Поздний традиционный фольклор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:05, реферат

Описание работы

Позднетрадиционный фольклор — это совокупность произведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста городов, распада феодальной деревни.

Для позднетрадиционного фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий художественный уровень по сравнению с фольклором классическим — культурой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодальным бытом и патриархальным мировоззрением.

Содержание работы

Общая характеристика позднетрадиционного фольклора.
Фольклор рабочих.
Частушки.
Русский советский фольклор.

Файлы: 1 файл

поздний фольклор.docx

— 42.98 Кб (Скачать файл)

Расширилось и утеряло свою прежнюю  определенность и во многом наполнилось  новым содержанием само понятие  “фольклор”. Оно стало применяться  к тем видам и формам непрофессионального  творчества, в основе которых лежит  коллективное или индивидуальное начало, продолжающее и развивающее традиции русского народного искусства.

В традиционном фольклоре в советскую  эпоху протекали живые и очень  сложные процессы, связанные как  с разными периодами ее истории, так и с внутренним развитием  ее жанров. Из массового бытования  постепенно исчезало все то, что  было обусловлено исторически преходящими  сторонами народной жизни (религиозные  легенды, духовные стихи, некоторые  обряды и т. д.).  Этот процесс не всегда был последовательным. В определенных условиях отдельные исчезнувшие  жанры или определенные традиции вновь оживали и становились  продуктивными. Так, в годы Великой  Отечественной войны широкое  распространение, в особенности  на русском Севере, получили причитания и плачи-сказы. Между тем они  уже давно считались потерявшими  свое значение.

Социалистическое преобразование нашей страны сопровождалось борьбой  за формирование нового человека –  носителя коммунистического  идеала. Эта тема является ведущей на протяжении всей истории советского фольклора. Она широко представлена в песнях и частушках, созданных рабочими и солдатами в период подготовки и проведения Великой Октябрьской  социалистической революции:

Из-за лесу, лесу копий и мечей

Вышла рота коммунаров-лихачей,

Гей, гей, пусть говорят,

Вышла рота коммунаров-лихачей.

Впереди всех командир их молодой,

Ведет роту коммунаров за собой.

С революционной ломкой старого  уклада жизни, с процессом рождения нового, социалистического, сознания связаны  многие произведения советского фольклора, относящиеся как к периоду  гражданской войны, так и к  более позднему времени. Они отражают сложность художественного развития. Новое рождалось в острой борьбе со старым, в преодолении различных  пережитков прошлого.

Как в годы гражданской войны, так  и позднее возникновение новых  произведений чаще всего происходило  путем переработки старых. Для  этого использовались известные  и популярные мотивы и тексты.  Раньше всего подвергались переработке  старые революционные песни и  солдатские песни, как наиболее близкие  по содержанию к событиям первых лет  жизни Советского государства.  Ротные и полковые поэты на скорую руку подтекстовывали под старую популярную солдатскую мелодию новые, отвечающие обстановке слова. Нередко объекты  переделки совпадали по обе стороны  фронта. Например, романс “Белые акации”  был переделан в походную песню  “Смело, мы в бой пойдем”. Этот же романс, но другими словами, на тот  же мотив пелся и в белой  армии.

Важнейшей темой фольклора гражданской  войны является непосредственное изображение  самой борьбы, ее участников и героев. В большинстве случаев такие  произведения построены на совершенно конкретных событиях и эпизодах войны  с интервентами и белой армией.

Для произведений советского фольклора  более позднего времени характерно сочетание личного с общественным. Основными их героями стали передовики труда: ударники, стахановцы и т. д. Среди  этих героев и люди, прославившие своими подвигами родину : летчики, совершившие  небывалый перелет, челюскинцы и  полярники, красноармейцы и пограничники. Задержавшие шпионов и давшие отпор врагу. В большинстве случаев  они имеют конкретные имена (Чкалов, Стаханов, Паша, Ангелина, Кривонос и  т. д.). Однако при всей своей конкретности эти имена воплощают в себе качества, становящиеся типическими  для советских людей и потому открывающие возможность для  появления новых и новых героев.

С трудовым подъемом, охватившем всю  страну, с постепенно складывающимся новым социалистическим отношением к труду связано и возникновение  новых произведений колхозной деревни. Рассказывая о новой колхозной  жизни, произведения народного творчества нередко стремятся использовать традицию старой лирической песни, перерабатывают отдельные песенные сюжеты или образы и придают им новое значение. В  этом смысле показательна песня “ты  удайся, удайся, ленок” :

Колхозом сеем мы, сеем ленок.

Мы сеем, приговариваем,

Чоботами приколачиваем :

“Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, самый высший номерок”.

В ее основе лежит старинная хороводная песня. Рождение таких произведений в большинстве случаев связано  с художественной самодеятельностью, получившей в эти годы очень широкое  развитие.

Народное искусство в годы Великой  отечественной войны явилось  действенным оружием в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Ведущей темой, определяющей содержание фольклора, стал патриотический подвиг советских людей в борьбе за свободу  и независимость нашей родины. Как и в предыдущие периоды, возникновение  новых произведений шло по двум линиям: с одной стороны, были заново переосмыслены  и перерабатывались песни профессиональных поэтов и произведения советского фольклора, начиная с времен гражданской  войны; с другой стороны, появилось  большое количество оригинальных народных произведений.

Песня, ставшая в буквальном смысле в годы войны одним из видов  оружия, прочно вошла в быт советских  воинов. Она сопровождала их на всех дорогах войны, во всех событиях фронтовой  и партизанской жизни. Особое значение русская и советская песня  имела на оккупированной врагом территории, а также в фашистских лагерях  смерти. Она поддерживала дух советских  людей, укрепляла их волю и решимость  бороться до конца.

 


Информация о работе Поздний традиционный фольклор