Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 20:44, реферат
Для Европы вторая половина XIX века — время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности. Во второй половине XIX века во Франции закончилась длительная борьба между монархией и республикой в пользу республики. Франция стала развитой индустриальной страной, завершила создание своей колониальной империи. В этот период Франция создала мощную банковско-финансовую систему, а присоединение новых колоний сделало её второй после Англии колониальной державой. Огромное влияние на развитие общества в XIX веке также оказали достижения науки и техники. В это время были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире, получив наименование революции в естествознании. Бурное экономическое развитие, рост благосостояния европейцев, научно-технические достижения — все это способствовало значительным достижениям в области искусства.
1. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ КАК
Для Европы вторая половина
XIX века — время активных социальных преобразований
и быстрого развития промышленности. Во
второй половине XIX века во Франции закончилась длительная борьба между монархией
и республикой в пользу республики. Франция
стала развитой индустриальной страной,
завершила создание своей колониальной
империи. В этот период Франция создала
мощную банковско-финансовую систему,
а присоединение новых колоний сделало
её второй после Англии колониальной державой. Огромное влияние на развитие общества
в XIX веке также оказали достижения науки
и техники. В это время были сделаны крупнейшие
научные открытия, которые привели к пересмотру
прежних представлений об окружающем
мире, получив наименование революции
в естествознании. Бурное экономическое
развитие, рост благосостояния европейцев, научно-технические
достижения — все это способствовало
значительным достижениям в области искусства.
В XIX веке искусство становится более демократичным, перестает быть «развлечением
для избранных». Рост грамотности населения
приводит к тому, что с новейшими произведениями
писателей, поэтов, драматургов знакомятся
все более широкие круги общества; открываются
многочисленные публичные музеи, галереи,
выставки. Культура и искусство в XIX веке
отражали все важнейшие изменения в жизни
западной цивилизации, являясь важнейшим показателем бурного
социально-экономического развития,
происходившего в это время [25, с.163]. Люди искусства стремились уловить
и передать в своём творчестве образы
нового времени. Рушились художественные
принципы, рождённые прошедшими веками,
отметались старые сюжеты. Уже второй
век подряд законодательницей мод и стиля
жизни оставалась Франция. Она сохраняла
первенство и в искусстве. В Париже проходили
Салоны, на которых выставлялись отобранные
жюри картины современных живописцев.
Публика оживлённо обсуждала работы художников,
газеты и журналы печатали рецензии критиков.
Раз в несколько лет в европейских столицах
устраивались всемирные промышленные
выставки, где наряду с техническими достижениями
демонстрировались и произведения искусства.
Ведущим художественным методом во второй
половине XIX века остается критический
реализм. В борьбе с ним появляются такие
методы как декаданс, характеризующийся
оппозицией к общепринятой морали с его
культом красоты, эстетизацией греха и
порока; натурализм с культом природы, как единым
и универсальным принципом объяснения
всего сущего; импрессионизм, представители
которого стремились наиболее естественно
запечатлеть реальный мир в его подвижности
и естественности; постимпрессион
По мнению американского историка искусства ХХ века Дж.Ревалда, наиболее крупным явлением в искусстве Европы второй половины XIX века стало формирование нового художественного направления — импрессионизма [22, с.294]. Его главной особенностью было стремление выразить моментальное впечатление от увиденного, от поверхности и пространства, растворенных в свете и красках. В центр сюжета ставились не реальный предмет или явление, а человеческое восприятие, то психологическое состояние, которое они вызывали. Начало его широкого признания, которое, пришло в 90-х годах XIX века стало началом его распада как целостного течения и зарождением внутри него иных, которые хотели двигаться дальше или повернуть в другую сторону. Менялся климат эпохи и на смену шли новые непризнанные, желавшие не столько продолжить и усовершенствовать импрессионизм, сколько оспорить его и работать по-иному. Три последние выставки импрессионистов показали высшие достижения этого направления и одновременно свидетельствовали о том, что оно уже исчерпало себя.
Начало постимпрессионизму в искусстве французских художников положила последняя выставка импрессионистов в 1886 году и манифест символизма французского поэта Ж. Мореаса, обнародованный в этом же году. Постимпрессионизм - (от латинского post - после и импрессионизм) условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца XIX - начала XX веков, возникших вслед за импрессионизмом [11, с.365]. Постимпрессионизм охватывает период с 1886 года, когда состоялась последняя выставка импрессионистов, на которой были впервые представлены работы неоимпрессионистов, до 1910-х годов, возвестивших о рождении совершенно нового искусства в формах кубизма и фовизма. Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай, выражая общее впечатление об устроенной им в Лондоне в 1910 году выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников. Мастера постимпрессионизма, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, с середины 1880-х годов искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохе выразительные средства, позволившие бы преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний - духовных и материальных. В постимпрессионизме отразились кризисные черты западноевропейской культуры этого времени, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей.
Художники, которых в истории
искусства именуют постимпрессионистами,
не были объединены ни общей программой,
ни общим методом. Единственное, что объединяет
всех художников-
По словам Я.Тугенхольда, с помощью постимпрессионизма художники выражали стремление преодолеть догмы импрессионизма и реализма, запечатлеть на холсте не только ускользающее зрительное впечатление (impression) действительности, но и само сущностное начало предмета, раскрыть в форме и цвете вечные символы, зафиксировать длительные состояния прекрасного — как материальные, так и духовные [28, с.62]. Постимпрессионизм в живописи проявлял глубокий интерес к философским и символическим аспектам изобразительного искусства, к восточной эзотерике, живописи и графике Японии, Китая. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации, давая объемное пространство.
Центральными группировками постимпрессионизма в искусстве Франции конца XIX были дивизионисты (пуантилисты), основоположники французского модерна (art nouveu) — группа Наби и Понт-Авенская школа П. Гогена.
Теоретиком и вдохновителем дивизионистов был Ж.Сера
(1859-1891), в группу также входили П. Синьяк,
А.Э.Кросс, Л.Писсаро и другие. Сера продолжил
и теоретически обосновал опыты импрессионистов
с чистым цветом. Особенности постимпрессионизма
дивизионистов заключались в том, что
следуя физиологии хроматического восприятия,
научным теориям цвета, они предложили
механический метод разложения сложных
цветовых оттенков на элементарные составляющие
спектра. Художники считали, что цвета
должны смешиваться не на палитре, а непосредственно
в глазу зрителя картины. Математически
выверенные, соотнесенные между собой
чистые цвета следовало наносить на холст
точечным мазками (фр. рointiller — писать
точками.) Однако, точечное письмо в пуантилизме
— простой технический прием. Главное
— это само разделение (division), под которым,
по мнению П.Синьяка необходимо понимать
сложную систему гармонии — не только
общей, но и «духовной гармонии, о которой
импрессионисты не заботились» [12, с.183].
Понимание гармонии у дивизионистов максимально
сближено с некоторыми восточными духовными
традициями, увлекавшими в то время многие
европейские умы.
Группа «Наби» (др.-евр. Navi —
пророк), связала свои поиски с
эстетикой символизма и
В конце 1880-х годов заявляет о себе такое постимпрессионистическое направление, как Понт-авенская школа П. Гогена (Э.Бернар, Л.Анкетен и др.) и ее синтетический постимпрессионизм. В своей работе В.И.Раздольская отмечает, что художники понт-авенцы призывали живописца следовать «таинственным глубинам мысли» [21, с.213]. Основной целью гогеновской живописной системы синтетизма являлось раскрытие символов бытия через форму и цвет изображаемого предмета. Упрощенные, обобщенные формы и линии, ритмически расположенные крупные цветовые плоскости, четкие контуры — характеризуют живопись этого течения импрессионизма. Картины Поля Гогена (1848-1903) — всегда ярки, орнаментальны, идеализированы, подчеркнуто декоративны, символически условны, чем-то напоминают узоры пестрых восточных тканей. Сам он, и художники его группы, писал не то, что видел, а то, что хотел увидеть. По пнению Н.Яворской, постимпрессионизм в живописи Гогена это еще один способ бегства от действительности, характерный для французского изобразительного искусства конца XIX века [32, с.84].
Несомненно являются ярчайшими представителями французского постимпрессионизма художники таких разных стилей и техник, как П.Сезанн, В.Ван-Гог, А. де Тулуз-Лотрек. Поль Сезанн (1839-1906), подобно большинству постимпрессионистов, начинал как импрессионист. Прожив относительно долгую жизнь, он застал все те страсти, которые бушевали во Франции в связи с зарождением и становлением нового, не академического искусства. Однако, опираясь на отдельные завоевания импрессионистов, Сезанн намеренно отходит от них, сознавая острую необходимость поисков нового изобразительного языка постимпрессионизма. Картины, выразившие сущность этих поисков, говорят о попытке передать форму предмета с помощью тоновых соотношений. Он стремился к тому, чтобы передать чистый цвет предмета, который нисколько не зависел бы от освещения. Однако, объемные за счет тончайших цветовых градаций предметы, изображенные Сезанном лишены конкретности. Часто, глядя на его полотна невозможно понять какие именно фрукты на них изображены, какие именно взяты ткани, и прочее. Благодаря подобным элементам абстрагирования, утрированным его последователями, постимпрессионизм в живописи Сезанна привел к возникновению кубизма и иных форм абстрактного искусства.
Глубоко самобытным выразителем тенденций постимпрессионизма во французском искусстве был выходец из Голландии Винсент Ван Гог (1853-1890). Основной мотив творчества Ван Гога беспокойство, невозможность примирения с окружающей действительностью, полной противоречий и несправедливости. В работе О.К.Петрочук отмечается, что реальный мир на его полотнах причудливо трансформируется, не порывая окончательно с реальностью, но и не превращаясь в иллюзию [20, с.31].
Еще одним из замечательнейших представителей постимпрессионизма является А. де Тулуз-Лотрек, человек удивительной судьбы, как впрочем, и большинство художников его времени. Будучи выходцем из аристократического рода, он порвал со своим семейством ради искусства. В его картинах и рисунках из жизни парижской богемы (актеров, циркачей, завсегдатаев кафе) язвительная ирония подчеркнута выразительной остротой композиции, утонченностью штриха, точностью цветового пятна.
В ХХ веке ярчайшим из представителей постимпрессионизма был Анри Матисс. Различным образом проявил себя постимпрессионизм в европейском искусстве прошлого века. Ему отдали дань многие известные художники, в том числе, и русские, такие, как В. Кандинский, К. Малевич, В. Бабич и другие.
Таким образом, постимпрессионизм – это переходный момент от импрессионизма к символизму. Просуществовав всего лишь до начала 1910-х годов, постимпрессионизм в европейском искусстве сказал довольно веское слово, предрешив пути развития живописи всего ХХ века. Открытия, сделанные постимпрессионистами в живописи, оказали воздействие на развитие некоторых течений в западноевропейском искусстве XX века, таких как фовизм, кубизм, экспрессионизм и других. Кроме того, центральной фигурой этого времени, несомненно, является Винсент Ван Гог, создавший собственную, ни с чем несравнимую манеру письма, в которой сочетаются декоративность, многосмысленность модерна с грубостью нарочито пастозной техники, когда густые динамичные мазки создают на полотне хорошо заметную игру рельефов.
2. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ВИНСЕНТА ВАН ГОГА.
Всемирно известный голландский художник-постимпрессионист, создавший более 2000 работ несмотря на то, что начал писать картины только в последние 10 лет своей жизни, Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Его отец Теодор был пастором небольшой реформаторской церкви. Мать Винсента Анна Корнелия Карбентус была доброй душой, не знавшей вдохновения. Простое, бедное убранство пасторского дома отличалось строгостью, словно постоянно напоминая о существовании бога. Но, несмотря на бедность, это был поистине бюргерский дом. Всем своим обликом он внушал мысль об устойчивости, прочности господствующих нравов, о незыблемости существующего порядка, к тому же - сугубо голландского порядка, рассудочного, четкого и приземленного, равно свидетельствующего о некоторой чопорности и о трезвости жизненной позиции.
Информация о работе Постимпрессионизм в живописи XIX века. Творчество Винсента Ван Гога (1853-1890)