Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:28, реферат
Столетиями планета воспринималась не как храм, а как мастерская. А человек мнил себя обязанным полностью поработить, переработать природу мастером. В итоге вместо прекрасных лесов на планете выросли серые бетонные города, вместо рек и озер – искусственные водохранилища, вместо чистого воздуха – смог. Это все - памятники современной техногенной культуры. И если мы, человечество, не найдем способ усмирить нашу культуру, гармонизировать ее с природой, мы будем обречены на вымирание. Так как природа под натиском культуры перестанет существовать. Поэтому проблема взаимоотношений природы и культуры на пороге превращения в проблему выживания человечества на планете Земля.
1. Введение.........................................................................................................2
2. Культура и природа. Особые признаки и взаимодействие................... ....3
3. Место природы в культуре в различные исторические периоды.............5
4. Отчуждение от природы...............................................................................9
5. Вражда или гармония?................................................................................13
6. Заключение..................................................................................................16
7. Список используемой литературы...........................................................18
10
собственное окружение. Причем
в фантастических ускорениях. На протяжении
жизни индивид, отрекшись от природных
ритмов, оказывается в только что
рожденной и тут же исчезнувшей
действительности. Он примеривает к
себе стили жизни, маски, фантомную
обстановку. Но психика, погруженная
в эти конвульсии, не выдерживает,
дает сбои, вязнет в синдромах.
Не человек
творит машины. Механизмы и технологии
диктуют ему свои законы. И он тянется
к искусственным структурам, потому что
верит: пересотворенный мир, вздыбившийся
над природой, окажется более комфортабельным,
управляемым. Преодоление собственной
природности ведет к эффекту зомбизма.
Слово «зомби»
пришло из западноиндийского фольклора.
В системе магических верований негров
Вест Индии и Африки это— труп, оживленный
и движимый колдовскими чарами. Словно
завороженный, зомби проносит повсеместно
искус небытия. В современном лексиконе
зомби — это человек, живущий и действующий
механически безжизненно и по чужой воле.
Часто используется как метафора технизированного
человека.
Во времена
средневековья представления об искаженной
природе человека как микрокосма находили
выражение в рассказах об инкубах и суккубах.
Образ механического живого существа
воплощен в романе М. Шелли «Франкенштейн,
или Современный Прометей». Герой романа
— молодой талантливый ученый, увлеченный
проблемой оживления материи. Он создает
уродливого гиганта, который ненавидит
своего творца и мстит ему за свое одиночество.
Максимилиан
Волошин писал о Новом времени, когда «наедине
с природой» человек «как будто озверел
от любопытства». В лабораториях люди
пытались, по слову поэта, выведать сокровеннейшие
тайны. А что же в итоге? Природа, одурелая
от пыток, как сказано у Волошина, выдала
кое какие секреты. Но человек накладывал
табу на все, что не было механизмом: на
откровение, таинство, экстаз.
Философия
Просвещения также создавала образ человека
с искаженной микрокосмичностью. В работе
Генриха Гейне «Религия и философия в
Германии» рассказывается об изобретенной
англичанином машине, которая в точности
копировала человека. Эта машина приставала
к своему хозяину с просьбой: «Дай мне
душу!» Но этого хозяин сделать не мог.
Человек
сам взращивает в себе комплексы технизированного
индивида, отлученного от органики. Немотивированная
жестокость, безверие души, дистрофия
интуиции и чувств — таковы приметы преобладания
технической формы над природой. Технизированный
мир, мертвящая рутина бюрократии, деперсонификация — это черты
данного отлучения человека от природности.
Современная
культура демонстрирует отчужденность
от природы. Даже там, где, казалось бы,
должна раскрываться спонтанность индивида,
его сокровенная своеобычность в интимной
жизни, господствует всеохватная
11
рецептурность. Объект страсти
воспринимается как вещь, как машина для
получения удовольствия. Вообще изначальный
смысл этих слов перечеканен в социологическое
понятие. Человек машина — это метафора,
некий образ. Отчужденный индивид, воплотивший
в себе протуберанцы технической цивилизации,
— вот что такое человек машина.
Человек
машина — это запоздалое дитя рассудочной
эпохи. Отпрыск абстрактной логики, презревшей
полнокровие жизни. Чадо мертвящих цивилизационных
структур. Плод технического сумасшествия.
Человек машина — следствие длительных
культурных мутаций, явивших раковую опухоль,
омертвение ее жизненных тканей. Он —
неожиданный итог завершенности, открытости
человека, одна из современных альтернатив
человеческой эволюции.
Многообразие
и естественность ритмов человек машина
хотел бы подменить искусственной пульсацией,
безжизненным шевелением, устремленным
к окончательной остановке. Этот пункт
назначения не имеет ничего общего с нирваной,
где блаженство рождено воссоединением
с духом. Здесь всевластие распада, самодержавие
смерти. Бытие развертывает себя в
механических конвульсиях,
предваряющих финальное распыление. Жизнь
оказывается торжествующей травестией
смерти.
Но в природе
можно отыскать аналог этих автоматических
ритмов, в феномене техники. Но она не упала
с неба. Ей предшествовал некий вывих сознания,
которое отвергло универсальность и полнозвучие
бытия. Человек, по слову поэта, разъял
вселенную на вес и число. Освободил заклепанных
титанов. Вселенная предстала перед ним
как черный негатив. Прав Максимилиан
Волошин, сказав, что точно так осознала
бы мир сама себя познавшая машина.
«Не будет
преувеличением сказать, — отмечал Н.А.
Бердяев,— что вопрос о технике стал вопросом
о судьбе человека и судьбе культуры».
Техника, по его словам, становится последней
любовью человека, и он готов изменить
свой образ под влиянием предмета своей
любви.
В развитии философии техники значительную
роль сыграла русская религиозная философия.
«Технику можно понимать в более широком
и в более узком смысле, — писал Н.А. Бердяев,—
Techne значит и индустрия, и искусство. Мы
говорим не только о технике экономической,
военной, технике, связанной с передвижением
и комфортом жизни, но и о технике стихосложения,
живописи, танца, права, даже о технике
духовной жизни, мистического пути».
Скажем,
йогу мы можем рассматривать как своеобразную
духовную технику. Однако для реализации
йогической культуры не нужны никакие
внешние приспособления. Здесь культура
вырастает на органической основе и испытывает
потребности в артефактах. Следовательно,
противопоставление природы и культуры
в целом носит условный характер.
Парадокс,
сопряженный с техникой, можно выразить
примерно так: без
12
техники невозможна культура,
ибо с ней связано само возникновение
культуры. С другой стороны, окончательная
победа техники в культуре, вступление
в техническую эпоху влечет культуру
к гибели. Именно поэтому жажда
возврата прошлого, тяга к восстановлению
естественности так ощутимы в
философии культуры. Сначала человек
зависел от природы. Эта зависимость
была растительно-животной. Затем возникла
новая зависимость человека от природы,
только другого вида — машинной
природы.
Однако воздействие
техники на культуру не исчерпывается
только негативными воздействиями на
человека. Техника имеет космогоническое
значение, через нее создается новый космос.
Человеку удалось вызвать к жизни, реализовать
новую действительность. Это показатель
безусловной мощи человека. Здесь можно
догадываться о творческом и царственном
призвании человека. Но тут же и показатель
его слабости, его склонности к рабству.
Технизация
духа, технизация разума может обернуться
гибелью духа и разума. Техника отрывает
человека от земли, она наносит удар всякой
мистике земли. Титанизм техники прямо
противоположен всякому пассивному, животно-растительному
пребыванию в материнском лоне, в лоне
матери земли. Так завершается по сути
делателлурический этап в истории человечества.
Но вместе с тем техника дает чувство планетарности
земли, радикально иное чувство земли,
чем то, какое было свойственно человеку
в прежние эпохи.
13
ВРАЖДА ИЛИ
ГАРМОНИЯ
При определении культуры
нельзя исключить человека. Культуру,
скажем, нельзя свести к преобразованной
людьми природе, ибо в такой трактовке
упускается из виду сам человек. Традиционная
культурология постулировала, что
культура надстраивается над естественно
природным началом и в этом
качестве противостоит ему. Отношения
между культурой и природой, стало
быть, выступают в основном как
враждебные, непримиримые, ибо культура
сковывает природные потенции человека.
Сбросить оковы культуры означает в
этой системе рассуждений вернуться
к «непреобразованной», «неокультуренной»
природе.
Если культура
восходит к изначальному человеческому
влечению, устремлению, порыву, то надо
выявить данный импульс и соотнести его
с наличной культурой. Правильно угаданный
антропологический запрос может помочь
сегодня в «исправлении» культуры, в устранении
ее дефектов. Таким образом, антропологически
ориентированные философы рассматривают
отношения между природой и культурой
в существе своем как невраждебные, доступные
гармонизации.
Однако
многие другие мыслители трактуют отношения
между природой и культурой в духе все
обостряющегося конфликта. Они полагают,
что культура изначально враждебна человеку
и природе. Философы, следовательно, должны
не проглядеть трагические последствия,
которые вытекают из этого антагонизма.
Пока социальные
связи между людьми были патриархальными,
прозрачными, легко контролируемыми, рознь
между природой и культурой не выявлялась
и не осознавалась. Однако постепенно
по мере усложнения общественных отношений,
усиления диктата культурных норм над
индивидуальным поведением непримиримость
между природой и культурой обнаруживается
все с большей наглядностью. Инстинктивная
сфера человека не выдерживает возрастающей
нагрузки. Экологический кризис, ядерное
безумие, параноидность человеческого
поведения они рассматривают как следствие
обостряющегося столкновения между природой
и культурой.
В связи
с этим в философии культуры обсуждается
вопрос о том, как случилось, что в истории
человечества наметился поворот к отчуждению
человека от природы. Некоторые исследователи
полагают, что источник наших экологических
проблем — иудейско-христианская вера
в человеческое призвание, направленное
на господство над природой. Однако действительно
ли данная концепция правильно трактует
библейскую веру в верховенство человека,
или же, напротив, в действительности Ветхий
и Новый Заветы выражают более просвещенное
и более благородное отношение к природе?
По мнению
американского культуролога Л. Уайта,
«исторические корни нашего экологического
кризиса» восходят к иудейско-христианской
14
доктрине о сотворении
мира. В более специфическом смысле
эти корни связаны с верой,
что человек был сотворен по образу
и подобию Божьему, что он причастен
трансцендентности по отношению
к природе и что весь порядок
мирового природного бытия был создан
ради человечества. В менее отдаленной
истории корни кризиса
По словам
Л. Уайта, победа христианства над язычеством явилась величайшей
революцией сознания в истории нашей культуры.
Мы все живем уже в «постхристианскую
эпоху». Многие из мифов народов мира дают
описание истории творения. Греко римская
же мифология в этом плане совершенно
иная. Мыслители древнего Запада отрицали,
как и Аристотель, что видимый мир когда-то
имел начало. В их схему циклического понимания
времени невозможно ввести представление
об истоках.
Резкий
контраст с этим воззрением являет христианство,
которое унаследовало от иудаизма концепцию
времени как линейного и неповторяющегося.
Всемогущий и любящий Бог шаг за шагом
создавал тьму и свет, небесные тела, Землю
со всеми ее растениями, животными, птицами
и рыбами. Затем появился человек. Он дал
имена всем животным, установив таким
способом над ними свое господство. Бог
предусмотрел и спланировал все это исключительно
для пользы человека и чтобы он управлял
миром: всякая природная тварь не имеет
никакого иного предназначения, кроме
как служить целям человека.
Отношение
человека к природе в христианстве определяется
во многом тем, что он, как и Бог, трансцендентен
по отношению к миру. Полностью и непримиримо
противостоя древнему язычеству и азиатским
религиям, за исключением, возможно, зороастризма,
христианство не только постулировало
дуализм человека и природы, но и обосновало
мысль, будто Воля Божья такова, чтобы
человек эксплуатировал природу ради
своих целей.
Л. Уайт
подчеркивает, что в эпоху античности
каждое дерево, каждый ручей, каждый водный
поток, каждый холм имел своего духа защитника.
Эти духи были доступны человеку, хотя
и очень не похожи на него: кентавры, фавны,
сирены, наяды — все они являли собой двойственный
облик. Прежде чем срубить дерево, вырыть
шахту, перекрыть речку, важно было расположить
в свою пользу того духа, который владел
определенной ситуацией, и позаботиться
о том, чтобы и впредь не лишиться его милости.
Разрушив языческий анимизм, христианство
открыло психологическую возможность
эксплуатировать природу безгранично.
Однако
некоторые западные исследователи, назовем
в частности Р. Атфилда, вступают в прямую
полемику с Уайтом. Он отмечает, что в этой
15
концепции есть логические
неувязки. Странно, к примеру, обнаруживать,
что один и тот же подход обнаруживает
себя не только в постхристианское
время, но и в таких обществах,
как Япония, которая никогда не
была по-настоящему христианской.
По мнению
Р. Атфилда, связь между наукой и учением
о сотворении мира весьма тесная. Вера
в сотворение мира означает возможность
естествознания, а вера в господство человека
над природой подразумевает, что само
господство — это гуманитарный долг.
Между природой
и культурой не существует вечного и постоянно
обостряющегося конфликта. Отбрасывая
пасторальные, абстрактно идиллические
представления об изначальной гармонии
природы и культуры, важно сегодня разработать
концепцию спасения органического и цивилизованного
достояния человечества, гуманизировать
культуру. Отношение к природе осмысливается
сегодня через экзистенциальные предпосылки,
через тайны и драматизм человеческого
существования.
Все эти
мировоззренческие толкования отражают
различные версии соотношения природы
и культуры. Сегодня речь идет о том, чтобы
создать новую экологическую этику. Образцом
нового отношения к жизни можно назвать
деятельность А. Швейцера. Она была связана
с разработкой принципов новой этики,
имеющей в своей основе принцип благоговения
перед жизнью в любом ее природном качестве
– биологическом, зоологическом, антропологическом.
Швейцер считал, что нельзя проводить
различие между жизнью высших и низших
биологических форм, невозможно определять,
какая из форм жизни более ценная. Он выдвигал
тезис: «Я жизнь, которая хочет жить среди
жизни, которая хочет жить». Отсюда он
делает вывод, что критерием развития
культуры является уровень гуманизма,
достигнутый обществом.
А. Швейцер
подчеркивает, что в современном мире
быстрыми темпами идет самоуничтожение
культуры. Видимость технического прогресса
создала иллюзию триумфа культуры и процветания
человечества. Однако современный человек
все более отходит от нравственных позиций,
от оптимистического взгляда на жизнь.
В свое свободное время человек ищет таких
развлечений, которые требуют минимального
духовного напряжения и совсем не связаны
с гуманистическими началами. Даже при
воспитании на первый план выходит принуждение,
а не гуманизм. Над миром личности господствует
мир общества, люди теряют самобытность
и самостоятельность, они добровольно
отказываются от права на мышление.
Признание роли
личности – это та нить, которая связывает
все тенденции происходящего. Многие философы
видят именно в этом новый подход к решению
проблемы природы и культуры, их взаимосвязи.
Успехи нашей внешней культуры приводят
к тому, что индивиды, несмотря на все преимущества,
которые сулят им эти успехи, во многих
отношениях утрачивают способность к
постижению подлинной культуры.