Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:05, реферат
Позднетрадиционный фольклор — это совокупность произведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста городов, распада феодальной деревни.
Для позднетрадиционного фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий художественный уровень по сравнению с фольклором классическим — культурой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодальным бытом и патриархальным мировоззрением.
Общая характеристика позднетрадиционного фольклора.
Фольклор рабочих.
Частушки.
Русский советский фольклор.
Расширилось и утеряло свою прежнюю определенность и во многом наполнилось новым содержанием само понятие “фольклор”. Оно стало применяться к тем видам и формам непрофессионального творчества, в основе которых лежит коллективное или индивидуальное начало, продолжающее и развивающее традиции русского народного искусства.
В традиционном фольклоре в советскую
эпоху протекали живые и очень
сложные процессы, связанные как
с разными периодами ее истории,
так и с внутренним развитием
ее жанров. Из массового бытования
постепенно исчезало все то, что
было обусловлено исторически
Социалистическое
Из-за лесу, лесу копий и мечей
Вышла рота коммунаров-лихачей,
Гей, гей, пусть говорят,
Вышла рота коммунаров-лихачей.
Впереди всех командир их молодой,
Ведет роту коммунаров за собой.
С революционной ломкой старого
уклада жизни, с процессом рождения
нового, социалистического, сознания связаны
многие произведения советского фольклора,
относящиеся как к периоду
гражданской войны, так и к
более позднему времени. Они отражают
сложность художественного
Как в годы гражданской войны, так и позднее возникновение новых произведений чаще всего происходило путем переработки старых. Для этого использовались известные и популярные мотивы и тексты. Раньше всего подвергались переработке старые революционные песни и солдатские песни, как наиболее близкие по содержанию к событиям первых лет жизни Советского государства. Ротные и полковые поэты на скорую руку подтекстовывали под старую популярную солдатскую мелодию новые, отвечающие обстановке слова. Нередко объекты переделки совпадали по обе стороны фронта. Например, романс “Белые акации” был переделан в походную песню “Смело, мы в бой пойдем”. Этот же романс, но другими словами, на тот же мотив пелся и в белой армии.
Важнейшей темой фольклора гражданской войны является непосредственное изображение самой борьбы, ее участников и героев. В большинстве случаев такие произведения построены на совершенно конкретных событиях и эпизодах войны с интервентами и белой армией.
Для произведений советского фольклора
более позднего времени характерно
сочетание личного с
С трудовым подъемом, охватившем всю
страну, с постепенно складывающимся
новым социалистическим отношением
к труду связано и
Колхозом сеем мы, сеем ленок.
Мы сеем, приговариваем,
Чоботами приколачиваем :
“Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, самый высший номерок”.
В ее основе лежит старинная хороводная песня. Рождение таких произведений в большинстве случаев связано с художественной самодеятельностью, получившей в эти годы очень широкое развитие.
Народное искусство в годы Великой
отечественной войны явилось
действенным оружием в борьбе
с немецко-фашистскими
Песня, ставшая в буквальном смысле в годы войны одним из видов оружия, прочно вошла в быт советских воинов. Она сопровождала их на всех дорогах войны, во всех событиях фронтовой и партизанской жизни. Особое значение русская и советская песня имела на оккупированной врагом территории, а также в фашистских лагерях смерти. Она поддерживала дух советских людей, укрепляла их волю и решимость бороться до конца.