Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 19:28, контрольная работа
Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию. Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо превратили жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.
Введение
Понятие и основные особенности романтизма
Представители романтизма в изобразительном искусстве
Заключение
Многие французские живописцы примыкали к лагерю романтиков во главе с Делакруа или к лагерю классиков во главе с Энгром. Однако сила дарования этих двух художников приводила к тому, что их обоюдное воздействие сказывается в творчестве большинства их младших современников.
Теодор Шассерио. Наиболее даровитым художником, испытавшим влияние этих двух мастеров, был Теодор Шассерио (1819—1856). Ученик Энгра, он полностью овладел мастерством тончайшего ритма линий и изящества пластической формы своего учителя. После поездки в Алжир в 1846 году, под влиянием непосредственных впечатлений от яркой природы Северной Африки, Шассерио обращается к примеру Делакруа. Находясь под сильным влиянием его живописи, он находит нервный, быстрый мазок, текучую, бурную живописную манеру, сочность яркого цвета. До конца его короткой жизни оба эти влияния параллельно проявлялись в его творчестве. Влияние Энгра преобладает в большой картине «Терпидариум» (1852—1853, Лувр), а влияние Делакруа господствует в картине «Предводители арабов перед поединком» (1852, Лувр).
Поль Деларош. Характерным представителем реакционной ветви романтизма был Поль Деларош (1797—1856). Его исторические картины пользовались большим успехом у буржуазной публики. Изображая эффектные мелодраматические сцены из французской и английской истории, Деларош уделял особое внимание точности воспроизведения обстановки, мебели, одежды, оружия. Его темная, тяжелая живопись, тщательная выписанность деталей вполне соответствовали академическим требованиям. Известнейшими картинами Делароша являются «Сыновья Эдуарда IV в Тауэре перед их убийством» (1830, Лувр) и «Оливер Кромвель у гроба Карла I» (1831, Ним, Музей). Обе картины рассчитаны на то, чтобы поразить зрителя зловещими и мрачными событиями. Вторая картина была повторена Деларошем во время следующей революции. Ее первый вариант появился в Салоне после свержения Карла X, второй же (Эрмитаж) был выставлен в 1849 году после падения июльской монархии.
Франсиско Гойя Лусиентес - испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма..
Родился в 1746 году в Сарагосе в семье среднего социального класса, которая в том году переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40 км на юге от столицы, пока ремонтировался дом, в котором они жили.
В 1760 году семья переезжает
в Сарагосу и здесь юноша
был отдан в мастерскую
Из писем Гойи известно, что вначале 1793 года он был тяжёло болен. В это время Гойя нашёл приют в Кадисе у местного торговца и коллекционера Себастьена Мартинеса, чей портрет он создал. Гойю разбил паралич, но точно установить болезнь художника сейчас не удаётся. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Летом того же года он возвратился в Мадрид и тут же послал Бернардо де Ириарте, вице-попечителю Академии Сан-Фернандо, серию станковых картин на медных пластинах на народную тематику. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. Также в1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп.)русск., по прозвищу «Ла Тирана». Сославшись на тяжёлую болезнь, Гойя отказал директору королевской мануфактуры на эскизы для шпалер. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены — в полный рост. Историю о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы прямо не подтверждает ни один из дошедших до нас документов. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В небольшом полотне того же года Гойя запечатлел Альбу с её дуэньей в довольно фарсовой бытовой сцене. В июле 1795 годаумирает шурин Гойи Франсиско Байеу, Гойя выставил в Академии его неоконченный портрет. Франсиско безуспешно попросил Мануэля Годоя обратиться с ходатайством к королю о месте первого придворного живописца, зато он избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо с жалованием в 4 000 реалов.
4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. В мае Гойя пребывал в загородном дворце семьи Альба в Сан-Лукаре де Беррмеда, герцог же Альба скончался 9 июня в Севилье. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва, новаторские в изобажении жизни Христа. В это время появился Санлукарский альбом Гойи с его первыми этюдами, выполненными непосредственно на природе. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Весной того же года Франсиско отказался от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо под предлогом плохого самочувствия. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте и Гаспара Ховельяноса.
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио дела Флорида. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено совершенное изображение ночного освещения.6 и 19 февраля 1799 года сообщили о выходе «Капричос», их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо,1. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В том же году Гойя написал портреты французского посла Фердинанда Гиймарде и его возлюбленной маркизы де Санта Крус, урождённой Марианны Вальдштейн. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
«Черные картины», жизнь в Бордо и смерть (1820-1828)
Гойя в начале 1820 года тяжёло заболел. 4 апреля он в последний раз присутствовал на академическом заседании. Предположительно весной или летом 1823 года Гойя расписал стены своего «Дома глухого» поверх его же обширных пейзажей сценами, бичующими вечное безумие и напасти человечества. Он познакомился с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни. Беспокоясь за собственную безопасность зимой 1823-1824 годов Гойя нашёл приют у аббата Дуасо. А в мае 1824 года он получил разрешение на поездку на Пломбьерские воды (англ.)русск., но на самом деле Гойя перебрался в Бордо, где нашли убежище многие его друзья. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. По возвращению в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В мае 1825 года Франсиско вновь тяжело заболел, но быстро поправившись он создал быстро около 40 миниатюр на слоновой кости[20]. В 1826 году Гойя возвратился в Мадрид и добился от двора разрешения уйти на покой с сохранением жалования и возможностью бывать во Франции. В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю. По возвращению в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Франсиско принял их у себя в конце марта, а 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Фоссе де л’Интенданс в Бордо.
В честь Гойи назван кратер на Меркурии.
Оноре Викторен
Домье (26 февраля 1808—10 февраля 1879) —французский худ
Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 г. за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключен в тюрьму. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.
Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature Шарля Филипона. Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем едкой насмешки. Сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале «Charivari». Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона).
За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны.
Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851) и «Прачка» (1861). Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.
Романтическое направление отличается разнообразием форм, в которых оно находило свое выражение в различных странах. В основе художественной концепции, которая дает основание объединять различные явления под общим названием романтизма, лежат такие положения, которые содействуют развитию национального и индивидуального своеобразия различных ее воплощений в художественном творчестве мастеров, работавших в различных условиях.
Реакция романтических
художников против современного
капиталистического общества, которое
с самого начала своего господства успело
проявить себя как общество мелочное,
хищное и корыстолюбивое, строится на
противопоставлении ему идеала внутренней
независимости, благородства, искренности
и глубины переживаний отдельной личности.
Романтическое искусство воспевает героя,
восставшего против общества, поднявшегося
на борьбу против господствующих нравов,
морали, норм поведения. Однако чаще всего
в этой борьбе он терпит неудачу. Вот почему
романтическое искусство приобретает
зачастую характер меланхолии, разочарования,
пессимизма. Романтическое искусство
полно отвращения к серости, обыденности,
ничтожеству буржуазного общества.
Романтики пытаются противопоставить
этому обществу все необычайное, редкостное,
исключительное, все, что поражает воображение
своей яркостью, красочностью, силой чувств,
глубиной переживаний.
Романтики искали воплощения своих идеалов в большинстве случаев либо в далеком средневековом прошлом своей страны, либо в чуждых, экзотических странах, казавшихся им издалека столь заманчивыми и привлекательными. Так, в романтическом искусстве складывается, с одной стороны, идеализация европейского средневековья, а с другой — идеализация экзотики Востока (преимущественно Ближнего Востока и Северной Африки).
В чисто художественном
плане главнейшей чертой романтизма было
отрицание, в той или иной мере, рационалистической
эстетики классицизма и его логически
обоснованных норм. Романтики провозгласили
полное господство эмоции, чувства как
важнейшего средства познания
внутреннего смысла явлений и как главнейшей
основы художественного творчества.
Положительным в романтизме было обогащение
искусства накалом чувств, динамикой действия
и яркостью красок. Романтики сломали
господство безжизненных идеальных норм
классицизма и расчистили путь для свободного
развития правдивого художественного
отражения мира. Романтики внесли в искусство
яркие национальные черты, в отличие от
абсолютного универсализма классицистов.
Заключение:
Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и потому близкое всем чувственное видение мира. Мгновение образа в живописи, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения. Романтизм оставил в наследство второй половины XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил академизма художественную индивидуальность. Символ у романтиков должен выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничность художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира.
Главными представителями романтизма в изобразительном искусстве считаются живописцы Эжен Делакруа и Теодор Жерико, которые оставили неизгладимый след в развитии романтизма и создали непревзойденные произведения искусства, которыми до сих пор восхищаются потомки не только Франции, но и за рубежом.
Использованная литература
Информация о работе Понятие и основные особенности романтизма