Праздники и традиции народов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие национальной игры.
2. Истоки возникновения национальных игр.
3. Значение национальных игр для всестороннего развития ребенка.
4. Календарные игры.
5. Хороводные игры.
6. Связь национальных игр с играми других народов.
7. Роль и место национальных игр в семейном воспитании.
8. Методика проведения и руководство национальными играми.
9. Комплекс национальных игр для детей 3-7 лет и 7-12 лет.

Файлы: 1 файл

Русские национальные игры.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Учащиеся 5-6 класса за одно занятие могут научиться игре в русскую лапту, что не под силу в других игровых видах спорта. И самое главное, в русской лапте не требуется дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную (самодельную) биту, ровную площадку для игры и желание проявить себя в этом увлекательном русском национальном виде спорта.

Вариант «Переменки»

На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал, отбивать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, то есть десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал. Если игроки в поле поймали отбитый мяч «с лету», то происходит смена команд.

Вариант «Чиж»

В этом варианте вместо мяча используется деревянный четырехгранный «чиж» c заостренными концами и с цифрами на гранях: I, II, III и IIII (вероятность выпадения каждой цифры составляет ¼).

«Ручеек» – русское детское (не только) подвижное развлечение (игра), известное с давних пор.

Участники (теоретически от 4-5, чем больше, тем лучше) разделяются на пары (чаще разнополые), взявшись за руки, они встают в две колонны на некотором расстоянии друг от друга, поднимают сцепленные руки высоко над головами, образуя тоннель. В первом варианте есть водящий – он входит в коридор, где, беря за руку, выбирает себе пару, разбивая одну из старых пар, новая пара встает в противоположной входу стороне «ручейка», а освободившийся человек становится водящим, и т. д. Для интенсификации процесса при большой длине «ручейка», может быть сразу несколько водящих. Во втором варианте четное количество участников и пары постоянны, просто пары с одного конца тоннеля переходят по нему в другой конец, и т.д Часто игра идет под музыку. Чем быстрее течет «ручеек», тем веселее. В детском возрасте смысл игры для участников часто сводится к возможности постоять, взявшись за руки, с интересными людьми.

«Царь горы» – игра, задача игрока в которой занимать вершину горы или любую другую определенную правилами игры область и не пускать туда остальных игроков. Конкретные правила игры могут сильно разниться от источника к источнику. Например, один из числа играющих детей взбирается на невысокую снежную горку и оттуда кричит всем с вызовом: «Я – царь горы!» Остальные участники веселья со всех сторон самоотверженно бросаются на штурм этой горки. Каждый из нападающих игроков старается сам захватить ее, свергнув самозванного царя горы. В такой стремительной и веселой борьбе играющие стаскивают друг друга со снежной горки. При этом действии не разрешается резко и жестоко толкать, использовать грубые травмоопасные приемы.

«Казаки–разбойники» – детская игра, популярная в XX веке. В игре принимают участие две команды. Как утверждает одна из книг начала XX века, по правилам, пойманных разбойников даже наказывали ударами ремня по спине. Название игры взято из жизни, поскольку ее правила имитируют действительность: в царской России, казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников. Точных данных о времени возникновения игры нет, но известно, что играли в нее еще до революции. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда городовые казаки из поселений за вознаграждение ловили «воровских» казаков.

В «Казаки-разбойники» играют по-разному. Если не принимать во внимание мелкие нюансы, все вариации можно свести к двум версиям.

Первый вариант:

Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки). Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать). По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками». По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы ее было удобно охранять. Ее границы четко обозначаются (мелом, камешками и т.п.). Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать. Пойманных «разбойников» уводят в «темницу». «Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берет в плен обоих. «Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего. Цель игры: переловить всех «разбойников».

Второй вариант:

Играющие оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они по жребию определяют, кто будет играть за «казаков», а кто за «разбойников». Иногда выбираются атаманы. «Разбойники» совещаются и загадывают кодовое слово (секретный «пароль»). По сигналу «разбойники» убегают прятаться («казаки» не должны подглядывать). Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у «казаков» были подсказки, где искать. Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников. Чем быстрее «разбойники» убегают и чем запутаннее рисуют стрелочки, тем у них больше шансов надежно спрятаться. «Казаки» в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных. Через оговоренный промежуток времени (обычно 15-20 минут) «казаки» отправляются искать «разбойников». Найденного разбойника ловят («пятнают») и отводят в темницу (он не имеет права вырываться и убегать). Некоторые источники утверждают, что «казак», поймавший «разбойника», остается в «темнице», сторожить его. В других говорится о страже (1-2 человека), которая постоянно следит за «разбойниками» в «темнице», а «казаки» могут бежать ловить остальных. В «темнице» «разбойников» «пытают» (щекочут, подсовывают насекомых, жгут крапивой). Виды «пыток» заранее оговариваются: они не должны быть жестокими или обидными. Задача «казаков»: выведать секретное слово-пароль [3].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: народные игры интересны и актуальны в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш высокотехнологический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, так как игры координируют, поднимают настроение, развивают физически, доставляют радость. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

 

Список литературы

  1. История возникновения народных игрушек и игр, их применение в системе образования: [Электрон, ресурс]: Социальная сеть работников образования «Nsportal.ru». – Режим доступа: WWW. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/istoriya-vozniknoveniya-narodnyh-igrushek-i-igr-ih-primenenie-v-sisteme
  2. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. – М.: Мнемозина, 2002. – 79 с.
  3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие / М.Ф. Литвинова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 368 с.
  4. Народные игры. Их роль в развитии дошкольника: [Электрон, ресурс]: Научно-издательский центр «Социосфера». – Режим доступа: WWW. URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/179/narodnye_igry_ih_rol_v_razvitii_doshkolnika/
  5. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М.: Детская литература, 1988. – 160 с.

Информация о работе Праздники и традиции народов России