Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 20:44, реферат
Для Европы вторая половина XIX века — время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности. Во второй половине XIX века во Франции закончилась длительная борьба между монархией и республикой в пользу республики. Франция стала развитой индустриальной страной, завершила создание своей колониальной империи. В этот период Франция создала мощную банковско-финансовую систему, а присоединение новых колоний сделало её второй после Англии колониальной державой. Огромное влияние на развитие общества в XIX веке также оказали достижения науки и техники. В это время были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире, получив наименование революции в естествознании. Бурное экономическое развитие, рост благосостояния европейцев, научно-технические достижения — все это способствовало значительным достижениям в области искусства.
В канун Рождества 1888 года физически и эмоционально изнеможенный Ван Гог при ссоре с Гогеном выхватил бритву. После этого инцидента он отрезал нижнюю часть своего левого уха. Это событие запечатлено на картине «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889) [приложение 13].
Ван Гогу пришлось пережить непонимание в самый интенсивный и в то же время одинокий период своего творчества, когда он поднялся на уровень, не доступный большинству его современников. И это лишь усугубило его одиночество и отчаяние.
В апреле 1889 года приступы болезни обостряются и Винсент Ван Гог соглашается продолжить лечение в клинике для душевнобольных в Сен-Реми по соседству с Арлем. В работе Е.Федотовой сказано, что спустя некоторое время доктор, лечащий Ван Гога, разрешает ему продолжить работу [30, с.73]. Ван Гог изображает мир вокруг себя: коридоры клиники, палаты, пациентов, сад и вид из окна. Новое содержание требовало новых способов выражения. Цвет – основа живописи. Краски служат художнику, как звуки музыканту для выражения идеи, мысли. Ван Гог развивает, совершенствует найденное импрессионистами. Если состояние его здоровья позволяло, ему разрешили работать за пределами территории клиники. Там он писал пейзажи с кипарисами и оливковыми деревьями, пользуясь своими удивительными, полными энергии и движениями мазками. Гамма цветов, которой он писал в то время, была мягче и сдержанней, чем в картинах, написанных им в Арле. Когда по состоянию здоровья Ван Гог не мог работать за пределами клиники, он сосредотачивался на других предметах. Он изучал репродукции знаменитых мастеров, таких как Милле, Рембрандт и Делакруа. Он копировал гравюры с работ этих художников, привнося в них свой стиль и краски. В промежутках между приступами болезни у Ван Гога бывали весьма плодотворные периоды, во время которых были созданы такие шедевры, как "Пшеничное поле со жнецом на закате солнца» (1889) [приложение 14] и «Ирисы» (1890) [приложение 1]. В настоящее время его полотно «Ирисы» оценивается в 53,9 миллионов долларов. По мере того, как проходили недели, душевное состояние Винсента более или менее оставалось стабильным, и ему снова было позволено рисовать [26, с.327]. Обслуживающий персонал был доволен прогрессом Ван Гога, и в середине июня художник создает свою наиболее известную работу: «Звездную Ночь» (1889) [приложение 1]. Это одно из самых известных и самых загадочных полотен Ван Гога. Картина поражает странным ощущением невыдуманности необычайного зрелища. Изображение сцен в лунном свете имеет давние традиции в голландской живописи, однако до Ван Гога ни один художник не писал ночное небо с таким трепетом перед величием и непостижимостью Вселенной. Над мирно спящим селением царит грозная бездна ночного неба. Месяц и звезды окружены громадными сферическими ореолами, волна неведомого света прокатывается над горизонтом, а выше мчится, делая двойной изгиб, млечно-голубая крутая спираль. Художник представляет небо вечно кипящим котлом миросозидания - работающим космосом. Гигантский кипарис, как черный костер, как жертвенник, соединяет землю с небом, уходя вершиной в гущу созвездий. Земной ландшафт в этой картине соединяет признаки провансальского юга и нидерландского севера: горная гряда, кипарисы и оливы принадлежат югу, но деревенские дома и церковные шпили напоминают о родине Ван Гога — Голландии.
Живопись стала его спасением
в периоды участившихся
23 декабря 1889 года у Ван Гога случается еще один приступ: своего рода «помутнение рассудка». Это был довольно тяжелый приступ, который продлился около недели, но Винсент довольно быстро оправился и вновь приступил к работе. На этот раз он занимается копированием работ других художников, так как внутренне опустошен в связи со здоровьем и погодой. Он вспоминал свои ранние работы и некоторые прежние композиции писал заново: так, он воспроизвел в масле рисунок "Одинокий старик", сделанный еще в Гааге [приложение 16]. Зимой, когда трудно было работать с натуры на воздухе, он делал многочисленные вольные копии маслом с гравюр по произведениям Рембрандта, Делакруа, Домье, Доре, а больше всего "копировал" Милле, превращая последнего в ослепительного колориста. Рембрандт, Делакруа и Милле неизменно оставались любимыми художниками Ван Гога.
В мае 1890 года Винсент Ван Гог переселяется в облюбованную художниками деревню Овер-на-Уазе, расположенную недалеко от Парижа. Там он подружился с доктором Полем Гаше, художником-любителем и коллекционером произведений искусства. Гаше помогал Ван Гогу медицинскими советами, а также обучал его технике гравюры. В свою очередь, Ван Гог писал портреты своего эксцентричного друга и его дочери. Ван Гог испытывал сильный душевный подъём от нового окружения: «…это место удивительной красоты, настоящая деревня с неповторимыми чертами и очень живописная» - писал он брату Тео [5, .279]. За короткий срок было создано невероятное количество рисунков и картин. Мягкий свет и свежий воздух в окрестностях маленького городка Овер, расположенного в провинции Иль де Франс, изменили мироощущение художника. Пейзаж с изображением вспаханного поля ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890) [приложение 17] передает ощущение теплого солнечного дня, мягко струящегося света, прозрачного чистого воздуха. Природа полна в нем просветленного чувства покоя. Не несет в себе предчувствия близкой трагедии и портрет "Доктора Поля Гаше"(1890) [приложение 1]. Образ печального, тихого человека на фоне голубых холмов пейзажа излучает доброту и внутреннюю гармонии.
Но в Овере были созданы полотна «Церковь в Овере» (1890), «Овернский замок на закате» (1890), «Вороны над полем пшеницы» (1890) [приложение 18], в которых выражено глубокое душевное волнение художника, приведшее его к трагическому финалу. Предвещающими трагедию смотрятся черные птицы над полем созревшей пшеницы и грозового августовского неба. Об отсутствии внутреннего душевного равновесия у художника говорят искривленные линии и диссонансные красочные сочетания в изображении средневековой церкви в Овере. Синева распростертого над ней темного неба и ведущие к ней кривые желтого цвета дорожки усиливают ощущение тревоги и беспокойства, которые создает это полотно [20, с.19].
В минуты депрессии Винсент Ван Гог решает покончить жизнь самоубийством, чтобы не быть обузой для семьи и брата Тео, который его всячески поддерживает. 27 июля 1890 года художник стреляет себе в грудь из револьвера. Рана оказалась смертельной, и через два дня Винсент, которому было всего тридцать семь лет, умирает на руках у брата Тео. Похоронили Винсента Ван Гога на местном кладбище. Позднее рядом с ним перезахоронят и его любимого брата Тео, пережившего Винсента всего на шесть месяцев.
Ван Гог был художником предельной искренности и честности, что само по себе встречается не так уж часто. Даже самому правдивому человеку не всегда удается быть всецело правдивым в своем искусстве: между чувствуемым и делаемым вклиниваются посредствующие звенья, извне полученные клише, которыми он пользуется почти невольно. У Ван Гога таких звеньев, приглушающих, нивелирующих, искажающих собственный голос, нет или они минимальны. Только в малой степени это зависело от того, что он был самоучкой и до всего доходил сам; в несравненно большей - от особенностей его нравственной личности, неспособной ни хоть чуть-чуть притворяться, ни угождать чьим бы то ни было вкусам. Он не мог идти на компромиссы, если бы и захотел. Ничто не могло его заставить не быть самим собой.
Винсент верил, что жизнь бесконечна. И я соглашусь с его словами, потому что, хотя и земная жизнь Ван Гога закончилась, но этот великий голландский живописец оставил после себя огромное наследие, и поэтому он будет жить в памяти людей, которые ценят настоящее искусство.
Информация о работе Постимпрессионизм в живописи XIX века. Творчество Винсента Ван Гога (1853-1890)