Праздники и традиции народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие национальной игры.
2. Истоки возникновения национальных игр.
3. Значение национальных игр для всестороннего развития ребенка.
4. Календарные игры.
5. Хороводные игры.
6. Связь национальных игр с играми других народов.
7. Роль и место национальных игр в семейном воспитании.
8. Методика проведения и руководство национальными играми.
9. Комплекс национальных игр для детей 3-7 лет и 7-12 лет.

Файлы: 1 файл

Русские национальные игры.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

План к реферату по дисциплине

«Праздники и традиции народов России»:

  1. Понятие национальной игры.
  2. Истоки возникновения национальных игр.
  3. Значение национальных игр для всестороннего развития ребенка.
  4. Календарные игры.
  5. Хороводные игры.
  6. Связь национальных игр с играми других народов.
  7. Роль и место национальных игр в семейном воспитании.
  8. Методика проведения и руководство национальными играми.
  9. Комплекс национальных игр для детей 3-7 лет и 7-12 лет.

 

Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.

Народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа [1].

В них совмещаются развлечения, тренировка и сама уникальная культура выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.

Несмотря на то, что, так или иначе, человек играет на протяжении всей своей жизни, все же слово «игра» ассоциируется с детством. Культура  детской игры развивалась во взаимосвязи с культурой взрослой, так как дети всегда принимали участие в различных событиях семьи, рода, села. С изменением быта менялась взрослая культура, многие вещи уходили из обихода, но они оставались очень интересными и притягательными для детей.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.

В настоящее время на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. К большому сожалению, очень многое из этого прошлого нам знакомо либо поверхностно, либо вообще утеряно. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Во что и как играли наши деды и прадеды? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Поэтому необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать детей в национальных традициях. Для этого обратимся к истокам русской народной культуры.

Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, понять, принять и изучать родной язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к народному фольклору, в котором народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Есть программы по приобщению детей к народной культуре, они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, песнями, потешками, сказками, загадками и, конечно же, с народными играми [4].

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является еще и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребенка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе [4].

К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них [4].

Игра – это еще и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремленность. Играя, ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не допел до конца – нарушил правило и т.д.) И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности [4].

Четкой классификации народных игр нет. На основе исследований О.И Капицы, Г.М Науменко игры условно можно разделить на следующие виды:

  • подвижные (спортивные) игры. К ним относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Лапта», «Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.);
  • календарные (обрядовые) игры – это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарем. К сожалению, многие из них уже давно утрачены («Кукушечка», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.);
  • по отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно и трепетно относился к природе, прославлял и берег ее. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение – дети знакомятся с окружающей природой («Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.);
  • трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков («Горшок», «Каравай», «Я веселая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.);
  • игры с ведущим (водящим) – игры, где участник выполняет какое-то действие или ведет игру («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке» и др.);
  • игры-забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребенка и, в то же время, несут в себе какой-то познавательный и воспитательный элемент («Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «По кочкам» и др.);
  • драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ежка», «Идет коза по лесу», «Дрема» и др.).

Так как все народные игры проводились по-разному, их, в свою очередь, можно условно разделить на 3 типа:

  • хороводные или круговые («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.);
  • некруговые или «стенка на стенку» («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.);
  • хороводы-шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная («Хмель», «Ручеек», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.) [4].

Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных игр можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы, костюмы, шапочки зверей, атрибуты, все это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.

Игры каждого народа самобытны, и вместе с тем они имеют много общего, объединяющего их между собой. Ярко отражены в играх всех народов традиционные виды труда. Глубокое уважение народа к труду проявляется в памяти даже о тех видах труда, которые давно отжили. Вспомнить хотя бы русский хоровод «Посею лебеду на берегу» или отдельные строки хороводной игры «Просо», игры «Бурлаки», «Скоморохи» и т.п.

Конечно, не только труд, но и самые разные, практически все стороны жизни отражены в играх. Прошедшие через века традиционные игры доносят до нас отголоски старинных обычаев, элементы древних магических обрядов, что заметно в таких играх, как русские «Золотые ворота», «Горелки», «Каравай», бурятские жмурки «Хохор хамга шаалга», удмуртская «Поляна-жердь», «медвежьи» игры севера Западной Сибири  и др. Несколько десятилетий подряд большинство исследователей, даже тех, что изучали связь народных игр с историей и традиционно-бытовой культурой народов, обходили стороной факты отражения в играх религиозных представлений разных народов. Нельзя и далее игнорировать такие факты. Формы и степень влияния религии различны в играх. Заметна разница влияний со стороны отдельных религий: христианства, мусульманства, буддизма и т.д. Во многих традиционных народных играх и обрядах сохранились яркие следы язычества [1].

Бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика каждого народа является одним из назначений традиционных народных игр. Например, ярко раскрывается в таких играх характер народа. Конечно, все народы ценят и стремятся поддерживать общечеловеческие идеалы добра, справедливости, честности, дружелюбия, смелости, выдержки, целеустремленности, верности слову, великодушия, скромности и т.д. Но проявляется это у каждого народа в своих национальных своеобразных сочетаниях. А вот за русскими играми прочно закрепились эпитеты «молодецкие», «удалые». Национальные особенности проявляются не только в действиях и отношениях играющих, но и в других сторонах игровой культуры, включая материальную культуру игры. Скажем, русские предпочитают в играх с костями использовать крупные лодыжные кости коров и играют на просторных площадках, а для народов Кавказа традиционны игры с мелкими бараньими косточками-пальчиками и на небольших площадках, порой прямо на плоской крыше сакли.

Яркий национальный колорит придает играм широкое использование родного языка и фольклора: песен, считалок, скороговорок, припевок, дразнилок, приговорок и т.д. Важнейшей стороной игровой культуры можно считать утвердившееся в народе традиционное отношение к игре как средству развития и воспитания человека. Сложилась и действует у каждого народа своя народная педагогика игры, объединяющая вековой опыт знания, мысли о применении игры в воспитании, приемы и методы, саму практику такого применения игры [2].

Существуют различные методики и руководства по проведению национальных игр. Вот пример руководства:

  1. Размещение играющих и место воспитателя при объяснении игры.

Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.

Следует помнить, что изложение игры надо сопровождать показом. Наглядность помогает лучше понять игру, и после объяснения у участников не возникает вопросов. Руководитель должен стоять на видном месте боком .

  1. Объяснение игры.

Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Прежде чем начать игру, воспитатель обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно проанализировать ее и только после этого приступать к объяснению.

Рассказ должен быть кратким. Исключение составляют игры в младших классах, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:

  • название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
  • роли играющих и их расположение на площадке;
  • содержание игры;
  • цель игры;
  • правила игры.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем. Рассказывая о ходе игры, воспитатель коснется правил, но в конце рассказа необходимо еще раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять.

Воспитатель должен обращать внимание на настроение учащихся: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его.

Информация о работе Праздники и традиции народов России