Природа и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:28, реферат

Описание работы

Столетиями планета воспринималась не как храм, а как мастерская. А человек мнил себя обязанным полностью поработить, переработать природу мастером. В итоге вместо прекрасных лесов на планете выросли серые бетонные города, вместо рек и озер – искусственные водохранилища, вместо чистого воздуха – смог. Это все - памятники современной техногенной культуры. И если мы, человечество, не найдем способ усмирить нашу культуру, гармонизировать ее с природой, мы будем обречены на вымирание. Так как природа под натиском культуры перестанет существовать. Поэтому проблема взаимоотношений природы и культуры на пороге превращения в проблему выживания человечества на планете Земля.

Содержание работы

1. Введение.........................................................................................................2
2. Культура и природа. Особые признаки и взаимодействие................... ....3
3. Место природы в культуре в различные исторические периоды.............5
4. Отчуждение от природы...............................................................................9
5. Вражда или гармония?................................................................................13
6. Заключение..................................................................................................16
7. Список используемой литературы...........................................................18

Файлы: 1 файл

природа и культура.docx

— 52.39 Кб (Скачать файл)

1

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение.........................................................................................................2  
2. Культура и природа. Особые признаки и взаимодействие................... ....3 
3. Место природы в культуре в различные исторические периоды.............5  
4. Отчуждение от природы...............................................................................9  
5. Вражда или гармония?................................................................................13  
6. Заключение..................................................................................................16  
7. Список используемой литературы...........................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

ВВЕДЕНИЕ

 
          Проблема взаимоотношений природы и культуры была неоднократно затронута многими учеными, однако, она не потеряла своей актуальности, так как ее решение так и не было найдено. Современный мир стоит на пороге экологического кризиса. Культура планомерно поглощает природу. Человек, возомнив себя царем на Земле, нещадно эксплуатирует природные ресурсы тысячи лет, создавая памятники культуры, совершенно забыв о том, что все материалы для его творения комфортного и красивого для себя мира дала ему природа.  
          Столетиями планета воспринималась не как храм, а как мастерская. А человек мнил себя обязанным полностью поработить, переработать природу мастером. В итоге вместо прекрасных лесов на планете выросли серые бетонные города, вместо рек и озер – искусственные водохранилища, вместо чистого воздуха – смог. Это все - памятники современной техногенной культуры.  
          И если мы, человечество, не найдем способ усмирить нашу культуру, гармонизировать ее с природой, мы будем обречены на вымирание. Так как природа под натиском культуры перестанет существовать. Поэтому проблема взаимоотношений природы и культуры на пороге превращения в проблему выживания человечества на планете Земля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

          КУЛЬТУРА И ПРИРОДА.ОСОБЫЕ ПРИЗНАКИ И  

                                      ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ                                                                                             
 
          Несмотря на некоторую антагоничность природы и культуры, они неразрывно связаны. Культуру часто называют «второй» природой, обозначая, таким образом, ее вторичность. Ведь культура – это нечто, созданное из природы человеком, в том числе и человеческое самопознание. Однако, «вторая» природа не может существовать вне природы «первой», первичной. Все культурные явления существуют в природной среде и являются результатом человеческого воздействия на нее. Человек сам является частью природы. Человеческое бытие дуально, так как объединяет в себе и природную компоненту и культурную. Вне природы человек не сможет существовать, так как физически и психологически зависит от ее ресурсов (воздух, вода, пища, тепло, красота). Природа также влияет на развитие культуры, а культура обеспечивает социальный характер бытия человека, она позволяет ему усвоить опыт предков, перенять социо-этнические нормы, мифы, образы, механизмы и технологии деятельности, таким образом, социализируя индивид в обществе. Также, культура помогает человеку осмыслить и понять природу, вкладывая в его мировоззрение категории и образы, разработанные и накопленные предыдущими поколениями, что помогает человеку влиться в природу, осознать ее, понять ее законы и научиться жить как ее часть. Таким образом, и природа и культура являются неотъемлемыми частями человеческого бытия.  
          Говоря об этом, встает важный вопрос – о природопользовании. На современном этапе развития общества природные ресурсы планеты истощаются катастрофически быстро. Человечество развивается экстенсивно, за счет использования природных ресурсов. Пора принимать серьезные меры по ограничению добычи полезных ископаемых, решать проблемы с загрязнением окружающей среды, спасать редкие виды животных, птиц и растений. 
          Культура – система, присущая только человеку. Несмотря на то, что многие животные и насекомые также как и человек влияют на природу, создают нечто искусственное, их деятельность не может являться культурной, так как в ней отсутствует творческая составляющая. Животные действуют определенным образом по велению инстинктов. Человек же способен самостоятельно определять каким образом вести ту или иную деятельность, человек даже способен ограничивать свои природные потребности, накладывая различные табу, которые также являются частью культуры. В этом ключе, культура может рассматриваться как эволюционная ступень развития человеческой природы.  
          Важный вопрос – соотношение природного и культурного в человеке. В современном мире развитие медицины сильно ограничивает возможности природы в естественном отборе. Выживает очень много нежизнеспособных

4

 

особей, что, в свою очередь, откладывает отпечаток на генетическую чистоту общества, способствует развитию и увеличению количества наследственных болезней и генетических мутаций. Также, уровень преступности и неестественной смертности накладывает отпечаток  на общество, сокращая количество здоровых индивидуумов в репродуктивном возрасте, количество детей. Каждому человеку необходимо внутри себя соотнести культурное и природное. Кому-то это соотношение позволяет быть ближе к природному, зачастую это приводит к тому, что человек становится преступником, ведь в естественной среде животные часто отбирают друг у друга пищу, убивают, сражаются, часто применяют силу. Другие же люди, у которых превалирует культурное, могут уходить от природы, отрекаться от своих корней, накладывать на себя бесчисленное количество табу и законов, ограничивая свою жизнь узкими рамками. Каждый должен примирить в себе природу и культуру. Ведь одно без другого неминуемо приведет к дисгармонии личности, асоциальному поведению, угрозе для общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

МЕСТО ПРИРОДЫ  В КУЛЬТУРЕ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ

 
          Когда человек начал возводить собственный человеческий мир, он, по существу, сделал первый шаг к разрыву с природой. Однако это вовсе не означает, будто человек отверг натуру. Мир культуры можно рассматривать как вполне естественную дальнейшую ступень мировой эволюции. В этом случае человек может восприниматься как соединительное звено между природой и культурой.  
          Внутренняя принадлежность человека к двум этим мирам свидетельствует о том, что в основе отношений между природой и культурой можно мыслить противоречие. Но в той же мере не исключено усматривать здесь некий принцип взаимной дополнительности. Культура — это природа, которую пересоздает человек, утверждая посредством этого самого себя в качестве человека. Всякое их противопоставление наносит ущерб достоинству человека.  
          По мнению Н.А. Бердяева, в культуре всегда есть два элемента — элемент технический и элемент природно-органический. Можно установить три стадии в истории человечества — природно-органическую, культурную в собственном смысле и технически машинную. Этому соответствует различное понимание духа в природе — погруженность духа в природу; выделение духа из природы и образование особой сферы духовности; активное овладение духом природы, господство над ней.  
          Стадии эти, конечно, нельзя понимать как хронологическую последовательность. Это, прежде всего разные типы. Следовательно, они могут находиться в синхронистическом пространстве. И человек культуры все еще жил в природном мире, который не был сотворен человеком, который представлялся сотворенным Богом. Он был связан с землей, с растениями и животными. Огромную роль играла теллурическая мистика, мистика земли. Известно, какое большое значение имели растительные и животные религиозные культы .  
          Преображенные элементы этих культов вошли и в христианство. Согласно христианским верованиям, человек из земли вышел и в землю должен вернуться. Н.А. Бердяев, развивая эту мысль, отмечает, что культура в период своего цветения была еще окружена природой, любила сады и животных. Цветы, тенистые парки и газоны, реки и озера, породистые собаки и лошади, птицы входят в культуру. Люди культуры, как ни далеко они ушли от природной жизни, смотрели еще на небо, на звезды, на бегущие облака. Созерцание красот природы есть даже по преимуществу продукт природы. 
          Согласное с природой представлялось и добрым, и справедливым. Для древнего грека и для средневекового человека существовал неизменный космос, иерархическая система. Такой порядок существовал и для Аристотеля, и для св. Фомы Аквинского. Земля и небо составляли

6

 

неизменную иерархическую  систему. Самое понимание неизменного  порядка природы было связано  с объективным теологическим  принципом.  
          Стоицизм с его идеей саморазвития мира и космологизмом пустил прочные корни в римской философии. Специфическое развитие получило представление о том, что человек призван не только к созерцанию. Его удел — всегда помнить свое призвание, то есть реализовывать деятельную жизнь. Выразить себя человек может только через творческую активность. Греко римская мифология не поддержала истории творения мира. Поэтому идея начала мира немыслима в контексте античной философии с присущей ей циклической концепцией времени.  
          Во времена античности каждое дерево, каждый источник, каждая река, каждый холм имели своего местного духа хранителя. Прежде чем срубить дерево, разрыть гору, остановить ручей, человек обязан был принести жертвоприношение, получить соизволение. Анимизм защищал природу от человека, который не отделял себя от нее.  
          Христианская традиция радикально изменила взгляд человека на среду своего обитания. Она унаследовала от иудаизма не только линейную концепцию неповторимого исторического времени, но и предание о последовательных стадиях творения, в частности, о сотворении самого человека. Согласно этой религии, человек как бы возвышается над природно космическим циклом времен. В природном царстве стала утверждаться духовная монополия человека. Действенно практическая настроенность западного христианства содействовала покорению природы.  
          Целостное и всеобъемлющее понимание природы, как оно сложилось в античной философии, в последующие века стало разрушаться. В разные эпохи появились специфические версии природы, в которых частная интерпретация оказывалась всеобщей. Не случайно А.В. Ахутин отмечает: «Природа» древнегреческого мыслителя, «природа» римского натуралиста, «природа» натуральной магии XVI в. и «природа» физика теоретика XVII в.— не просто разные понимания одного и того же предмета или разные отношения к нему. Речь идет о совершенно разных предметах».  
          Идея антропоморфного космоса прочно вошла в систему средневековых представлений о мире. Уподобление мира человеку, а человека миру стало одной из необходимых составляющих средневекового сознания, как элитарного, так и массового. Античная концепция макрокосма — микрокосма прекрасно наложилась на варварские представления о тесной связи человека с природой, об отсутствии резкой границы между телом человека и телом мира. Их синтез оплодотворил средневековое сознание.  
          Однако постепенно человек стал выделять из природного мира ту часть реальности, которая имеет значение для него и, соответственно, может быть преобразована. Время природы остается циклическим, соответствующим характеру и ритму земледельца, его родовому опыту. Что касается исторического времени, то оно приобретает напряженность, интенсивность.

7

 

Начиная с X— XII вв. Европа обнаруживает изобретательность в изготовлении разного рода приспособлений, которые  могли бы облегчить труд. В культурах  Византии и ислама тенденция к  убыстрению времени отсутствовала.  
          По мнению известного американского медиевиста и историка науки Л. Уайта, когда человек Европы перешел к интенсивной обработке почвы, он фактически превратился в эксплуататора природы. «Уже в начале IX в. начинает осознаваться новое эксплуататорское отношение к природе, — пишет он, — что, в частности, отразилось в оформлении франкских иллюстрированных календарей этой поры. Если в прежних календарях двенадцать месяцев олицетворялись пассивными аллегорическими фигурами, то в новых календарях они изображаются в виде пахарей, жнецов, лесорубов, мясников, то есть в виде человеческих фигур, занятых покорением мира. Человек и природа здесь разведены, человек выступает в роли хозяина природы ».  
          В эпоху Возрождения философы вновь обратились к античности и к ее космологической мысли. Однако природу необходимо принудить действовать в определенных условиях, которые обычно в ней либо вообще не существуют, либо существуют, будучи модифицированы другими.  
          Таким образом, в культуре западного мира прослеживаются различные эпохи — античность, средневековье, Возрождение, Новое время, которые отличаются разным постижением природы как феномена. При этом, несмотря на смену культурных парадигм, возникают определенные формы отношения к органике, к естественному. Не случайно, по мысли Н.А. Бердяева, «возврат к природе есть вечный мотив в истории культуры». 

Новое время охарактеризовано ускоренным развитием промышленности и техники. Природа – лишь инструмент для человека. Ее он использует как  ресурс для технологий и производства, как полигон для испытаний, как  безвольную рабыню. Европейская цивилизация  направила свою экспансию в Африку, Северную и Южную Америку, острова  Атлантического океана и т.д., добывая  ресурсы для своего ускоренного техногенного развития. 
          В новейшей истории, появились противоборствующие точки зрения на природу. У многих людей появилось осознание, что природа – залог выживания человечества. Если она будет истощена и погублена, человечество не сможет выжить. Если не начать принимать меры по ее сохранению, человечество будет обречено. По-прежнему, основные материальные ресурсы находятся в руках у промышленности. Она является основным источником загрязнения и уничтожения природы. поэтому ей и нести ответственность за сохранение такого хрупкого баланса на нашей планете. Необходимо изыскивать новые, безопасные для окружающей среды источники энергии, необходимо заботится о сохранности всех видов растений, животных, птиц, насекомых и даже людей (маленькие племена в

8

 

Африке, Сибири и других местах на планете).  
          Существует мнение, что когда ресурсы на Земле будут исчерпаны, человечество соберется в путь и полетит на поиски новой «Земли», где сможет и дальше расхищать природные богатства, добывать полезные ископаемые, убивать планету для своих нужд. Но где гарантия, что это новая «Земля» ко времени человеческого прибытия уже не будет убита предшественниками, которые также необдуманно обошлись с ней, как и мы? Необходимо заботиться о своей планете здесь и сейчас. Культура – это важный отличительный элемент человеческого общества, это свидетельство пребывания человеческой цивилизации на Земле, но необходимо помнить, что существование и развитие культуры без существования природы невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ ПРИРОДЫ

 
       Внедрение бэконовской точки зрения на природу в массовое сознание, которое исходило из того, что научное знание есть не что иное, как техническая власть над натурой, имело далеко идущие последствия. Став нормой человеческой деятельности, эта концепция оказалась величайшим, со времени изобретения земледелия, историческим событием не только в жизни человечества, но и в жизни всей планеты. Не случайно медленное накопление экологических изменений сменилось резкими сдвигами именно в эпоху Нового времени, когда в Европе и Северной Америке осуществился союз науки и техники. В западной культуре сформировалась общность между теоретическим и эмпирическим подходами к природной среде.  
          До этой эпохи наука по традиции оставалась аристократическим, интеллектуальным, созерцательным занятием, техника же оценивалась как второсортная, прагматически ориентированная ремесленная деятельность. Сохраняло свою актуальность отмеченное еще Аристотелем взаимодействие между интеллектуальной и вещественно ремесленной деятельностью человека. Внезапное проникновение науки и техники, вполне понятно, разрывало прежнюю установку культуры.  
          Однако было бы упрощением прослеживать в европейском сознании только эту тенденцию и не видеть постоянных контркультурных тенденций в ней. Уже в XVIII в. обнаружился углубленный, обостренный интерес к природе как некий противовес господствующей тенденции. Некоторые мыслители, в частности Руссо, выступили против технического оптимизма

эпохи Просвещения и возвестили возвращение человека в лоно природы. Культурное самосознание технического человека подверглось переоценке. Это  нашло свое отражение в возрождении  натурфилософских увлечений, в попытке  обосновать правомерность ее методологических установок.  
          Когда искусственный технический компонент возвышается над природно-органическим, это симптом перерождения культуры. Между тем, сотворив надприродный мир, человек стал утрачивать естественные корни. Он устремился к созданию артефактов. Природа оказалась растерзанной. Человек вдруг обнаружил в себе поразительный синдром разрушительности. Осознавая, что натура — его единственный очаг, он в то же время начал жечь, испепелять, расщеплять, взрывать ее. В нем пробудились инстинкты погромности, вакханальные страсти…  
          Мир у своих истоков был полон таинств. Загадки всебытия рождали животворящие взлеты души. Но человеку мнилось: его разум способен исчислить и распознать этот мир без волшебного остатка. Изобретя громоотвод, он счел прирученной молнию. Расщепив ядро, подумал, что ухватил первоначало материи. Разволшебствование мира обескровило его. Он превратился в некий физический остов. 
          Научившись преобразовывать реальность, человек стал менять

Информация о работе Природа и культура