Принципы и закономерности развития библиотечных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в анализе фундаментальных принципов и законов развития библиотечных фондов. Указанная цель может быть достигнута через последовательное решение ряда взаимосвязанных задач:
• определить сущность, функции и свойства документального фонда в структуре современной библиотеки;
• выявить основные принципы и фундаментальные законы развития библиотечных фондов;
• проанализировать актуальные аспекты эффективного менеджмента библиотечных фондов;
• показать особенности культурной коммуникации, осуществляемой посредством библиотечного фонда и установить связь между вектором его развития и пользователями библиотеки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ 6
1. Библиотечный фонд: сущность, функции, свойства 6
2. Технология развития библиотечного фонда 18
3. Библиотечный фонд как объект менеджмента 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          ВЫПОЛНИЛА

 

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

                                                                                                       

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

ПЛАН РЕФЕРАТА

 

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Культурное наследие имеет фундаментальное значение для дальнейшего развития человечества. Оно составляет основу его духовного и интеллектуального потенциала. На базе эффективного использования историко-культурного наследия происходит развитие личности и формирование новых поколений. То, что выдерживает испытание временем, приобретает характер вечных общечеловеческих ценностей культуры, закрепленных с помощью системы информационных кодов (естественные языки, языки искусства, науки, предметы, созданные человеком). Основная их масса нашла отражение в памяти социокультурных институтов (духовно-производственных и обслуживающих).

Одним из таких обслуживающих социокультурных институтов на протяжении веков является библиотека. Ее документальный фонд представляет собой информационное отражение, воспроизводит человеческое знание с помощью знаков. Подобные знаки и знаковые системы расширяют границы культурной памяти. Знаковые механизмы раздвигают границы прошлого, позволяя сберечь важное не только для современников, но и для отдаленных потомков, которые будут принадлежать другому времени, другому пространству, другой культуре.

Сегодня существуют две точки зрения на роль библиотеки в обществе. Согласно одной из них, традиционная библиотека уже изжила себя. Ее место все увереннее занимает виртуальная. Согласно другой, библиотека по-прежнему остается общедоступным учреждением, которое связывает людей настоящего, прошлого и будущего, людей разных географических пространств. Библиот6ека, какая бы она ни была – виртуальная или традиционная, - это в любом случае некий коммуникативный универсум, взаимодействующий с обществом посредством своего документального (библиотечного) фонда. Фонд есть средство и форма долговременного существования всеобщего знания, опыта, открытий, изобретений, мыслей, идей, чувств.

Поэтому основной миссией библиотеки является восстановление культурной среды, что позволяет человеку чувствовать личную причастность к культурному творчеству, по-иному смотреть на библиотеку и воспринимать ее не просто как учреждение, хранящее документы с необходимой ему информацией, а как социокультурный «лабиринт» (У. Эко)1 человеческих знаний, выраженный с помощью знаков и кодов. Выход из такого «лабиринта» один: научиться читать библиотеку и прежде всего ее фонд «как Текст, где существуют связи и закономерности» 2.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает библиотечный фонд как совокупность культурного наследия человечества. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются базовые принципы и основополагающие закономерности развития библиотечных фондов на современном этапе.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

В курсовой работе используются различные аналитические стратегии:

  • системный, или структурно-функциональный подход, в рамках которого анализируется структура библиотечного фонда и документа, взаимодействие элементов, составляющие данные системы;
  • принцип интеграции различных научных концепций, позволяющий приблизиться к целостному восприятию библиотечного фонда и принципов его развития;
  • сравнительно-типологический (компаративный) метод, привлекаемый с целью определения основных критериев дифференциации принципов и законов развития библиотечных фондов;
  • метод моделирования, способствующий построению модели библиотечного фонда как иерархически организованной знаковой системы;
  • общелогические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение) при определении ключевых понятий, принципов, закономерностей.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Цель курсовой работы состоит в анализе фундаментальных принципов и законов развития библиотечных фондов. Указанная цель может быть достигнута через последовательное решение ряда взаимосвязанных задач:

  • определить сущность, функции и свойства документального фонда в структуре современной библиотеки;
  • выявить основные принципы и фундаментальные законы развития библиотечных фондов;
  • проанализировать актуальные аспекты эффективного менеджмента библиотечных фондов;
  • показать особенности культурной коммуникации, осуществляемой посредством библиотечного фонда и установить связь между вектором его развития и пользователями библиотеки.

 

ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ

  1. Библиотечный фонд: сущность, функции, свойства.

Основой работы любой библиотеки является фонд документов, или библиотечный фонд (от лат. fundus – основание). Фундаментом, фондом библиотеки служит собрание различных документов, подобранное в соответствии с ее профилем, задачами, интересами и запросами читателей, организованное определенным образом, хранимое длительное время для полного, качественного и оперативного использования. Именно фонду, собранию печатных и других материалов библиотека обязана своим названием (греч. biblion – книга, thēkē – хранилище).

В фонде библиотеки находится вся та информация, за которой читатель приходит сюда. Да и само определение «читатель» понимается как абонент библиотеки, который получает доступ к информации, читая книги, журналы, просматривая видеозаписи, прослушивая информацию с магнитной ленты и т.д. и т.п., т.е. используя возможности БФ3.

Воздействие БФ велико и многообразно. Он является источником научной, производственной, художественной, бытовой и иной информацией, плодом труда лучших представителей литературы, научной мысли, культуры. В фонде заложены информационные возможности для общего и профессионального образования, формирования всесторонне гармонично развитой личности, трудового, нравственного, эстетического воспитания, развития научных исследований и совершенствования производства. Наконец, фонд собирает документы для отдыха читателей, для организации «умного» интересного досуга, развлечения и т.п. Такие возможности делают БФ важной информационной базой не только для непосредственно библиотеки, но и с ее помощью для других информационных, образовательных и воспитательных учреждений.

Разумеется, нельзя связывать значимость библиотеки лишь с ее фондом. Главным организатором фонда является библиотекарь. Именно от него зависит, какая литература и документация будет в фонде, как она будет в нем размещена и отражена в справочно-поисковом аппарате. Таким образом библиотекарь привлекает абонентов, читателей к формированию фонда, определению его тематики, состава: без их участия в этом процессе создать оптимальный фонд решительно невозможно. По существу, библиотекарь с помощью читателей закладывает в фонд те возможности, которые затем активно проявляются в работе библиотеки. И более того, библиотекарь как организатор спроса абонентов приводит фонд в движение, в действие.

БФ в прошлом далеко не всегда рассматривался как документальная система, созданная для обслуживания читателей, преобладал так называемый накопительский, «книгохранилищный» уклон. Считалось, что основное назначение фонда библиотеки – сохранение произведений печати, а не организация широкого их использования. Против такого понимания функции библиотеки выступили многие библиотековеды мира.4 Да, библиотеки хранят литературу, но цель их – ее широкое использование. Именно этому подчинена деятельность современных библиотек по формированию и развитию их фондов. Так, по утверждению В.И. Терешина: «Хранение и использование БФ – не противоречащие друг другу, а взаимозависящие процессы. Хранение обеспечивает постоянное наличие в фонде нужных документов, а потому позволяет библиотеке полно удовлетворять запросы своих абонентов. Хранение создает высокую степень надежности фонда, оно не самоцель, а средство безотказного обслуживания читателей»5.

Следует отметить, что современным библиотековедением опровергнута и другая точка зрания на БФ, согласно которой в нем должна быть исключительно литература, пользующаяся высоким спросом читателей. Таким образом выходило, что задача фонда сводилась к удовлетворению интересов читателей. И как следствие, ограничивался состав фонда, проявлялся «хвостизм» в библиотечном деле, т.е. стремление поставить фонд в полную зависимость от интересов читателей. Однако как справедливо замечает уже упоминаемый выше автор: «всегда есть часть читателей с неправильно сформированным мировоззрением, ограниченными запросам, и задача библиотеки заключается не только в том, чтобы удовлетворить любые запросы, но и в том, чтобы ввести читателя в мир познания, осмысления, помочь его развитию, духовному обогащению»6. Именно эти задачи учитываются при создании фонда любой библиотеки.

Далее рассмотрим ключевые свойства БФ, сочетание которых позволит получить о нем более полное представление:

  1. БФ отражает мировой уровень науки, техники, художественного творчества народа, культуры и т.п. По существу, в литературном наследии (и соответственно в фонде) сосредоточены опыт человечества, его знания, вся информация, добытая им. Вспоминая А.И. Герцена, можно процитировать: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому. <…> Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. <…> Но в книге не одно прошедшее, <…> она программа будущего»7. Таким образом, БФ вводит читателя в сокровищницу достижений человечества практически в любой области знания.
  2. БФ – это единое собрание множества документов. В БФ множество достигает больших, а в крупных библиотеках – огромных размеров. Для массовой библиотеки установлен норматив – не менее 2-ух тыс. книг, но объемы фонда со временем возрастают. В настоящее время объем фонда массовой библиотеки в среднем составляет 50 тыс. экземпляров. К примеру, в фонде РГБ насчитывается более 40 млн. документов.8 А библиотеками республики Беларусь накоплен фонд документов, совокупный объем которого, по неполным данным, составляет около 250 млн. экземпляров.9

Свойство множественности документов создает высокую информационную емкость фонда, способствует многовариантному поиску и подбору абонентами документов для чтения в процессе использования фона. Для библиотекаря же данное свойство определяет объем работы с фондом, повышает требование к созданию в фонде такого множества документов, которое полно выражает назначение библиотеки, информационные потребности ее абонентов. Для оценки качества фонда и его оптимизации библиотекарь начинает широко использовать методы математической теории множеств, требующей от него определенной математической подготовки.

  1. БФ – это совокупность документов, в которой все они взаимосвязаны, взаимозависимы, дополняют друг друга, представляют фонд как единое целое, иными словами БФ приобретает статус системы. Объединяющим для них является характер функций библиотеки, единство тематики. К тому же все профильные документы, введенные в фонд в разное время, отражает систему связей и закономерностей в поступательном развитии науки, техники, отраслей, профессий, культуры, литературы и т.д. Еще раз подчеркнем, фонд – не случайное скопление книг, журналов и других изданий, а продуманное собрание их.

В каждом фонде библиотеки существует свое пропорциональное соотношение массивов документов по:

  • тематике;
  • типу;
  • читательскому назначению;
  • возрасту.

Вот, например, сложившаяся к настоящему времени отраслевая структура фонда централизованной массовой библиотеки (в процентах)10:

Отделы единого фонда

 

Социально-экономическая литература

19,0

Естествознание, математика, медицина

6,5

Техника

6,0

Сельское хозяйство

6,0

Искусство, спорт

6,5

Художественная литература

и книги для дошкольников и учащихся 1-х классов

 

48,0

Прочие

8,0


Такое соотношение стало нормативным для массовых библиотек и принято для них обязательным. Правда, в последнее время массовые библиотеки переходят от этого жесткого норматива в отраслевой структуре БФ к свободному его образованию в зависимости от типа библиотеки, содержания внешних документных потоков, запросов абонентов. Видимо, данное процентное соотношение отраслевых разделов фонда массовой библиотеки будет со временем меняться, и это закономерный процесс развития БФ как системы.

Свойство системности отражается в моделях БФ.

  1. Фонд любой библиотеки – это концентрат собираемой информации, заложенной в различных документах. В практике формирования БФ концентрация информации в нем осуществляется двумя путями.

Информация о работе Принципы и закономерности развития библиотечных фондов