Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:18, реферат
В реферате мы рассмотрели как игра и праздник являются неотъемлемой частью современной культуры. Праздник является своего рода самовыражением человеческих чувств, которые он выражает ярко и красочно в различного рода представлениях. Именно игра становится одной из главных составляющих таких представлений. Праздник – это ведь не только пышные мероприятия и круглые даты, но и повседневная радость, радость быть любимым, любить, чувствовать заботу, и помогать другим. Игра, нам помогает развиваться, совершенствоваться, поэтому наш уровень культуры тесно связан с празднично-игровой составляющей.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1.1 Игра и её толкование…………………………………………………………. 4
1.2 Праздник и игра в современном обществе…………………………………. 7
1.3 Праздник как игровой феномен культуры………………………………… 11
Заключение……………………………………………………………………... 20
Список использованных источников и литературы…………………….... 21
Описание
Культура — одно из двух-трех самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется для обозначения крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. Без сомнения, что культура — это то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого общества.
Культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме. К понятию «культура» близок и термин «оккультизм», происходящий от латинского occultis, что значит «тайный», «сокровенный». Древнее латинское cultura (обработка, возделывание, воспитание) было настолько широким понятием, что включало в себя и смысл, связанный с современным представлением о культуре.
Термин «культура» даже в латиноязычной литературе античности, создававшийся несколькими-столетиями позже классических эллинских произведений, употребляется практически как синоним греческому paideia (воспитание в соответствии с традициями этноса, нрава).
Если задаться целью провести небольшой контекст-анализ употребления слова «игра», то обнаружится, что оно бытует в кругу таких понятий, как «творчество», «метафора», «миф», «символ», «символизм», «знак» «знаковость»» «структурализм», «вероятность», «инвариантность» и т. п.
Игра обнаруживает себя всюду, где авторитет субъективности выше авторитета объективности. Познание фундаментальных законов бытия, культуры и человеческого существования достигается посредством концептуальной духовной практики.
Игра — одна из первичных форм человеческой активности, важнейший элемент онто- и филогенеза. «Ребенок без игры, культура без игровых форм — исторический и бытовой нонсенс... Функции игры в обществе и отношение к ней служат показателем культурного общественного развития, социальных, политических, идеологических ориентации».
Игра — весьма древний и важный элемент человеческой культуры, это не просто ее отдельная сфера, а одно из значимых свойств.Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры. Так, по мнению Й. Хёйзинги, многие животные любят играть, и если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, то и она покажется не более чем игрой: «Кто обратит свой взгляд на функцию игры не в жизни животных и не в жизни детей, а в культуре, тот вправе рассматривать понятие игры в той его части, где от него отступают биология и физиология. Он находит игру в культуре как заданную величину, сопровождающую и пронизывающую ее с самого начала вплоть до той фазы культуры, в которой живет он сам. Й. Хейзинги всюду замечает присутствие игры как определенного качества деятельности, отличного от обыденной жизни».
Игра — это не биологическая функция человеческого организма, а явление культуры. Игра старше культуры; более того, человеческая цивилизация не добавила никакого существенного признака к общему понятию игры. Каждый, по словам Хёйзинги, кто обращается к анализу феномена игры, находит ее в культуре как заданную величину, существовавшую прежде самой культуры, сопровождающую и пронизывающую ее с самого начала той фазы культуры, в которой живет он сам.
Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни. Хёйзинга считал, что именно игра явилась формирующим элементом человеческой культуры, однако не в том смысле, что культура происходит из игры в ходе эволюции, а в том, что культура возникает в форме игры, то есть культура первоначально разыгрывается.
В двуединстве культуры и игры игра, по словам Хёйзинги, является первичным, объективно воспринимаемым, конкретно определенным фактом, культура же есть всего лишь характеристика, которую наше историческое суждение привязывает к данному случаю.
В XIX в. игра является предметом философских рассуждений И. Канта и Ф. Шиллера, который создал одно из самых интересных сочинений об игре. По мере углубления в проблему он приходит к переосмыслению сути игры, которая в его последних трудах трактуется не только как средство овладения культурным наследием, но значительно более широко: как творящее начало, рождающее мир культуры. С его точки зрения, о культуре можно говорить только тогда, когда достигнута гармония чувственного и рационального, со- держания и формы, действительности и идеала! Эту задачу культура может решить посредством эстетического воспитания, через приобщение человека к миру прекрасного, через создание, как пишет Шиллер, «веселого царства игры и видимости», где нет принуждения и насилия, где властвует лишь свобода, а путь к свободе ведет через красоту». Согласно Шиллеру, в повседневной жизни человек находится в тисках социальной и моральной необходимости. Сферой свободы является лишь игра, которой автор придает высший гуманистический смысл. Шиллер утверждает, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении этого слова человек, и он бывает вполне человеком, только тогда, когда он играет».
1.2 Праздник и игра в современном обществе
Место и роль игры и праздника в современном обществе огромны. Праздники являются отражением истории и культуры страны, менталитета народов и личности. Для развивающегося российского общества психолого-педагогические проблемы праздника и игры имеют особую значимость как весьма важный аспект сферы образования и культуры общества.
Праздник и игра – важные составляющие современного мира детства. Празднично-игровая культура преобразует повседневную действительность, преобразует самого человека как субъекта культуры и преображает окружающий мир. В научно-теоретическом аспекте игра и праздник – глобальные многогранные темы междисциплинарных исследований. Празднично-игровая культура детей и молодежи третьего тысячелетия – это огромный спектр проблем, и научных, и практических. Праздник и игра, являясь, с одной стороны, вполне самостоятельными формами активной работы с детьми и молодежью, с другой стороны, предстают взаимодополняющими элементами педагогического взаимодействия в сфере развития и воспитания личности каждого человека, что позволяет освоить общечеловеческое и национальное культурное наследие с учетом индивидуально-психологического потенциала взрослеющего человека. Игра имеет свой хронотоп, свой собственный непреложный порядок. Поэтому каждая игра - это игра по правилам, в строго ограниченном времени и пространстве.
Большое внимание игре уделял один из основоположников герменевтики Х.-Г. Гадамер. Он доказывал, что игра имеет место там, где нет субъектов, ведущих себя по-игровому. Субъектом игры является не игрок, не его субъективность, а сама игра. В игре человеку приоткрывается порядок, который его превосходит. В основе игры лежит движение, которое производится как бы само собой и без напряжения, отсюда и рождается та легкость игры, которая в субъективном опыте представляется как разрядка. Таким образом, способ бытия игры близко подходит к способу движения природы. Из чего Гадамер сделал важный методологический вывод: "дело явно обстоит не таким образом, что животные тоже играют и что про свет и воду можно в переносном смысле сказать, что они играют. Скорее, про человека можно сказать, что даже он играет. Его игры - тоже естественный процесс, потому что он в той или иной мере принадлежит природе.
Финк критикует подход Гадамера:"Световые эффекты - "игра" в столь же малой степени, в какой гребешки волн - белогривые кони Посейдона". Основанием для такого понимания игры становится эстетическое или же эстетизирующее отношение к природе. Играет не сама природа, так как она непосредственный феномен , а мы сами, будучи по своему существу игроками, усматриваем в природе игровые черты и используем в переносном смысле.
Проявление игрового начала на уровне художественного содержания и на уровне художественной формы. Игровой фермент искусства, присущий его внутренней природе, изучался в истории эстетики издавна. К настоящему времени имеется большой объем исследований, в разных аспектах обсуждающий взаимопроникновение элементов искусства и игры, изучающих художественные стили и направления, в которых преобладает игровое начало. В истории искусства обращают на себя внимание такие образцы художественной практики, которые осознанно культивируют нарушение правил, синтез разнообразных выразительных средств, провоцируют развитие игровой стихии внутри своего художественного мира. Таковы, например, произведения искусства барокко и романтизма.
Игра — это свободная деятельность, совершающаяся не по принуждению. Игра в своей основе бескорыстна, отмечена качеством импровизации, неожиданности, парадоксальности, направлена против автоматизма окружающей жизни и ее заурегулированности. Игра нередко выполняет функции тренировки способностей, необходимых для реализации в серьезном деле, упражнения в самообладании. Важен и такой аспект потребности в игре, как компенсация того, что человек не обнаруживает в реальной жизни. Таким образом, игра всегда в той или иной мере дистанцируется от повседневности, игровое состояние всегда есть преображение окружающего мира.