Праздники народов севера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 03:20, реферат

Описание работы

Празднично-обрядовая деятельность коренных народов Севера, в частности эвенов, проводились в самые переломные моменты смены времен года – в период рождения, расцвета, угасания и возрождения природы. Символические свойства этих поворотных моментов отражались в содержании календарных обрядов и праздников. Общая и объединяющая идея праздников и обрядов годового цикла является идея окончания и начала, угасания и возрождения природы, ее непрерывности. Традиционные календарные праздники эвенов, как у других народов Севера, были связаны с переходными циклами между теплыми и холодными периодами, между концом одного цикла и началом другого, «старением» и «возобновлением».

Файлы: 1 файл

эвены Машуков Р.О.docx

— 38.87 Кб (Скачать файл)

Таким образом, обрядово-ритуальная система  народов Севера, в том числе  эвенов, была связана с природными временными циклами. Их основные праздники, жертвоприношения, обряды и ритуалы  проводились в самые поворотные моменты смены времен года – в  период рождения, расцвета, угасания и  возрождения природы. Выше приведенный  материал показывает сложность представлений эвенов о времени: переломные моменты смены времен года наделялись качественными особенностями, сакральными значениями и символическими свойствами, которые отражались в содержании календарных обрядов и праздников данного этноса. Общая и объединяющая идея праздников и обрядов годового цикла является идея окончания и начала, угасания и возрождения природы, ее непрерывности. Выявлено, что наиболее насыщенным обрядовыми действиями является весенне-летний период. По представлениям народов Севера, в частности эвенов, весна и лето символизировали начало жизни, рождение, пробуждение, возобновление, возрождение. Они воспринимались как самое благодатное время, во время которого «открывался» «вход» в мир божеств и духов-покровителей и поэтому в это время совершали различные праздники, обряды, ритуалы и жертвоприношения, связанные с благополучием людей. В это «открытое» время божества могли даровать душу ребенка бездетным парам, послать здоровье, удачи на промыслах, благополучие, счастье, услышав моления, заклинания-благопожелания и песни людей. В этот период на календарных праздниках люди очищались, кормили духов-покровителей и божеств, обращались к ним с молениями и заклинаниями-благопожеланиями, совершая различные жертвоприношения и ритуалы. А также в традиционных календарных праздниках эвенов ярко наблюдаются архаические компоненты – это древние культы Матерей-природы, культ солнца, а также культ огня. Следует отметить, что эти культы, безусловно, имеют древнейшие корни и до сих пор оказывают существенное влияние на духовную и материальную культуру эвенов. Можно сказать, что в целом их традиционная культура это бережливое отношение к природе, тесная взаимосвязь и гармония с ней, а также особое почитание и сакрализация природы и ее объектов.  

 

Список использованной литературы и источников:

1. Алексеев А.А. Культ огня  у эвенов // Илин. – 2003. – №3-4. – С. 77-85.

2. Алексеев А.А. Эвены Верхоянья: история и культура (конец XIX–80-е гг. XX в.). – СПб.: ВВМ, 2006. – 248 с.

3. Алексеев Н.А. Традиционные  религиозные верования якутов  в XIX - начале XX в. – Новосибирск: Изд-во «Наука», Сибирское отделение, 1975. – 200 с.

4. Алексеева З.З. Возрождение  традиционных праздников – возвращение  к истокам, или трансформация  культурного самосознания (на примере  эвенов Якутии) // Языки, культура  и будущее народов Арктики:  Тезисы докл. межд. конф., 17-21 июня 1993 г. Ч. II. – Якутск, 1993. – С. 33-34.

5. Белянская М.Х. Традиция и современность: культура выживания северных тунгусов в Северо-Восточной Азии (историко-этнографический очерк). – СПб., 2004. – 124 с.

6. Белянская М.Х. Экологические традиции аллаиховских эвенов и русскоустьинцев Якутии // Вопросы эвенской филологии и этнологии (труды молодых ученых). – Якутск: Изд-во «Северовед», 1996. – С. 43-47.

7. Бокова Е.Н. Быт эвенов: учеб.-метод. пособие для кочевых школ. / МУ «Упр. образования» при адм. МО «Мом. р-н». – Якутск: ИП «Осенина И.Л.», 2011. – 32 c.

8. История и культура эвенов: Историко-этнографические очерки. –  СПб.: Изд-во «Наука», 1997. – 179 с.

9. Лукина А.Г. Танцы Якутии. –  Якутск: Кн. изд-во, 1989. – 152 с.

10. Народы Дальнего Востока СССР  в XVII – XX вв.: Историко-этнографические очерки / Отв. ред. И.С. Гурвич. – М.: «Наука», 1985. – 240 с.

11. Павлова Т.В. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект): Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 263 с.

12. Петрова Т.И. Времяисчисление  у тунгусо-маньчжурских народностей  // Памяти В.Г. Богораза (1865-1936) / Сборник статей. – М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1937. – С. 79-121.

13. ПМА, 2005 (Полевые материалы автора, собранные в пос. Себян-Кюель Кобяйского улуса РС (Я) в 2005 г.).

14. ПМА, 2010 (Полевые материалы автора, собранные в пос. Чокурдах  Аллаиховского улуса Республики Саха (Якутия) в 2010 г.).

15. Праздники и обряды коренных  народов Камчатки : [сб.] / Мин. культуры  Камч. края, краев. гос. учрежд. "Камч. центр нар. творчества" ; [сост. Зинаида Басунова ; под общ. ред. Галины Рассохиной. — Петропавловск-Камчатский: [б. и.], 2009. — 54 с.

16. Ритуалы поклонения огню народов  севера Республики Саха (Якутия). / Республиканский Дом народного  творчества. – Якутск, 1994. – 15 с.

17. Романова Е.Н. Якутский праздник  Ысыах: Истоки и представления. – Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1994. – 160 с.

18. Традиционное мировоззрение  тюрков Южной Сибири: Пространство  и время. Вещный мир / Львова  Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. – Новосибирск: Изд-во «Наука». Сибирское отделение, 1988. – 225 с.

19. Худяков И.А. Краткое описание  Верхоянского округа. – Л.: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1969. – 440 с. 

20. Эвенские обрядовые праздники: Хэбденек, Бакылдыдяк, Холиа, Чайрудяк. – 2-е изд. – Магадан: Новая полиграфия, 2008. – 67 с.


Информация о работе Праздники народов севера