Понятие и основные особенности романтизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию. Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо превратили жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Содержание работы

Введение
Понятие и основные особенности романтизма
Представители романтизма в изобразительном искусстве
Заключение

Файлы: 1 файл

Культурология (3 ).doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

         План

  1. Введение
  2. Понятие и основные особенности романтизма
  3. Представители романтизма в изобразительном искусстве
  4. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию. Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо превратили жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования.

В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы - романтизма.

Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев - в мистике; у англичан - в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов - в необычных историях. Что объединило все это в одно течение - романтизм?

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни , а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

  1. Понятие и основные особенности романтизма

Романтизм как направление в живописи сформировался в Западной Европе еще в конце XVIII в. Своего расцвета романтизм в искусстве большей части западноевропейских стран достиг в 20–30-х гг. 19 столетия.

Романтизм - идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Романтизм - не просто первый по времени возникновения и один из важнейших художественных направлений и стилей XIX века. Этим термином можно определить целую культуру, общее мироощущение исторической эпохи, начавшейся после Великой французской революции.

Сам термин «романтизм» берет начало от слова «роман» (в 17столетии романами именовали литературные произведения, написанные не на латыни, а на происходящих от нее языках — французском, английском и др.). Позднее романтическим стали называть все непонятное и загадочное. 
Как явление культуры романтизм сформировался из особого мировосприятия, порожденного итогами Великой французской революции.

Основная черта романтизма как движения - стремление противопоставить бюргерской, "филистерской" мира разума, закона, индивидуализма, утилитаризма, наивной веры в линейный прогресс - новую систему ценностей: культ творчества, преимущество воображения над разумом, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следовать за природой, миф, символ, стремление к синтезу и выявление взаимосвязи всего со всем.

Определяющими для романтизма стали идеализм в философии и культ чувств, а не разума, обращение к народности, увлечение фольклором и народным художественным творчеством, поиск исторического сознания и усиленное изучение исторического прошлого, иногда бегство от окружающей действительности в идеализированное прошлое или в мечтах о будущем или в фантастику.

Романтизм проявляется в таких сферах, как изобразительное искусство, литература, наука, философия, а также в других аспектах жизни. В изобразительном искусстве XIX в. на первое место выдвигается живопись, в которой ярко нашел отражение романтизм. Ведущей страной в художественной жизни Европы оставалась Франция, поэтому целесообразно рассмотреть именно французский романтизм в живописи.

Родиной романтизма можно считать Францию. Его появление было результатом разочарования в прежних идеалах мироустройства. Вера просветителей в существование общества на "естественных" и " умных" началах серьезно пошатнулась. Реальная история оказалась неподвластна нормам разума, а современное общество - враждебное природе человека и его личной свободы. Великая Французская революция 1789-1794 годов попыталась воплотить эти настроения в реальный результат. Недаром в революционном гимне пролетариев известны строки: " Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног ... Мы наш, мы новый мир построим! "

Французский романтизм сформировался позже, чем английский и немецкий. Статус общенационального явления он получил только в 20- х гг. Катализатором развития романтизма всегда становилось развитие буржуазных настроений в обществе. Взамен феодальным, религиозным ценностям пришли ценности другие. Отказавшись от строгого древнего Бога, люди послереволюционной эпохи создали нового кумира - денежного, который никак не мог удовлетворить, художественно настроены души. Так, было в Англии в начале индустриальной революции, так было в Германии, где гениальная личность вынуждена была уединиться, оградить себя от мира филистеров. Отношение к буржуа во Франции в начале ХХ в . было другим: там буржуа выступили революционной силой, они проливали кровь на баррикадах, героически разрушая жестокий мир абсолютизма. Поэтому в отличие от английского и немецкого, французский романтизм не отказывался от реальности, наоборот - он ее утверждал как реальность героическую. Речь шла о современном обществе и о современном герое. Романтические идеи Франции даже не предполагали обособленности художника от современности, идея была романтической сама по себе. Хотя на позднем этапе развития именно французский романтизм создаст почву для возникновения направления "искусство ради искусства.» Главной целью французского романтизма было уничтожение тиранических правил и ссичеких табу. Художники - романтики пытались доказать французской публике: что мерилом "хорошего вкуса" может быть и народное искусство, и героическая современность, а не только устаревшие классицистические нормы. Традиционное для немецких и английских романтиков притяжения к иррациональному проявилось в круге французского романтизма лишь  на периферии, но оно всегда было спровоцированным немецкими или английскими моделями и имело рациональное объяснение. Фантастическое и нереальное вообще не присуще французскому духу, который всегда склонялся к рациональному осмыслению действительности. Единственной широко раскрытой мистической тематикой во французском романтизме была тематика христианская. Но христианская мифология тоже приобрела интерес к социальной жизни.

Исторические рамки романтизма ограничиваются периодом с 1770 по 1840 год. В его развитии специалисты выделяют три этапа: предромантизм (1770-1800); зрелый романтизм (1800-1824), вызванный французской революцией 1789 и военными кампаниями Наполеона (Гойя, Жерико, Делакруа раннее творчество); расцвет романтизма-с 1824 по 1840. Если в период предромантизма преобладали вкусы и формы английской чувствительности, то зрелый романтизм - полностью французский. В этот период появляется новая историческая живопись и современная школа пейзажа.

Разочарованные в идеалах эпохи Просвещения, романтики, стремившиеся к гармонии и целостности, создавали новые эстетические идеалы и художественные ценности. Главным объектом их внимания стали выдающиеся персонажи со всеми их переживаниями и стремлением к свободе. Герой романтических произведений — незаурядный человек, оказавшийся по воле судьбы в сложных жизненных обстоятельствах.

Всю глубину идей и личных переживаний художники передают посредством художественного образа, основные компоненты которого - композиция, цвет и смысловые акценты. Стиль зародился в Германии, но наибольшее развитие получил во Франции – здесь он приобрел политическую окраску, посредством своих произведений живописцы выражали свои социальные позиции, идеи и взгляды. В этой стране романтизм был связан с национальными, демократическими и революционными направлениями. Главные темы в творчестве художников – экспрессивные и драматичные сюжетные композиции.

Хотя романтизм возник как протест против искусства классицизма, он был во многом близок классицизму. Романтиками отчасти являлись такие представители классицизма, как Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. О. Д. Энгр. 
Романтики внесли в живопись своеобразные национальные черты, т. е. то, чего не хватало искусству классицистов. 

В живописи романтизм проявил себя в опровержении классических принципов и правил ради восстановления чего-то более древнего и более свободного, личного и экзотического. Он пробудил в европейском сознании интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего народа. Место греческих и римских образцов занимает фольклорное прошлое северных цивилизаций - английской, скандинавской и шотландской. Художники- романтики черпали свои темы из средневековья, Востока и современности. Особенно выразительной была тяга к средневековому, неясного, меланхолического и живописного.??? Тогда же вспыхнул и новый интерес к христианству и готике.

Романтики уравнивают высокое и низкое, трагическое и комическое, обыденное и необычное. Этот стиль характеризуется стремительностью движения, драматизмом сюжета, накалом страстей. Личная реакция создателя - на современные события или на какую-то сцену - становится критерием искусства, а живопись - выразительным средством. Романтизм - это комплекс индивидуальных реакций на социальные и метафизические потрясения.

3. Главными представителями романтизма в изобразительном искусстве считаются живописцы Эжен Делакруа и Теодор Жерико.

Первым крупным мастером французской романтической живописи стал Теодор Жерико (1791—1824).

Творчество Жерико ознаменовало собой новый этап в развитии живописи не только Франции, но и мирового искусства — период романтизма.

Большинство современников поняли его великую роль только после его смерти. И термин "романтизм" впервые появился в некрологе, посвященном Теодору Жерико.

Он учился в мастерской Герена, однако смолоду наибольшее воздействие на его развитие оказало творчество Гро. Первая картина Жерико, появившаяся в Салоне, — «Портрет лейтенанта Дьедонне», или «Офицер конных егерей» (1812, Лувр), — обнаружила выдающийся талант молодого художника. Опираясь на пример Гро, Жерико создал гораздо более пламенный, насыщенный героическим пафосом образ воина. Необычайная динамичность композиционного построения соединялась в этой картине с бурной, энергичной манерой письма и силой тоновых контрастов. В следующей его картине — «Раненый кирасир» (1814, Лувр) — в основу положено настроение трагического одиночества, в ней, по существу, впервые во французской живописи передан дух времени, когда наполеоновская империя ощутила горечь военных поражений. До конца империи Жерико черпает свои образы из военной жизни, овеянной для него в те времена романтическим ореолом боевой славы, подвигов и гибели. Вскоре после крушения империи молодой художник едет в Италию. Во время пребывания в Риме он делает попытку по-новому осмыслить наследие классики, о чем говорит, в частности, известный эскиз композиции «Бег свободных лошадей» (1816—1817, Лувр). Приступив к работе над этой композицией, Жерико придает ей вначале реальный и современный характер, а в последующих вариантах использует значительные элементы классицизма в трактовке пластической формы и в системе композиционного построения. 
После возвращения во Францию Жерико решительно обращается к современности и выставляет в салоне картину «Плот «Медузы» (1819, Лувр), названную в каталоге из цензурных соображений «Сценой кораблекрушения».

Для всех было ясно, какой эпизод изображен в картине. Незадолго до того в Атлантическом океане потерпел крушение фрегат «Медуза». Оказалось, что корабль не был подготовлен к плаванию, команда не умела выполнять свои обязанности, на корабле не было спасательных средств. Спасающиеся построили плот, на который выбралось 149 человек. После 14 дней странствий по волнам осталось в живых всего пятнадцать. Они были подобраны проходившим мимо кораблем. История трагического плавания «Медузы», описанная выжившими участниками крушения, превратилась в обвинительный акт против правительства Бурбонов. Художник выбрал самый драматический момент плавания. Люди, измученные долгими странствиями на плоту, борьбой со стихией, голодом и жаждой, вдруг увидели на горизонте корабль.

Жерико развернул действие в картине так, чтобы показать разнообразие переживаний действующих лиц, переходящих от отчаяния к надежде. Слева у края плота сидит с умершим сыном на руках склонившийся человек, его не трогает даже близкое спасение. Дальше показаны люди, у которых возникает надежда. Наконец, у правого края плота — небольшая группа, переходящая к действию; в центре ее негр-матрос взбирается на бочку и машет обрывками своей рубашки. Жерико исключительно тщательно изучал материал и вел подготовку к написанию картины. Он доставал из морга тела умерших людей и особенно внимательно писал этих мертвецов. Он старался передать в этюдах в те изменения, которые смерть накладывает на человека. Однако в человеческих телах, изображенных на картине, нет следа истощения, они хорошо сложены, они правильно, академически нарисованы.

Сильнейшее внутреннее движение, страсть и драму Жерико передал прежде всего смелым и глубоко продуманным композиционным построением, динамическим ритмом линий и энергичными светотеневыми контрастами. При мощной живописной манере колорит картины темен, тела написаны однообразным тельным цветом, для изображения моря и неба Жерико также не нашел новых цветовых решений.

Путешествие в Англию в 1820 году помогло Жерико расширить свои творческие средства, накопить многие важные и существенные наблюдения. Прежде всего, это сказалось в ряде литографий, созданных им на английском бытовом материале, в некоторой части которых прозвучали острые социально-критические ноты. Примером может служить лист, изображающий нищего, который умирает от голода на пороге наполненной товаром лавки булочника.

По возвращении во Францию Жерико пишет картину «Скачки в Эпсоме» (1821, Лувр). Она целиком построена на стремительном движении группы всадников по горизонтали. Жокеи в пестрых костюмах, разномастные лошади, бархатистая трава и легкое облачное небо написаны здесь с совершенством передачи реальности, небывалой во французской живописи того времени. Эти качества живописи Жерико возникли, видимо, в значительной мере в результате знакомства с картинами английских пейзажистов, особенно Констебля. Опыт перенесения нового реалистического метода пейзажной живописи для изображения французской природы был сделан Жерико в пейзаже «Известковая печь» (1822, Лувр). 
В 1819—1820-х годах Жерико написал несколько прекрасных реалистических портретов душевнобольных из клиники в Шарантоне. Каждый из этих портретов отличается необычайной глубиной проникновения во внутреннее состояние человека и замечательной точностью наблюдения, энергией и уверенностью живописного исполнения. 
Жерико погиб молодым, разбившись при падении с лошади. Он был признанным вождем романтической художественной молодежи Франции. После его смерти это положение занял его младший товарищ по мастерской Герена — Эжен Делакруа (1798—1863), которому удалось с наибольшей полнотой разработать и выразить в своем творчестве все основные проблемы романтической живописи.

Информация о работе Понятие и основные особенности романтизма