Праздники и традиции народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие национальной игры.
2. Истоки возникновения национальных игр.
3. Значение национальных игр для всестороннего развития ребенка.
4. Календарные игры.
5. Хороводные игры.
6. Связь национальных игр с играми других народов.
7. Роль и место национальных игр в семейном воспитании.
8. Методика проведения и руководство национальными играми.
9. Комплекс национальных игр для детей 3-7 лет и 7-12 лет.

Файлы: 1 файл

Русские национальные игры.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)
  1. Выделение водящих.

Среди многих организаторов и ведущих игр существует тенденция назначать капитана команды или предоставлять возможность командам делать выбор самим. Но, во-первых, в случае назначения, дети подозревают наличие любимчиков, независимо от того, справедливо это или нет, а, во-вторых, команды могут выбрать лидера потому, что он самый сильный в их группе. Подобный лидер может запугивать или обижать остальных.

  • по назначению руководителя;
  • существует способ выбора водящего по жребию. Жребий может быть произведен путем расчета, метания и другими способами. Например, по жребию можно «тянуться на палке». Участник берет палку снизу, выше берется рукой второй игрок, еще выше — третий и т.д. Водящим становится тот, кто возьмет палку за верхний конец и удержит ее или покроет палку сверху ладонью. Этот способ применим при 2-4 играющих;
  • справедливо установить очередность в выборе водящего, чтобы каждый участник побывал в данной роли. Это содействует воспитанию организаторских навыков и активности;
  • можно назначить водящего по результатам предыдущих игр. Водящим становится игрок, оказавшийся в предыдущей игре наиболее ловким, быстрым и т.д. Об этом надо сообщить участникам заранее, чтобы они стремились проявлять в играх необходимые качества. Отрицательной стороной этого способа является то, что в роли водящего не смогут быть слабые и менее ловкие дети.
  1. Распределение на команды.

Распределение на команды также может проводиться различными способами:

  • руководитель распределяет играющих на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды. Такой способ чаще всего применяют при проведении сложных подвижных и спортивных игр в старших классах. Активного участия в составлении команд играющие не принимают.
  • другой способ распределения играющих на команды состоит в построении учащихся в шеренгу и расчете на первый-второй; первые номера составят одну команду, вторые — другую. Таким же способом составляют и несколько команд. Подобное быстрое распределение целесообразно для урока, так как он ограничен по времени, однако его недостаток в том, что команды не всегда получаются равными по силам.
  1. Выбор капитанов команд.

Роль капитанов команд очень велика: они отвечают за поведение всей команды в целом и за отдельных играющих. Капитану дается право распределить роли в команде, следить за соблюдением правил и дисциплиной. Он является непосредственным помощником руководителя.

Капитанов могут выбрать сами играющие или их назначает руководитель. Обычно сначала составляют команды и лишь после этого назначают капитанов. В случае разделения на команды путем выбора или сговора капитанов выбирают заранее.

В постоянных командах капитаны периодически переизбираются.

  1. Выделение помощников.

Для каждой игры воспитатель выбирает помощников, которые следят за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь.

Руководство игрой имеет исключительно важное значение для решения поставленных воспитателем оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Усвоение детьми игры и поведение играющих также зависят от правильного руководства. Игра должна начинаться организованно и своевременно, по условному сигналу (команде, свистку, хлопку в ладоши, взмаху рукой или флажком). Условные сигналы и команды лучше чередовать в целях упражнения детей в точности и быстроте двигательной реакции. Воспитатель заранее предупреждает детей о выбранном им сигнале и дает его только после того, как убедится в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли свои места.

После того как игра началась, воспитатель внимательно следит за ее ходом, за поведением играющих, делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры. Если большинство играющих допускают одинаковую ошибку, он может приостановить игру и сделать указания, как правильно выполнять приемы игры, обращает внимание на тактику. Однако наряду с этим он предоставляет детям максимум инициативы и остается беспристрастным и объективным судьей.

Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда все участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Игру нельзя останавливать криком, резкой командой, так как такое неожиданное для учеников окончание игры, непредвиденный ее конец могут вызвать отрицательную реакцию, неудовлетворение [3].

Комплекс национальных игр для детей 3-7 лет

Подвижные игры:

«Птичка и птенчики». Дети делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа имеет свой домик-гнездышко (начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанная за концы веревка и т.п.). Дети, сидя на корточках, изображают птенчиков в гнездышках, воспитатель – птичку. По словам «Полетели – полетаем!» птенчики вылетают из гнездышка и стараются улететь за кормом подальше. По словам воспитателя «Полетели домой» птенчики возвращаются в свои гнездышки. Игра повторяется 3-4 раза.

Указания: воспитатель следит, чтобы дети-птенчики действовали по сигналу, напоминает, что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать надо подальше от дома – там больше корма для птичек.

«Принеси игрушку». Игрушки (погремушки, кубики) раскладывают на противоположной стороне комнаты, площадки. Воспитатель зовет к себе детей и просит принести игрушки. По его указанию дети идут или бегут за игрушками и приносят их воспитателю. Похвалив детей, он просит отнести игрушки на место.

Указания: игру можно усложнить, добавив задание: дойти до игрушки по узкой дорожке (доске) или перешагивая через невысокие предметы.

«Мыши и кот». Дети-мыши сидят в норках (на скамейках или стульях, доставленных вдоль стен комнаты или по сторонам площадки). В одном из углов площадки сидит кот. Роль кота исполняет воспитатель. Кот засыпает, мыши разбегаются по комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышек со словами:

«Кот мышей сторожит, притворился, будто спит.

Тише, мыши, не шумите и кота не разбудите.

На охоту, кот, пора. Начинается игра!»

Мыши быстро бегут и прячутся в норках (занимают свои места на стульях). После того как все мыши вернутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает. Игра повторяется 4-5 раз.

Указания: из норок мышки могут выбегать только тогда, когда кошка закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки – после того как кошка проснется и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали из норок. В игре можно использовать и кошку-игрушку. Норками могут быть также кубики, на которые дети должны взобраться.

«Хоровод с котом». Дети встают в круг, держаться за руки. В кругу стоит кот, мышки идут по кругу и говорят:

«Завели мы хоровод – в хороводе стоит кот.

Котик-котик, не зевай, мышек быстро догоняй!»

Дети-мышки разбегаются, а воспитатель-кот их ловит.

Игры с подпрыгиваниями и прыжками:

«По ровненькой дорожке». Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

«По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки. Раз-два, раз- два.

По камешкам, по камешкам. По камешкам, по камешкам...

В яму – бух!»

При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам» – они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму – бух!» – присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» – дети поднимаются. Воспитатель снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст:

«По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

Устали наши ножки, устали наши ножки.

Вот наш дом – здесь мы живем!»

С окончанием текста дети бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом – на скамейке, за проведенной чертой и т. д.).

Указания: движения можно разнообразить, но они должны соответствовать тексту стихотворения (например, перепрыгивать по камешкам с одной ноги на другую или на одной ноге и т.п.). Воспитатель произвольно удлиняет или укорачивает двигательное задание, повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число раз.

«Скачет зайка маленький». Дети стоят по кругу, за кругом стоит ребенок – зайка. Взрослый говорит текст, а зайка скачет вокруг детей:

«Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Раз-два-три, лисичка зайку догони!»

Зайчик убегает, а лисичка его догоняет. Пробежав круг, зайчик встает на свободное место. Подводится итог, съела ли лисичка зайца. Затем зайчиком становится другой ребенок.

Игры с подлезанием и лазаньем:

«Наседка и цыплята» («Курочка-хохлатка»). Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – ее дети-цыплятки. Мама-курица идет впереди, а цыплята подлазят под дугами или шнуром (поднятым на высоту 40-50 см), идут вперед на пяточках, наклоняются, приседают, ищут корм. Курица произносит следующие слова:

«Вышла курица-хохлатка, с нею желтые цыплятки,

Квохчет курица: «Ко-ко, не ходите далеко!»

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике:

«На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет!»

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыпленок становится кошкой. Игра начинается сначала.

Указания: когда цыплята возвращаются домой, убегая от кошки, воспитатель может приподнять веревку повыше, чтобы дети не задели ее. Роль наседки могут со временем выполнять и сами дети. Дети могут не сразу убегать в дом от кошки, а бегать и только со словами «Бегите в дом!» – бежать к курице.

«Мыши в кладовой». Дети изображают мышей. Они стоят или сидят на стульях, скамейках на одной стороне площадки (мышки в норках). На противоположной стороне, на высоте 50-40 см натянута веревка, за ней кладовая. Сбоку от играющих сидит воспитательница, исполняющая роль кошки. Кошка засыпает, а мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, подлезая под веревку. В кладовой мыши присаживаются на корточки и грызут сухари. Кошка внезапно просыпается и бежит за мышами. Мыши выбегают из кладовой и прячутся в норки. (Кошка не ловит мышей, она только делает вид, что хочет поймать их). Затем кошка возвращается на место и засыпает, игра продолжается. Повторяется игра 5-6 раз.

Указания: подлезая под веревку, надо стараться наклониться пониже, чтобы не задеть ее.

Игры с бросанием, отбиванием и ловлей:

«Кто дальше бросит мешочек?» Дети стоят на одной стороне зала (площадки) за начерченной линией или положенной веревкой. Каждый из играющих получает мешочек. По сигналу воспитателя все дети бросают мешочки вдаль. Каждый внимательно следит за тем, куда упадет его мешочек. По следующему сигналу дети бегут за мешочками, поднимают их и становятся на то место, где лежал мешочек. Они поднимают двумя руками мешочек над головой. Воспитатель отмечает детей, которые бросили мешочки дальше всех. Дети возвращаются на исходные места. Игра повторяется 6-7 раз.

Указания: игру лучше проводить с половиной группы. Бросать мешочки нужно по заданию воспитателя и правой и левой рукой.

«Попади в круг». Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на полу) диаметром 1-1,5 м. В руках у детей мешочки с песком. По сигналу воспитателя «Бросай!» все дети бросают мешочки в круг. Затем воспитатель говорит: «Поднимите мешочки!» Дети поднимают мешочки и становятся на место. Игра повторяется 4-6 раз.

Указания: мешочек надо бросать обеими руками.

«Снежинки и ветер». Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание наполет снежинок. Именно снежинками становятся дети, выходя на игровую площадку.

Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Воспитатель говорит:

«Ветер сильный подул!

Разлетайтесь, снежинки!»

По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит:

«Ветер стих!

Возвращайтесь, снежинки!»

По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг.

Указания: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место [5].

Комплекс национальных игр для детей 7-12 лет

«Лапта» – русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры – ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочередно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песапалло в Финляндии, ойна в Румынии и другие.

Информация о работе Праздники и традиции народов России