тексты стали разбивать на абзацы. Изменился также и формат книг – книги нового времени были невелики по размеру. В 1708 г. по указанию Петра были напечатаны первые карманные книги. За первую четверть 18 века книг вышло больше, чем за 150 предшествующих лет.
Рост выпуска книг, большой интерес к знаниям стимулировали и развитие библиотечного дела. В 1714 г. в Петербурге была основана публичная библиотека. В 1725 г. библиотека насчитывала 11 тысяч книг, включая древние. Существовало в Петровские времена и немало личных библиотек, более полутора тысяч книг было и у самого Петра. В основном это были издания необходимые царю в повседневной работе, три четверти собрания составляли книги нерелигиозного содержания. Большинство из них имели отношение к морскому делу, военному искусству, истории, архитектуре и садово-парковому делу.
В центре внимания светской культуры Петровского времени главенствует человек. В средневековой культуре он играл второстепенную роль, по сравнению с богами или святыми. Особенно это проявилось в литературе. Среди читающей публики пользуются популярностью небольшие приключенческие истории. Произведения как в зеркале отражают свою эпоху и ее героев – умных, смелых образованных, везде добивающихся успеха.
«Его царское величество, по взятии Шлотбурга, в одной миле оттуда ближе к восточному морю, на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шесть бастионов, где работали двадцать тысяч человек подкопщиков, и тое крепость на свое государское именование прозванием Питербурхом обновить указал», Таково первое сообщение в “Ведомостях” о строительстве Петербурга. Город был заложен 16 мая 1703 года. Первоначально Петербург закладывался как крепость, первый кирпич в основание будущей каменной цитадели заложил сам царь Петр. Под камень тот поместили золотой ковчежец с частицей мощей апостола Андрея Первозванного. Руководить работами было поручено Доменико Трезини. Перед приездом в Россию Трезини находился на службе у датского короля, и был завербован русским послом Измайловым. Любопытно, что при заключении договора Трезини оговорил возможность беспрепятственного выезда из России по окончании работ, но так и не захотел уехать, оставшись в России до конца своих дней, и полностью посвятив себя строительству Нового города.
Петербург — один из красивейших городов мира. Запоминающиеся высотные доминанты, логичная пространственная композиция, строгая планировка сети прямых улиц, просторные площади, величественный облик зданий, зелень многочисленных парков и садов, гладь рек и каналов, гранитные набережные, мосты, узорчатые ограды, выдающиеся произведения монументальной скульптуры придают Петербургу уникальный характер целостного архитектурно-строительного ансамбля; сооружения центральных, исторически сложившихся районов города, связанные рядовой застройкой, а также дворцово-парковые комплексы являются как бы единым художественным произведением.
Петербург основывался как крепость, вокруг которой и близ домика Петра (один из первых образцов "типового" жилого дома Санкт-Петербурга) на Городском (ныне Петроградском) острове начал формироваться город. Первоначально крепость называлась Санкт-Петербургской, а позже получила название Петропавловской, произошедшее от находящегося в ней собора Петра и Павла. Поначалу храм был деревянным, позже Трезини перестроил его, сделав каменным. В Петровское время собор был нетипичен для русского зодчества, т.к. он имеет форму базилики – здания, сильно вытянутого с запада на восток, характерного для архитектуры Западной Европы. На востоке отсутствуют привычные для русского храмового зодчества полукруглые выступы – апсиды. На храме установлен золоченый шпиль с фигурой ангела над колокольней. Высота шпиля 120 метров, что позволило собору долгие годы считаться самым высоким зданием России. В 20-е годы на колокольне установили куранты в 35 колоколов, купленные в Голландии. Как внешнее убранство было нетипично для русского зодчества, так внутреннее поражало своей необычностью. Стены украшали картины, написанные в новой реалистичной манере, стены и своды расписаны под мрамор и украшены ордерными элементами. Пожалуй, главное отличие архитектуры нового времени от русского средневековья состояло в использовании архитектурного ордера. Ордер в переводе с латыни означает строй, порядок. Действительно, архитектурные сооружения петровского времени имеют четкий конструктивный порядок, состоя из несущих стен, колонн и несомых сводчатых и плоских потолков и перекрытий. Любое более или менее значимое здание сооружается с использованием ордерных элементов, а изучение классических ордеров ложится в основу архитектурного образования.
В мировой истории градостроительства найдется очень мало примеров создания крупных городов всего за два-три десятилетия. Петербург занимает особое место в этом ряду. Масштабное строительство новой русской столицы, а так и задумал царь Петр Алексеевич, невозможно было без четкой организации и команды лучших зодчих, знакомых с мировыми достижениями архитектуры. Строительство приобрело большой размах и велось планомерно под руководством архитекторов, приглашенных Петром I из Италии (Д. Трезини, Дж. М. Фонтана, Н. Миккети), Франции (Ж. Б. Леблон), Германии (Г. Шедель, А. Шлютер, И. Ф. Браунштейн, Г. И. Маттарнови, Т. Швертфегер), и русских мастеров, обучавшихся в Москве или вернувшихся из Голландии (М. Г. Земцов, Г. Н. Усов, И. К. Коробов). В 1706 году для руководства строительством была учреждена "Канцелярия городовых дел". В 1714 году для концентрации строительных усилий был принят указ, воспрещающий возводить каменные дома где-либо в государстве, кроме Петербурга. В 1715 – 17 гг. созданы планы центра Петербурга на Васильевском острове: один с прямоугольной сетью улиц и каналов (арх. Д. Трезини; этот план лежит в основе существующей планировки), другой, основанный на абстрактной идеальной схеме овального в плане города-крепости (арх. Леблон; этот план был отвергнут Петром). В 1716 году созданы "образцовые" проекты жилищ, ставившихся по линии улицы (арх. Леблон и Трезини): кирпичных — для "именных" и зажиточных; на деревянном каркасе с заполнением глиной и росписью стен под кирпич — для "подлых", т. е. для рядовых горожан. На Троицкой площади и вокруг Троицкой церкви, складывался городской центр, были возведены обширные деревянные и мазанковые здания Сената, Таможни, Монетного двора. От домика Петра I вверх по Неве на площади располагались дома вельмож, высших военных и гражданских чинов, духовенства. Адмиралтейская крепость стала вторым центром застройки, градостроительным ориентиром при формировании новых улиц, расходившихся лучами, что легло в основу последующего плана. К 1725 году в застройке города, организации его пространственно-планировочной структуры, охватившей все основные острова и материковую часть, особую роль стали играть общественные здания. Кроме Петропавловской крепости и Адмиралтейства, которые явились доминантами в панораме новой столицы, привлекали внимание Меншиковский дворец и строившаяся Кунсткамера — первое монументальное здание близ стрелки Васильевского острова, высотная композиция которой перекликалась со шпилями Петропавловской крепости и Адмиралтейства. По соседству с ней выделялось своими размерами и мерными композиционным ритмом повторяющихся секций здания Двенадцати коллегий.
Центр Петербурга застраивался домами знати, но для царя были возведены два дворца – Зимний и Летний с огромным парком. В окрестностях Петербурга на самом берегу моря Петр заложил в 1714 году дворец Монплезир, что в переводе с французского “Мое удовольствие”. Петергоф расположен на берегу Финского залива. Четыре начала составляют чудо Петергофа – архитектура и скульптура, зелень и вода. Петр хотел, чтобы Петергоф был подобием Версаля. Однако, Петергоф превзошел Версаль. Одну из главных достопримечательностей составляют фонтаны. С фонтанным искусством в России познакомились именно в петровское время. По сей день поражают воображение дворцы Петергофа, его садово-парковый ансамбль и каскад фонтанов.
Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской империи. Вследствие пожара в Москве в 1699 году было запрещено возводить деревянные постройки на пожарищах. Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменных зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVII века стало еще более заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить: дворец Ф. Я. Лефорта на Яузе (1697 – 1699 гг.); Старый Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695 – 1699 гг.); церковь Знамения в Дубровицах (1690 – 1704 гг.). Это свидетельствует о том, что отечественные зодчие знали ордерную тектоническую систему и могли искусно сочетать ордерные и иные элементы с русскими традиционными приемами. Примером такого сочетания может служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, выстроенный одним из московских архитекторов. Фасады дворцы разделены мерным ритмом пилястр большого коринфского ордена. По сторонам въездной арки их ритм меняется, и они формируют пилястровый портик с фронтоном. Плановая система в тоже время представляет собой композицию замкнутого каре, принятую на Руси для торговых и иных дворов.
В петровское время
были созданы не только выдающиеся
памятники архитектуры и
Скульптура в средние века не была широко распространена в России. Каменные барельефы древнего Владимира, народная резьба по дереву, глиняная игрушка – вот, пожалуй, и все, что можно отнести к скульптуре в допетровское время. Знакомство русских с западной скульптурой произошло задолго до Петра 1. Однако как уже говорилось ранее, огромное влияние на развитие искусства и культуры оказывала церковь. Ее мнение было решающим. Первое же “узаконенное” появление трехмерной скульптуры в России относится к 1695 году. Тогда в Москве была сооружена Триумфальная арка в честь взятия Азова. Арку венчали вырезанные из дерева фигуры Марса и Геракла.
Даже в новое время скульптура непросто приживалась на русской почве – публика не готова была ее воспринять. Тем не менее, уже при Петре 1 статуи стали появляться во дворцах, парках, храмах, на триумфальных арках. Одним из наиболее интересных примеров является Петропавловский собор. Важное отличие в убранстве данного храма являет собой скульптура, которую Древняя Русь почти не знала. Лепные фигуры ангелов смотрят из-под сводов. Главная же достопримечательность - иконостас, подаренный Петром 1. Со времен Московской Руси в храмах ставили иконостасы в виде сплошной стены, полностью скрывающей алтарь. Иконостас Петропавловского собора иной. Он выполнен в виде нарядной триумфальной арки и украшает его главным образом скульптура, а не живопись.
Постепенно все большую роль скульптура стала играть и в оформлении внутреннего убранства интерьеров. Помимо статуй появилась лепнина. Без них уже не обходилось убранство ни одного дворца.
Не имея за своими плечами многовековой традиции скульптуры, Россия не сразу освоила этот вид искусства. Поначалу пробел восполняли иностранные мастера. Одним из самых ярких представителей был итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Наше представление о Великом Петре сложилось во многом благодаря скульптурам Растрелли. Его, как и многих работавших в России иностранцев, занимала необыкновенная личность русского царя – преобразователя. В 1719 г. скульптор снял с лица Петра гипсовую маску, которая послужила образцом для работ не только самого Растрелли, но и для головы знаменитого “Медного всадника” Фальконе. Незадолго до смерти Петра мастер выполнил бронзовый бюст царя.
Скульптор и создаваемая им статуя стали символами Петровских преобразований. На личном штандарте царе был изображен ваятель, высекающий женскую фигуру.
Скульптура при Петре 1 заняла важное место при оформлении дворцов парков, фонтанов, храмов, и навсегда вошла в нашу жизнь. Благодаря Петру 1 в конце 18 века в русских городах получили распространение скульптурные монументы, без которых сегодня мы не мыслим архитектуры наших городов.
Как и в архитектуре и скульптуре в живописи происходят революционные перемены. Основным художественным методом становится реализм. Кардинально изменяются способы изображения. Русские художники начинают постепенно отходить от традиционной, иконописной манеры письма. Они приобщаются к новой живописи, известной в Западной Европе еще с эпохи Возрождения, где проблемы формы и пространства решались иначе. Древнерусские художники не стремились передать объем предметов и глубину окружающего пространства. Живописцы нового времени, наоборот, осваивают искусство светотени, а для создания трехмерного пространства обращаются к линейной перспективе – одному из величайших достижений изобразительного искусства эпохи Возрождения.