Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:30, контрольная работа
1. Понятие национальной игры.
2. Истоки возникновения национальных игр.
3. Значение национальных игр для всестороннего развития ребенка.
4. Календарные игры.
5. Хороводные игры.
6. Связь национальных игр с играми других народов.
7. Роль и место национальных игр в семейном воспитании.
8. Методика проведения и руководство национальными играми.
9. Комплекс национальных игр для детей 3-7 лет и 7-12 лет.
План к реферату по дисциплине
«Праздники и традиции народов России»:
Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.
Народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа [1].
В них совмещаются развлечения, тренировка и сама уникальная культура выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.
Несмотря на то, что, так или иначе, человек играет на протяжении всей своей жизни, все же слово «игра» ассоциируется с детством. Культура детской игры развивалась во взаимосвязи с культурой взрослой, так как дети всегда принимали участие в различных событиях семьи, рода, села. С изменением быта менялась взрослая культура, многие вещи уходили из обихода, но они оставались очень интересными и притягательными для детей.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.
В настоящее время на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. К большому сожалению, очень многое из этого прошлого нам знакомо либо поверхностно, либо вообще утеряно. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Во что и как играли наши деды и прадеды? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Поэтому необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать детей в национальных традициях. Для этого обратимся к истокам русской народной культуры.
Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, понять, принять и изучать родной язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к народному фольклору, в котором народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Есть программы по приобщению детей к народной культуре, они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, песнями, потешками, сказками, загадками и, конечно же, с народными играми [4].
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является еще и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребенка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе [4].
К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них [4].
Игра – это еще и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремленность. Играя, ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не допел до конца – нарушил правило и т.д.) И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности [4].
Четкой классификации народных игр нет. На основе исследований О.И Капицы, Г.М Науменко игры условно можно разделить на следующие виды:
Так как все народные игры проводились по-разному, их, в свою очередь, можно условно разделить на 3 типа:
Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных игр можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы, костюмы, шапочки зверей, атрибуты, все это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.
Игры каждого народа самобытны, и вместе с тем они имеют много общего, объединяющего их между собой. Ярко отражены в играх всех народов традиционные виды труда. Глубокое уважение народа к труду проявляется в памяти даже о тех видах труда, которые давно отжили. Вспомнить хотя бы русский хоровод «Посею лебеду на берегу» или отдельные строки хороводной игры «Просо», игры «Бурлаки», «Скоморохи» и т.п.
Конечно, не только труд, но и самые разные, практически все стороны жизни отражены в играх. Прошедшие через века традиционные игры доносят до нас отголоски старинных обычаев, элементы древних магических обрядов, что заметно в таких играх, как русские «Золотые ворота», «Горелки», «Каравай», бурятские жмурки «Хохор хамга шаалга», удмуртская «Поляна-жердь», «медвежьи» игры севера Западной Сибири и др. Несколько десятилетий подряд большинство исследователей, даже тех, что изучали связь народных игр с историей и традиционно-бытовой культурой народов, обходили стороной факты отражения в играх религиозных представлений разных народов. Нельзя и далее игнорировать такие факты. Формы и степень влияния религии различны в играх. Заметна разница влияний со стороны отдельных религий: христианства, мусульманства, буддизма и т.д. Во многих традиционных народных играх и обрядах сохранились яркие следы язычества [1].
Бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика каждого народа является одним из назначений традиционных народных игр. Например, ярко раскрывается в таких играх характер народа. Конечно, все народы ценят и стремятся поддерживать общечеловеческие идеалы добра, справедливости, честности, дружелюбия, смелости, выдержки, целеустремленности, верности слову, великодушия, скромности и т.д. Но проявляется это у каждого народа в своих национальных своеобразных сочетаниях. А вот за русскими играми прочно закрепились эпитеты «молодецкие», «удалые». Национальные особенности проявляются не только в действиях и отношениях играющих, но и в других сторонах игровой культуры, включая материальную культуру игры. Скажем, русские предпочитают в играх с костями использовать крупные лодыжные кости коров и играют на просторных площадках, а для народов Кавказа традиционны игры с мелкими бараньими косточками-пальчиками и на небольших площадках, порой прямо на плоской крыше сакли.
Яркий национальный колорит придает играм широкое использование родного языка и фольклора: песен, считалок, скороговорок, припевок, дразнилок, приговорок и т.д. Важнейшей стороной игровой культуры можно считать утвердившееся в народе традиционное отношение к игре как средству развития и воспитания человека. Сложилась и действует у каждого народа своя народная педагогика игры, объединяющая вековой опыт знания, мысли о применении игры в воспитании, приемы и методы, саму практику такого применения игры [2].
Существуют различные методики и руководства по проведению национальных игр. Вот пример руководства:
Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.
Следует помнить, что изложение игры надо сопровождать показом. Наглядность помогает лучше понять игру, и после объяснения у участников не возникает вопросов. Руководитель должен стоять на видном месте боком .
Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Прежде чем начать игру, воспитатель обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно проанализировать ее и только после этого приступать к объяснению.
Рассказ должен быть кратким. Исключение составляют игры в младших классах, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем. Рассказывая о ходе игры, воспитатель коснется правил, но в конце рассказа необходимо еще раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять.
Воспитатель должен обращать внимание на настроение учащихся: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его.