Праздник, как игровой феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:18, реферат

Описание работы

В реферате мы рассмотрели как игра и праздник являются неотъемлемой частью современной культуры. Праздник является своего рода самовыражением человеческих чувств, которые он выражает ярко и красочно в различного рода представлениях. Именно игра становится одной из главных составляющих таких представлений. Праздник – это ведь не только пышные мероприятия и круглые даты, но и повседневная радость, радость быть любимым, любить, чувствовать заботу, и помогать другим. Игра, нам помогает развиваться, совершенствоваться, поэтому наш уровень культуры тесно связан с празднично-игровой составляющей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1.1 Игра и её толкование…………………………………………………………. 4
1.2 Праздник и игра в современном обществе…………………………………. 7
1.3 Праздник как игровой феномен культуры………………………………… 11
Заключение……………………………………………………………………... 20
Список использованных источников и литературы…………………….... 21

Файлы: 1 файл

праздник как игровой феномен.docx

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, одна из особенностей и признаков праздника определяется самой этимологией слова «праздник» (от слова праздный, то есть «незанятый»). Словарь Даля толкует термин «праздник» от прилагательного «праздный», означающего «незанятый», «пустой», «порожний» (если речь идет о месте). Интересен также ряд значений слова праздновать: очень часто оно употребляется не только в значении «отмечать праздник», «не работать по случаю праздника», но и в более широком смысле как «отдыхать». Так Даль указывает, что праздновать значит «быть праздным, или не делать, не работать». Очевидно, что одной из доминант праздника является праздность, отказ от работы (14. С. 87).

Во-вторых, смысловое поле праздника связано с идеей обязательного застолья. У В.И. Даля праздновать что-то или чему-то - «совершать празднество, отправлять праздник». Достаточно прочно понятие праздника увязывается в народном сознании с идеей гостевания. Также следует отметить семантическую связь понятия праздник с обильным употреблением алкогольных напитков. Последние явно считаются едва ли не обязательными атрибутами настоящего праздника, что особенно ярко отразилось в пословицах («Без вина не праздник», «Кто празднику рад, тот до свету пьян», «Праздник любить, так и пивцо варить» и т.д.). Характерно, и существование несколько выражений, устойчиво связывающих празднование с пьянством (допраздновать до утра, пропраздновать всю ночь) (14. С. 88).

Итак, очевидно, что основными составляющими праздника являются ритуальное застолье с гостеванием и обильной выпивкой, безделье, отказ от работы. Однако не любое безделье с застольем может считаться праздником.

В-третьих, празднуют всегда «что-то или чему-то», то есть в народной культуре не возможен праздник без повода. Это третий обязательный компонент праздника. Так как народный календарь был тесно связан с православным церковным календарем, то большинство народных праздников приурочено как раз к праздникам церковным. При этом следует учитывать, что носители традиции крайне редко определяют праздник как церковное мероприятие (14. С. 88).

Таким образом, традиционный, народный праздник семантически связан и со свободным временем, временем праздности, отдыха, и с радостью, весельем, с определенным ритуалом, танцем, приемом, пиршеством, потреблением, растратами. Уместно отметить, что праздничные традиции, их состав, идейная направленность, характер бытования, способы проведения в целом отражают уровень развития материальной и духовной культуры народа и в то же время содержат богатый и разнообразный исторический опыт, накопленный за многие века их существования.

Праздник является необходимым условием социального бытия, существует во всех обществах с глубокой древности, «празднество (всякое) - это важная первичная форма человеческой культуры».

Город как совокупность разнородных элементов повлек за собой разнообразную палитру городских праздников, которые постепенно оформились в особую систему, составляющую праздничный календарь города. Он стал своеобразной народной памятью, праздничной летописью города. Городской праздничный календарь базируется на традиционном календаре, основу которого составляют народные и религиозные праздники. Традиционный праздничный календарь является результатом длительного культурного процесса, его структура и форма непрерывно развиваются и совершенствуются.

Многолюдные гулянья и праздники всегда входили в городской быт, но на протяжении долгого времени они полностью копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах (ряженые на святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху, завивание венков и хороводы «на природе» на троицу и т. п.). Сами гулянья назывались в народе «под горами» или «под качелями».

С XVIII века заметно различается быт городов и деревень. Перемещение традиционных земледельческих празднеств в новые, городские условия не могло не сказаться на их характере. В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестает ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные мотивировки и языческая предназначенность празднества. Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства (15. С. 79 ).

Историк В.О. Ключевский отмечал, что еще с середины XVII века русское общество «стала действовать иноземная культура, богатая опытами и знаниями», причем это западное влияние неравномерно проникало в разные слои населения, коснувшись прежде всего его верхних кругов. Произошло и социальное расслоение в сфере потребления искусства: в то время как крестьянское население по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало модам европейской знати, городские же низы, непривилегированная часть жителей крупных городов ощущали необходимость в создании своего искусства - так начал формироваться городской фольклор.

Слишком решительные и смелые реформы нередко встречали непонимание и отпор в различных кругах патриархальной России, поэтому Петр «настойчиво искал новые формы и методы проведения пропагандистской кампании в поддержку своих начинаний» (15. С. 79).

По отношению к большим городам (напр. Ростову) актуально разграничение понятий народный праздник и народное гуляние. Народный праздник своим происхождением уходит вглубь веков и теснейшим образом связан с деревенской аграрной культурой и фольклорным типом мышления. Он строится на строгой повторяемости и локальной традиции, на включенности людей в обрядовую сущность календарного праздника.

Городская культура (имеются в виду большие города) превратила народный праздник в народное гуляние, в котором поменялся смысл главных элементов: вместо обряда - игра, вместо локальной традиции - массовая усредненная культура, а фольклорное осмысление праздника заменяется потребностью всеобщего веселья, праздничной объединенностью и переключения из будней в праздники. Поэтому народное гуляние близко к площадному ярмарочному гулянию - порождению города (16. С. 97).

В Ростове-на-Дону уже в XIX в. состав населения представлял собой разносословные и разноэтнические группы, их пестрота и несоединимость становились главной характеристикой праздника, его стилистическим ключом. Гуляние по своей сути не может дать единого праздничного коллектива с одинаковыми традициями и

Страницы: 1 2 3

Похожие рефераты:

Сущность этнического и национального

Социальные концепции сущности нации и этноса. Биологическая теория этноса. Системно-функциональный аспект исследования нации и этноса. Этнос как исторически сложившаяся лингво-ментальная общность. Национальное и этническое самосознание.

Евреи

История формирования еврейского населения в Крыму. Общественная жизнь, традиции и обычаи: семейная жизнь, воспитание детей, одежда. История возникновения, форма и содержание религиозных праздников: Песах, Пурим, Рош-а-Шана, Ту би-шват, Шабат, Шавуот.

Методы сбора и поиска информации, применяемые в современной этнологии

Характеристика методов этнографии, таких как полевая этнография, опрос, наблюдение, анкетирование, интервью, метод пережитков, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, типологический и компонентный. Стационарное и маршрутное наблюдение.

Региональная и этнокультурная политика в Оренбуржье

Национально-культурные объединения и этнокультурное образование. Роль СМИ в освещении национальной политики и межэтнических отношений. Развитие толерантности на современном этапе. Культура национального взаимодействия и плюрализм в национальной политике.

Методы этнологии

Изучение объекта с помощью соответствующих методов, позволяющих получить более полное знание об объекте. Изучение археологических материалов, письменных источников. Лингвистическая классификация народов мира. Методическая база современной этнологии.

Этнические общности

Стремление людей к объединению в общность. Глобальная (этническая) общность как продукт взаимодействия социальных отношений людей в определенных исторических условиях. Этнос как глобальная общность. Формирование групповых социальных интересов людей.

Календарные праздники и обряды на Руси

Связь праздников с солнцеворотами, равноденствием, с циклами сельскохозяйственных работ, с языческими и христианскими основами веры. Система церковных праздников. Традиционные календарные праздники и обряды русского народа: коляда, масленица, И. Купала.

Этнокультурологические особенности традиционного китайского праздника Цинминцзе

Календарные праздники в Китае отчётливо отображают основные черты традиционной общественной организации китайцев. История возникновения и основные энтнокультурные особенности праздника Цинминцзе. Описание празднования Цинминцзе в современном Китае.

Истоки традиций помощи и взаимопомощи у древних славян

Роль пантеона славянских богов в организации помощи и взаимопомощи. Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах. Механизмы поддержки субъектов общности, которые не могут быть равноправными участниками ее жизнедеятельности.

Календарно-обрядовые, земледельческие праздники мордвы

Обрядность - неотъемлемая часть народной культуры мордвы, сохранение и развитие этнического самосознания. Исторические корни традиционной обрядности. Классификация обрядов. Земледельческая обрядность мордвы: зимние праздники, весенне-летние и осенние.

Библиотека и краеведение. Работа библиотек с краеведческими документами

Понятие "край" и "краеведческий документ". Фонд краеведческих документов. Организация и ведение КСБА. Задачи краеведческой работы библиотек. Использование краеведческой библиографии. Взаимосвязи и координация деятельности краеведческих учреждений.

Народный календарь и круг жизни русского крестьянина

Понятие слова "календарь". Характеристика народного календаря–месяцеслова. Русский народный календарь - явление культуры, осмысление человеческой жизни, сельскохозяйственного опыта, произведений устного народного творчества, норм общественной жизни.

Современная наука о сущности этноса и этничности

Проблема этноса в современной науке. Дуалистическая теория этноса Ю.В. Бромлея. Системно-статистическая, или компонентная теория. Предел делимости основных этнических общностей. Эволюционно-историческое направление. Создатели инструменталистского подхода.

Этнические процессы кетов

Система праздников и церемоний кетской народности. Антропологическая и этническая оценка кетов, изолированное положение кетского языка в лингвистической классификации, влияние культуры русских переселенцев. Свадебные и погребальные обряды, праздники.

Возрастные особенности игровой культуры русского народа

Возникновение и развитие народной игры, ее сущность и функции, культурно-историческое своеобразие на Руси. Особенности игр детей дошкольного возраста и подростков, их связь с календарными обрядами. Игры и забавы молодежи, проигрывание жизненных ситуаций.

Школьный (сельский, поселковый) краеведческий музей

Теоретический анализ сущности и задач школьного краеведческого музея. Особенности образовательной деятельности музея (познавательной, творческой и социальной). Образовательная программа по краеведческой направленности: "Школьный краеведческий музей".

Исследование формирования этносов

Происхождение и сущность этносов, их жизненный цикл. Исследования в исторической этнографии генезиса и эволюции отдельных компонентов народной культуры (материальной, духовной, соционормативной). Исторические типы этногенеза. Отношения этнос-ландшафт.

Масленица. Масленичные песни

Масленица как древний славянский праздничный цикл, доставшийся в наследство от языческой культуры. Основные моменты его истории, обычаев и традиций празднования. Особенности и значение устного народного творчества: обрядовых песен, пословиц, поговорок.

Этническое самосознание

Общая характеристика и основные отличия понятий этнического самосознания и этничности или этнической идентичности. Взаимодействие признаков различных этносов. Анализ сходств и различий культурных ценностей на примере российского и болгарского народа.

Национальный костюм донской казачки

Истоки появления национального костюма донских казаков, влияние на него русских и тюркских народностей. Специфика платья-кубелька с точки зрения бытового использования и эстетической ценности. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры.

 

.......


Информация о работе Праздник, как игровой феномен культуры