Праздник, как игровой феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:18, реферат

Описание работы

В реферате мы рассмотрели как игра и праздник являются неотъемлемой частью современной культуры. Праздник является своего рода самовыражением человеческих чувств, которые он выражает ярко и красочно в различного рода представлениях. Именно игра становится одной из главных составляющих таких представлений. Праздник – это ведь не только пышные мероприятия и круглые даты, но и повседневная радость, радость быть любимым, любить, чувствовать заботу, и помогать другим. Игра, нам помогает развиваться, совершенствоваться, поэтому наш уровень культуры тесно связан с празднично-игровой составляющей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1.1 Игра и её толкование…………………………………………………………. 4
1.2 Праздник и игра в современном обществе…………………………………. 7
1.3 Праздник как игровой феномен культуры………………………………… 11
Заключение……………………………………………………………………... 20
Список использованных источников и литературы…………………….... 21

Файлы: 1 файл

праздник как игровой феномен.docx

— 75.00 Кб (Скачать файл)

 

Список литературы:

1). Егоров Б.Р. труд и  отдых в русском быту и литературеXIX века: культурное наследие древней Руси/ Б.Р. Егоров.,- Москва: Питер 1976.-138 с.

2). Лелеко В.Д. Эстетика повседневности/ В.Д. Лелеко.- Санкт-Петербург: АГРАФ, 1994.-167 с.

3). Мазаев А.И. Праздник как социально- художественное явление/ А.И. Мазаев.- Москва: Пресс-бук,1978.-345 с.

4). Соловьев Н.К. Художественное  формообразование интерьера/ Н.К. Соловьев.- Москва: Альфа –книга, 1996.- 230с.

5). Столович Л.Н. Искусство и игра / Л.Н. Столович.- Москва: АСТ, 1987.- 455 с.

6). Хейзинга Й. Homo Ludens: Опыт определения игрового элемента культуры/ Й. Хейзинга.-Москва: Вагриус, 1992.- 260с.

7). Черняков И.В. Игра и  художественная деятельность/ И.В. Черняков.- Москва: Гелеос, 1991.- 173 с.

8). Эльконин Д. Психология игры/ Д. Эльконин.- Москва: Дрофа, 1978.- 540 с.

 
и т.д..........

 

 

 

Тематические праздники как явление современной городской культуры (на примере города Ростова-на–Дону)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Праздник как явление  культуры. Общая характеристика

1.1 Эмоционально-психологическое  содержание феномена праздника

1.2 Компоненты праздничного  комплекса

1.3 Особенности проведения  праздников в современном городе

2. Ростов-на-Дону: история  развития города как фактор  формирования событийно-идеологической  основы праздничной системы

2.1 От первых поселений к крепости

2.2 От крепости – к городу. Ростов - русский Чикаго

2.3 Советский и постсоветский  периоды истории города

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важным элементом современной культуры являются праздники. Культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Праздники выполняют консолидирующие и воспитательные функции. Это относится и к городским праздникам.

Появление города, как центра промышленности и торговли, средоточие учреждений культуры и образования повлекло за собой формирование новых реалий: особого городского быта, менталитета населения; а также – особой праздничной культуры, проявления которой нередко вступали в противоречие с традиционной сельской праздничностью.

Город как совокупность разнородных элементов (разные социальные группы, национальности, формы деятельности) со временем формирует палитру городских праздников которые постепенно складываются в особую систему, составляющую праздничный календарь города. Сложившийся праздничный календарь становится своеобразной народной памятью и праздничной летописью города. Причем здесь важную роль играют местные тематические или «специфические» (по О.Р. Будиной, Э.О. Келлер) праздники, основывающиеся на событиях истории именно данного города и отражающие именно его специфику.

Актуальность темы определяется тем что:

Во-первых, тем, что в условиях размывания традиций очень важно поддерживать у населения чувство национального самосознания, понимание принадлежности к малой Родине.

Во-вторых, необходимостью консолидации на основе общих праздничных традиций разнородного в социальном и национальном отношениях городского населения. Сказанное имеет особое значение для Ростова-на-Дону, в котором рост численности на разных этапах его истории в основном осуществлялся за счет внешнего притока.

В-третьих, тематика, связанная с праздничной культурой, соотносится с проблемами повышения туристской привлекательности региона. Городские праздники, как и праздничная культура вообще являются частью туристских ресурсов. Хорошо организованные, зрелищные городские праздники могут привлекать туристов, стимулируя развитие событийного въездного туризма.

Практическая значимость темы определяется ее недостаточной изученностью, а также тем, что:

а) результаты исследований могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов (при разработке лекций, практических занятий, определении тематики научных конференций);

б) при организации и проведении массовых зрелищных мероприятий;

в) при разработке и прогнозировании тенденций развития праздничного календаря;

г) в музейно-экспозиционной практике, а также при организации воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях и учреждениях культуры (библиотеки, музеи).

Объектом изучения является праздничная культура современного постиндустриального общества.

Предметом изучения – праздничная культура современной городской агломерации, которая рассматривается в контексте социокультурного сервиса.

Цель работы. На примере городской культуры г. Ростова-на-Дону охарактеризовать местные тематические праздники, показав их формирование, специфику и перспективы развития.

Задачи.

1. Раскрыть содержание  понятия «праздники», показав их  функции и структуру.

2. Охарактеризовать особенности  городских праздников, выделив признаки, отличающие их от традиционной  праздничной культуры.

3. Проанализировать формирование  местных тематических праздников, показав их значение.

4. На примере истории  Ростова-на-Дону показать формирование  событийной основы городских  праздников.

5. Рассмотреть развитие  праздничных традиций в г. Ростове-на-Дону, показав особенности их формирования и выделяя местные тематические праздники.

6. Подготовить практическую  разработку.

При подготовке глав работы использовались следующие методы:

1. Сравнительно-исторический, при котором явления рассматриваются в развитии и при сопоставлении друг с другом;

2. Описательный, при котором предполагается описание выявленных явлений;

3. Аналитический, при котором описание явлений должно сопровождаться их анализом для выявления причинно-следственных связей и подготовке выводов;

4. Обобщения;

5. Индукции, при котором умозаключение выстраивается от частных случаев к общим и дедукции, при котором умозаключение выстраивается от общего к частному.

Изученность проблемы. Если говорить о проблемах изучения праздников, то в целом по ним имеется обширная литература. При этом праздники рассматривались с двух позиций: а) первобытные праздники, связанные с мифологическим сознанием; б) светские праздники, утратившие прежний религиозно-мистический характер. В 1990-2000-е гг. появилось немало работ, посвященных православным праздникам и их месту в системе традиционных календарных праздников. Появились также исследования, связанные с изучением городских праздников. Поэтому общие проблемы, связанные с изучением праздников и праздничной культуры активно разрабатываются в литературе. Однако, праздничная проблематика практически не рассматривается в контексте социокультурного сервиса и туризма; не раскрывается проблема связи праздников и анимации. Сказанное открывает перспективы для дальнейших исследований.

Что касается непосредственно темы дипломной работы, то она не изучена. Описания праздничных действий содержатся в краеведческих публикациях, хотя преимущественно речь идет о традициях казачества. Работ, в которых бы специально рассматривалась и анализировалась праздничная культура Ростова-на-Дону нет.

При подготовке работы использовалась следующая литература.

1. Справочная и учебная  литература по этнологии и  культурологи. Эти работы позволили  уточнить тематику и определить  понятийный аппарат.

2. Специальные исследования  по социологии и культурологи  праздников, которые позволили раскрыть  сущность праздников, показать их  структуру и функции.

3. Исследования по истории  Ростова-на-Дону, а также – краеведческие  публикации, в которых содержится  информация о праздничных традициях  на Дону.

4. Преимущественно электронные  ресурсы, в которых содержится  информация о практике проведения  праздничных мероприятий в Ростове-на-Дону, в том числе – о праздновании 260-летия города.

Работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе рассматривается праздник как явление культуры. В разделах приводятся основные определения понятия, рассматривается структура праздничной культуры, функции праздников, их уровни: торжественно-официальный, массово-развлекательный, семейный. Отдельно рассматриваются городские праздники, определяется их особенность. Во второй главе внимание уделяется основным этапам развития Ростова, динамике численности населения. Материалы рассматриваются в контексте формирования событийно-идеологической основы праздничной культуры Ростова-на-Дону. В третьей рассматриваются традиции празднования в Ростове, выделяются местные тематические праздники. В главе обобщается опыт их проведения в городе, намечаются перспективы оптимизации. Выводы и рекомендации содержатся в заключительной части работы. К основному тексту составлены приложения и презентация. Также имеется практическая разработка.

 

1. ПРАЗДНИК КАК  ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

    1. Эмоционально-психологическое содержание феномена праздника

 

Термин «праздник» и его эквиваленты в других языках принадлежит к словарному фонду повседневной речи и употребляется часто. Для примера можно сослаться на то, что французский эквивалент этого термина - слово «fete» принадлежит к тысяче наиболее часто употребляемых французских слов, таким же по частоте употребления является и слово «fiesta», обозначающие праздник на испанском языке. Современный польский словарь определяет праздник («swieto») как «день, обычно свободный от работы, торжественно отмечаемый вследствие культовых или государственных соображений». Словарь Линде объясняет праздник как «день, который торжественно отмечается, празднуется, особенно в память какого- либо святого».

Происхождение слова в польском языке А. Брюкнер объясняет следующим образом: святой, праздничный, пустой, порожний. Церковное значение «sunctus» - «слово» получило, по- видимому, лишь благодаря христианству; в языческих именах Святополк, Святослав, Святовит - верховное божество г. Аркона на острове Рюген в XII в., которые были самыми распространенными в то время, оно означает то же, что «крепкий, сильный». Большое число праздников, особенно связанных с давней традицией, имеет собственное название. Это относится прежде всего к религиозным праздникам, таким, например, как христианская Пасха, турецкий Байрам или еврейский день искупления - Иом-киппур; с подобными названиями, с собственными именами праздников мы неоднократно будем связываться в ходе наших рассуждений. Некоторые из них, благодаря широкой распространенности праздника весьма популярны и общеприняты, другие названия, обозначающие местные праздники, отмечаемые немногочисленными группами, или праздники забытые, известны только специалисты, они фигурируют в словарях говоров и наречий. Примером такого названия в польском языке может служить термин «wyrzeczysko», он означает: «местный, сельский праздник, установленный в память какого- либо бедствия, пожара, градобития, с тем, чтобы отвратить от себя божий гнев...» (1. С. 231).

Из латыни от слова «fiesta», являющегося сокращением термина «festa dies». В современном французском языке это слово имеет несколько значений:

а) особый день, посвященный культу религиозных церемоний, которые в этот день совершаются;

б) публичные развлечения, устраиваемые по какому-либо чрезвычайному поводу, вовсе не имеющие религиозного характера, например национальные праздники;

в) а также - удовольствия, житейские радости, счастье (1. С. 232).

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», «праздное время»- период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени). Это слово родственно польскому слову «prozdny». B новом издании «Большой советской энциклопедии» смысл слова «праздник» раскрывается в статье - «праздничные дни » следующим образом: «Дни, посвященные выдающимся событиями или традиционным датам (2. С. 324).

Итак, существует ряд определений понятия «праздник». Поэтому остановимся на обобщенной характеристике, подразумевающей два подхода к определению феномена праздника:

1. Праздник рассматривается  с сакральных (мистических) позиций  как особое время, в течение  которого нарушаются границы  между миром живых и мертвых, между временем историческим  и – временем «оным», мифическим .

2. Праздник рассматривается как временной отрезок, который выделяет, маркирует наиболее значимые события в жизни государства, народа, социальной группы (3. С. 31).

Таким образом, выявлено два основных подхода к определению термина «праздник», конечно же, их существует гораздо больше, однако для нас наибольшую важность представляют вышеперечисленные. В нашей работе, оговоримся, будет использоваться рабочее определение «праздника» - установленного во временном пространстве события, с общественными функциями и регулируемой структурой. Мы, употребляя в работе термин «праздник» основываемся на втором, светском или этикетном значении этого понятия.

Даже краткий анализ происхождения и смысла термина «праздника» в нескольких языках, занимающих видное место в истории европейской культуры, выявляет в ней элементы, важные для исследователя. Праздник семантически связан и со свободным временем, с определенным ритуалом, временем праздности, танцем, приемом, весельем и пиршеством. Он связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства, с традициями социальных движений, с их стремлениями, лозунгами, торжествами и демонстрациями в определенные дни.

Как происхождение терминов, так и толкование их значения, которые дают нам современные словари и энциклопедии, вполне определенно указывают на то, что имеем дело со сложным, тысячелетия существующим в различных формах явлением культуры, характерным и для жизни обществ, известных нам лишь по страницам истории и жизни современных обществ (3. С. 87).

Повсеместность и стабильность праздника побуждают, прежде всего, поставить вопрос о его происхождении, динамики развития и шире - об источниках его постоянного возрождения, что в очередной раз подчеркивает актуальность выбранной нами темы дипломного проекта. Мы постараемся остановиться на светских праздниках. Происхождение тех или иных светских праздников, чем-либо интересных православным христианам, их история, отношение к ним Русской Православной Церкви, особенности богослужения в эти дни, если таковые имеются, народные традиции, обычаи и суеверия, связанные с их подготовкой и проведением.

По мнению протоиерея Димитрия Смирнова (РПЦ МП): «Светский праздник - это день памяти святого, отмечаемый на государственном уровне». Из-за множества реформ, которые провела советская власть за годы своего существования, в том числе и из-за языковой реформы, в нашем сознании исказилось значение слова "светский". На самом-то деле, "светский" - это не антиклерикальный, не противопоставленный Церкви, а просто "не церковный" (4. С. 68-69). Вот, к примеру, когда говорят про светские праздники, то под ними можно понимать не только Новый год или там Международный женский день, но и отмечание, допустим, дней памяти кого-то из святых или одного из церковных праздников на государственном уровне. Это необходимо уточнить, так как церковные, календарные праздники могут приобретать государственный статус (например, Пасха и Рождество в современной России). Для нас важно изначально отделить праздники календарные, религиозные, и светские, государственно- общественные. Мы отделяем в своей теме светские праздники умышленно, так как о них не только мало материала, что представляет большой научный интерес, но и в схеме государственных, светских праздников, на наш взгляд, можно с большей вероятностью отследить специфику современной городской культуры. Праздник как таковой требовал в разные времена разного, но общим остаётся несколько параметров: уважения к самому празднику («праздник свят - все дела спят»-в праздничные дни нельзя было работать), преображения всего вокруг - требовались необычные наряды улиц, жителей; уважения друг к другу- праздник был миротворным моментом, тем более светский: в праздничные дни часто миловали, выдавали амнистии преступникам и так далее (4. С. 69).

Информация о работе Праздник, как игровой феномен культуры