Поздний традиционный фольклор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:05, реферат

Описание работы

Позднетрадиционный фольклор — это совокупность произведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста городов, распада феодальной деревни.

Для позднетрадиционного фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий художественный уровень по сравнению с фольклором классическим — культурой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодальным бытом и патриархальным мировоззрением.

Содержание работы

Общая характеристика позднетрадиционного фольклора.
Фольклор рабочих.
Частушки.
Русский советский фольклор.

Файлы: 1 файл

поздний фольклор.docx

— 42.98 Кб (Скачать файл)

ОГОАУ СПО  «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций»

 

 

 

 

 

ПОЗДНИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                               Дотерер А.В., гр. З.1120

Проверил:                                                                Васильева Е.В.

 

 

 

 

Томск 2013

 

Содержание:

  1. Общая характеристика позднетрадиционного фольклора.
  2. Фольклор рабочих.
  3. Частушки.
  4. Русский  советский  фольклор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика позднетрадиционного  фольклора

Позднетрадиционный  фольклор — это совокупность произведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде  со времени начала развития промышленности, роста городов, распада феодальной деревни.

 

Для позднетрадиционного  фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее  высокий художественный уровень  по сравнению с фольклором классическим — культурой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодальным бытом и  патриархальным мировоззрением.

 

Позднетрадиционный  фольклор отличает сложное переплетение нового со старым. В деревенском  репертуаре происходила трансформация  классических жанров, которые начинали испытывать влияние литературной поэтики. Свою жизнеспособность показали пословицы  и поговорки, анекдотические сказки, народные песни литературного происхождения, детский фольклор. Старинная протяжная  песня была сильно потеснена городскими "жестокими романсами", а также  быстро и широко распространившейся частушкой. Вместе с тем постепенно забывались былины, старые исторические песни, старые баллады и духовные стихи, волшебные сказки. Народные обряды и сопровождавшая их поэзия со временем утратили свое утилитарно-магическое значение, особенно в городских условиях.

 

С конца XVIII в. в России появились первые государственные заводы и крепостные мануфактуры, на которых трудились  вольнонаемные рабочие из обнищавших крестьян, каторжан, беспаспортных  бродяг и т. п. В этой пестрой среде  возникли произведения, положившие начало новому явлению — фольклору рабочих. По мере развития капитализма и роста пролетариата расширялась тематика, увеличивалось количество произведений устного творчества рабочих, для которого было характерно влияние книжной поэзии.

 

Новым явлением стал городской фольклор — устные произведения "низового" населения  городов (оно росло вместе с ростом самих городов, постоянно притекая из обнищавшей деревни). Культурные контакты города и деревни имели в России многовековую историю — достаточно вспомнить роль Киева, Новгорода  и других городов в сюжетах  русских былин. Однако только во второй половине XIX в. сложились культурные традиции собственно городского, оторванного  от земли населения. Наряду со старыми  формами и жанрами, такими, как  площадной, ярмарочный фольклор, выкрики  разносчиков (мелких торговцев), в городе появилась своя песенная культура (романсы), своя несказочная проза, свои обряды; получила новое развитие давняя традиция рукописных сборников (песенники, альбомы  со стихами). Все это в тех или  иных формах продолжает жить и в  наше время.

 

Как отметил  А. С. Каргин, городской фольклор серьезно начал изучаться лишь с 1980-х гг. Исследователь писал: "Многие фольклористы только в последнюю четверть XX века интуитивно почувствовали, а затем  и признали, что во весь голос  заявил о себе новый пласт культуры, не вписывающийся в устоявшиеся  схемы традиционной фольклористики. Стало очевидно, что город сформировал  своеобразную фольклорную культуру, весьма противоречивую, отличающуюся от крестьянской традиции".

 

В XX в. процесс  угасания традиционных обрядов и  отмирания старых жанров фольклора  ускорился. Отчасти этому способствовало то, что в пооктябрьское время официальное отношение ко многим явлениям фольклора было негативным: их объявляли "отжившими" и "реакционными". Это распространялось на аграрные праздники, обрядовые песни, заговоры, духовные стихи, некоторые исторические песни и проч. Вместе с тем возникли новые произведения разных жанров, которые отразили новые проблемы и жизненные реалии. Можно выделить ел еду -ющие этапы развития русского фольклора после 1917 г.: гражданская война; межвоенный период; Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; послевоенный период; современный период.

 

Современный устный репертуар народа и позднетрадицион-ный  фольклор — понятия разные. Современный  репертуар — это все те произведения, которые помнит или исполняет  народ, независимо от времени их создания. В современный репертуар входят некоторые произведения классического  фольклора и даже реликтовые элементы фольклора раннетрадиционного. Поздне-традиционный фольклор — составная часть современного репертуара, произведения, созданные  после распада феодальной деревни.

 

Старый  национальный фольклор выполнял важные функции в поздних исторических и социально-экономических условиях. Известна его консолидирующая роль во время братоубийственной гражданской  войны, когда все участники трагических  событий исполняли традиционные произведения, осуждавшие зло и насилие. В годы Великой Отечественной  войны былины и старые солдатские песни, к которым обратились агитаторы  и артисты, активизировали патриотическое чувство народа.

 

В фольклоре, созданном в XX в., исследователи отмечают мо-заичность: разную возрастную, социальную ориентацию и разную идейную направленность. В нем отразилась историческая противоречивость мировоззрения и устремлений населения страны, сельских и городских жителей. Ряд произведений поддерживал начинания и достижения советской власти: ликвидацию неграмотности, коллективизацию, индустриализацию, разгром немецко-фашистских захватчиков, восстановление разрушенного в годы войны народного хозяйства, комсомольские стройки, освоение космоса и проч. Наряду с ними были созданы произведения, в которых осуждалось раскулачивание и другие репрессии. В лагерях среди заключенных возник фольклор ГУЛАГа (ему была посвящена научная конференция в Санкт-Петербурге в 1992 г. ).

 

Современный фольклор — это фольклор интеллигенции, студенчества, учащейся молодежи, мещан, сельских жителей, участников региональных войн и проч. Фольклор последней  четверти XX в. настолько видоизменился  по сравнению с более ранними  формами, что иногда его называют пост-фольклором. Тем не менее позднетрадиционный фольклор сохранил преемственность  народных устно-поэтических традиций. Это выразилось в создании новых  произведений в форме ранее существовавших жанров, а также в частичном  использовании старой фольклорной  поэтики и стилистики.

 

В современном  фольклорном процессе изменилось соотношение  коллективного и индивидуального  начала, возросла роль отдельной творческой личности. Яркая примета позднетради-ционного фольклора — произведения профессиональных и полупрофессиональных авторов, усвоенные  народом.

 

Позднетрадиционный  фольклор — сложная, динамичная и  не до конца определившаяся система, развитие которой продолжается. Многие явления позднетрадиционного фольклора наука только обозначила или начала разрабатывать. В их числе: городской фольклор; фольклор ГУЛАГа; фольклор участников региональных войн (в Афганистане, в Чечне); фольклор разных социальных групп (например, студенческий); современный детский фольклор; современная несказочная проза; анекдот. Особые темы — взаимосвязь русского фольклора и фольклора тех народов России, среди которых расселены русские; фольклор русских диаспор за рубежом.

 

Необходимо  критически оценивать уже накопленный  опыт изучения позднетрадиционного  фольклора (например, фольклор гражданской  войны и в целом 1920-х — 1930-х  гг. освещался односторонне и неполно). Обращаясь к опубликованным текстам  позднетрадиционного фольклора, следует  учитывать возможность фальсификатов.

 

Характеризуя  жанры и жанровые системы классического  фольклора, мы уже затрагивали проблему их позднего развития, вопрос о книжных  влияниях. В этой главе будут рассмотрены  частушки, фольклор рабочих и фольклор периода Великой Отечественной  войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фольклор рабочих.

Фольклор  рабочих (рабочий фольклор) — устные народные произведения, которые были созданы в рабочей среде или  усвоены ею и переработаны настолько, что стали отражать духовные запросы  именно этой среды.

 

Устный  репертуар рабочих был значительно  шире собственно рабочего фольклора. Еще  в XIX в., а также позднее, в среде  рабочих записывали крестьянские песни, сказки, пословицы и поговорки, обрядовую  поэзию. Исследователями было отмечено, что эти произведения начинали трансформироваться, выражать жизненные интересы рабочих, их идеалы. Например, традиционный свадебный  обряд, записанный от солеваров Прикамья, содержал величальную песню жениху, в которой тот прославлялся как  мастеровой-умелец. Подобные факты  свидетельствовали о том, что  фольклор рабочих, особенно на ранних этапах, формировался на почве культурной традиции, созданной патриархальной деревней.

 

Однако, в отличие от частушки, фольклор рабочих не превратился в национальное, общерусское явление. Его характерная  особенность — локальность, замкнутость  в пределах той или иной промышленной территории. Рабочие фабрик, заводов  и рудников Петрозаводска, Донбасса, Поволжья, Урала, Алтая, Сибири почти  не знали устных произведений друг друга.

 

Процесс создания новых произведений рабочего фольклора также был своеобразным. В большинстве случаев они  имели авторов — непрофессиональных поэтов-самоучек. Утратив связь с  устной народной культурой, эти люди лишь поверхностно приобщились к  культуре городской, книжной и пытались ей подражать, что не могло не сказаться  на художественном уровне произведений. Вероятно, потому, что он был невысок, произведения рабочего фольклора не имели большого количества вариантов. К примеру, одна из ранних рабочих песен, созданная сибирскими рудокопами близ Барнаула — "О, се горные работы ", в полном виде была записана только трижды (см. в Хрестоматии).

 

В фольклоре  рабочих преобладали песенные жанры. В песнях изображались тяжелые условия  труда и быта простого рабочего, которым контрастно противопоставлялась  праздная жизнь Угнетателей —  владельцев предприятий, надсмотрщиков. Песни отличались приземленностью, натурализмом, почти документальным описанием процессов труда. Их лексика  — бытовая, насыщенная профессиональными  терминами. По форме это монологи-жалобы. Песни имели силлабо-тонический стих, литературные способы рифмовки и, как правило, четырехстрочные  куплеты.

 

Образцы песенного творчества рабочих (вместе с деревенскими частушками) одним  из первых опубликовал и прокомментировал Г. И. Успенский. Он писал: "В руках  моих находятся несколько песен  рабочих в шахтах, и получены они  с Юга и Екатеринославской  губернии. <...>

 

Вот рабочий  день шахтера. На Дону открыли знаменитые залежи антрацита и тотчас же принялись  за разработку.

 

Там прорыты  ямы, норы.

 

Там работают шахтеры.

 

Одна  яма там такая,

 

Огромадная, большая —

 

Сорок сажен  глубины,

 

Три аршина ширины!

 

Сверху  здания большие.

 

Там машины паровые

 

И канаты дротяные.

 

В них  проведен там шнурок,

 

Наверху висит звонок;

 

Только  дернешь за шнурок,

 

Сверху  вдарит молоток,

 

Верховой  дает свисток.

 

Не успел  он просвистать —

 

Накопилось  — негде, встать!

 

В шахту  всех нас швыронуло!

 

Не успел  сказать и слово.

 

Уж кричат: "Слезай, готово!"

 

По продольным разошлись.

 

За работушку  взялись, —

 

Распроклята жизнь шахтера!

 

День  и ночь мы работаем,

 

Ровно в  каторге сидим,

 

День  и ночь мы со свечами

 

Смерть  таскаем за плечами!

 

Один  Бог небесный с нами.

 

Никакой нужды не знаем!

 

По продольным мы гоняем.

 

Спину все  себе сдираем!

 

Один  Бог небесный с нами,

 

Никакой нужды не знаем!

 

Вот как  описывается гибель шахтера, которого слишком второпях тащат из шахты.

 

Садясь  в бадью,

 

С белым  светом он простился:

 

"Прощай, солнце, прощай, месяц,

 

прощай, белая заря!

 

Все премилые друзья!"

 

Вдруг бадейка  всколыхнулась —

 

В шахту  бедный полетел..

 

А вот  как живут шахтеры:

 

<...>Что  шахтерски жизнь проклята.

 

не ведает про то?

 

В Божью  церковь он не ходит,

 

Он не знает про нее.

 

День  и ночь он работает,

Информация о работе Поздний традиционный фольклор