Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 03:20, реферат
Празднично-обрядовая деятельность коренных народов Севера, в частности эвенов, проводились в самые переломные моменты смены времен года – в период рождения, расцвета, угасания и возрождения природы. Символические свойства этих поворотных моментов отражались в содержании календарных обрядов и праздников. Общая и объединяющая идея праздников и обрядов годового цикла является идея окончания и начала, угасания и возрождения природы, ее непрерывности. Традиционные календарные праздники эвенов, как у других народов Севера, были связаны с переходными циклами между теплыми и холодными периодами, между концом одного цикла и началом другого, «старением» и «возобновлением».
Таким образом, обрядово-ритуальная система народов Севера, в том числе эвенов, была связана с природными временными циклами. Их основные праздники, жертвоприношения, обряды и ритуалы проводились в самые поворотные моменты смены времен года – в период рождения, расцвета, угасания и возрождения природы. Выше приведенный материал показывает сложность представлений эвенов о времени: переломные моменты смены времен года наделялись качественными особенностями, сакральными значениями и символическими свойствами, которые отражались в содержании календарных обрядов и праздников данного этноса. Общая и объединяющая идея праздников и обрядов годового цикла является идея окончания и начала, угасания и возрождения природы, ее непрерывности. Выявлено, что наиболее насыщенным обрядовыми действиями является весенне-летний период. По представлениям народов Севера, в частности эвенов, весна и лето символизировали начало жизни, рождение, пробуждение, возобновление, возрождение. Они воспринимались как самое благодатное время, во время которого «открывался» «вход» в мир божеств и духов-покровителей и поэтому в это время совершали различные праздники, обряды, ритуалы и жертвоприношения, связанные с благополучием людей. В это «открытое» время божества могли даровать душу ребенка бездетным парам, послать здоровье, удачи на промыслах, благополучие, счастье, услышав моления, заклинания-благопожелания и песни людей. В этот период на календарных праздниках люди очищались, кормили духов-покровителей и божеств, обращались к ним с молениями и заклинаниями-благопожеланиями, совершая различные жертвоприношения и ритуалы. А также в традиционных календарных праздниках эвенов ярко наблюдаются архаические компоненты – это древние культы Матерей-природы, культ солнца, а также культ огня. Следует отметить, что эти культы, безусловно, имеют древнейшие корни и до сих пор оказывают существенное влияние на духовную и материальную культуру эвенов. Можно сказать, что в целом их традиционная культура это бережливое отношение к природе, тесная взаимосвязь и гармония с ней, а также особое почитание и сакрализация природы и ее объектов.
Список использованной литературы и источников:
1. Алексеев А.А. Культ огня у эвенов // Илин. – 2003. – №3-4. – С. 77-85.
2. Алексеев А.А. Эвены Верхоянья: история и культура (конец XIX–80-е гг. XX в.). – СПб.: ВВМ, 2006. – 248 с.
3. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - начале XX в. – Новосибирск: Изд-во «Наука», Сибирское отделение, 1975. – 200 с.
4. Алексеева З.З. Возрождение
традиционных праздников –
5. Белянская М.Х. Традиция и современность: культура выживания северных тунгусов в Северо-Восточной Азии (историко-этнографический очерк). – СПб., 2004. – 124 с.
6. Белянская М.Х. Экологические традиции аллаиховских эвенов и русскоустьинцев Якутии // Вопросы эвенской филологии и этнологии (труды молодых ученых). – Якутск: Изд-во «Северовед», 1996. – С. 43-47.
7. Бокова Е.Н. Быт эвенов: учеб.-метод. пособие для кочевых школ. / МУ «Упр. образования» при адм. МО «Мом. р-н». – Якутск: ИП «Осенина И.Л.», 2011. – 32 c.
8. История и культура эвенов:
Историко-этнографические
9. Лукина А.Г. Танцы Якутии. – Якутск: Кн. изд-во, 1989. – 152 с.
10. Народы Дальнего Востока СССР в XVII – XX вв.: Историко-этнографические очерки / Отв. ред. И.С. Гурвич. – М.: «Наука», 1985. – 240 с.
11. Павлова Т.В. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект): Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 263 с.
12. Петрова Т.И. Времяисчисление
у тунгусо-маньчжурских
13. ПМА, 2005 (Полевые материалы автора, собранные в пос. Себян-Кюель Кобяйского улуса РС (Я) в 2005 г.).
14. ПМА, 2010 (Полевые материалы автора, собранные в пос. Чокурдах Аллаиховского улуса Республики Саха (Якутия) в 2010 г.).
15. Праздники и обряды коренных народов Камчатки : [сб.] / Мин. культуры Камч. края, краев. гос. учрежд. "Камч. центр нар. творчества" ; [сост. Зинаида Басунова ; под общ. ред. Галины Рассохиной. — Петропавловск-Камчатский: [б. и.], 2009. — 54 с.
16. Ритуалы поклонения огню
17. Романова Е.Н. Якутский
18. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир / Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. – Новосибирск: Изд-во «Наука». Сибирское отделение, 1988. – 225 с.
19. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. – Л.: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1969. – 440 с.
20. Эвенские обрядовые праздники: